Приложение №2 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №19 Рабочая программа учебного курса «Краеведение» 6 класс для обучающихся 6 классов г. Серов 2023 год 1 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Гидросфера Исследователи Мирового океана. Умение определять части Мирового океана. Мореходы. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Гидрологи. Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам родного края. Гидрологи. Знакомство с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника. Фольклористы. Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем. Атмосфера Принцип работы барометра-анероида. Разработать барометрическую карту населенного пункта. Методы моделирования и проектирования. Создание макета воздушного шара своими руками и разработать маршрут путешествия на воздушном шаре по родному краю. Ученные-географы. Экскурсия с целью фотографирования облаков. Разработка атласа «Облака нашей местности». Метеорологи. Создание своей метеорологической станции. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды. Метеорологи-синоптики. Умение составлять прогноз погоды. Биосфера Биогеографы. Составление каталога комнатных растений по их географическому принципу. Почвоведы. Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов. Географическая оболочка Экотуристы. Составление по тексту схемы путешествия. Экскурсоводы. Разработка виртуальной или реальной экскурсия на природу. Знакомство с особо охраняемыми территориями. 2 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к 3 природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; 4 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям 5 Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников; различать свойства вод отдельных частей Мирового океана; применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; различать питание и режим рек; сравнивать реки по заданным признакам; различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; описывать состав, строение атмосферы; определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы; устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений; различать виды атмосферных осадков; различать понятия «бризы» и «муссоны»; различать понятия «погода» и «климат»; различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме; называть границы биосферы; приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; различать растительный и животный мир разных территорий Земли; объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; 6 применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природнотерриториальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; сравнивать плодородие почв в различных природных зонах; приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ № п/п 1-2 3 Кол- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тема во часов Раздел 1. Гидросфера (5 часов) Части Мирового океана (видеоуроки) Почувствуйте себя 2 журналистами! Почувствуйте себя исследователем Мирового 1 https://videouroki.net/razrabotki/chastimirovogo-okeana.html Урок «География в древности и в эпоху Средневековья» (РЭШ) 7 океана! Почувствуйте себя мореходами! 1 5-6 Осваиваем моделирования! методы 2 7 8-9 Почувствуйте себя гидрологами! Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Почувствуйте себя фольклористами! Почувствуйте себя гидробиологами! Защита проектов по теме: «Вода в земных кладовых» 1 2 4 10 11 1213 1 1 2 Раздел 2. Атмосфера (6 часов) Барометр-анероид (видеоуроки) 2 1415 1617 Изучаем работу барометраанероида! Осваиваем методы моделирования и проектирования! 2 1819 Почувствуйте себя ученнымигеографами! (1 занятие – экскурсия с целью фотографирования облаков; 2 занятие - разработка атласа облаков) Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию. Почувствуйте себя метеорологами- синоптиками! 2 Защита проектов по теме: «Погода метеорологические 1 202122 23 24 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7860/start/312709/ Урок «Эпоха Великих географических открытий. Географические открытия XVII– XIX вв.» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/ Урок «Современные географические исследования» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7862/start/312740/ Урок «Развитие географических знаний человека о Земле» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/69ab7645-5aa147ce-ab30-5f920703f15e Урок «Реки Земли» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7186/start/251822/ Онлайн книга «Мир вокруг нас» https://kartaslov.ru/книги/Г_П_Шалаева_Мир _вокруг_нас/6 https://videouroki.net/razrabotki/urok-potiemie-baromietr-anieroid.html Урок. Приборы для измерения давления. Решение задач по теме «Атмосфера и атмосферное давление». (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2969/start/ Урок «Влажность воздуха. Облака» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/808/ 3 1 Урок «Метеорологические приборы и устройства» (видеоуроки) https://videouroki.net/razrabotki/mietieorologhi chieskiie-pribory-i-ustroistva.html Урок «Погода и климат. Наблюдение за погодой. Карты погоды» (РЭШ) 8 наблюдения» https://resh.edu.ru/subject/lesson/7182/start/252008/ Раздел 3. Биосфера (2 часа) Сайт «Комнатные растения» себя 2 2526 Почувствуйте биогеографами! 2728 Почувствуйте себя почвоведами! (экскурсия- практикум) 2 29 Создайте игротеку! 1 30 3132 33 34 географическую https://rastenievod.com/category/komnatnyerasteniya Информационная система «Почвенногеографическая база данных России» https://soil-db.ru/abiturientam-i-shkolnikam/muzei/muzey-pochvovedeniya-im-sazaharova/pochvennyy-profil Раздел 4. Географическая оболочка (4 часа) Почувствуйте себя 1 экотуристами! Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсия на природу Почувствуйте себя проектировщиками! (разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря) Подведение итогов «Парад успехов» Итого 2 1 1 34 9