ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Методы решения физических задач» за курс среднего общего образования 10 - 11 классы 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные результаты освоения отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Метопредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельностилюдей; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественныминауками; – устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания иобъяснения; – использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ееоценивая; – различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научномпознании; – проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планироватьход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; – проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; – использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь междуними; – использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ ихприменимости; – решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса(явления); – решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; – учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметныхзадач; – использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектныхзадач; – использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневнойжизни. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физическихтеорий; – владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов идоказательств; – характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,энергия; – выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей изаконов; – самостоятельно планировать и проводить физическиеэксперименты; – характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этихпроблем; – решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметныхсвязей; – объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и техническихустройств; – объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методовоценки. 2. Содержание учебного предмета. 10 класс Физическая задача. Классификация задач (4 ч) Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Правила и приемы решения физических задач (6 ч) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д. Динамика и статика (6 ч) Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Экскурсии с целью отбора данных для составления задач. Законы сохранения (6 ч) Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч) Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Основы термодинамики (6 ч) Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров. 11 класс Электрическое и магнитное поля (4 ч) Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч) Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика». Электромагнитные колебания и волны(24 ч) Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (2ч) 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. 10 класс № Тема урока Физическая задача, её структура. Классификация задач по содержанию, по способу решения, методу решения, по характеру исследования, по сложности Этапы решения физической задачи 1 Различные приемы и методы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, алгебраический способ, геометрические приемы, графический способ, метод размерностей Координатный метод решения задач 1 Чтение и построение графиков зависимости кинематических величин от времени при прямолинейно равномерном и равноускоренном движении Задачи на относительность движения: закон сложения скоростей, движение протяженных тел, графические задачи Движение тела под действием силы тяжести 1 Идеализация физической задачи. Решение задач на движение под действием силы тяжести с начальной скоростью, направленной горизонтально и под углом к горизонту Решение задач на равномерное движение по окружности 1 10. Решение задач на применение закона всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Движение искусственных спутников планет 11. Расчет веса тела, движущегося с ускорением. Перегрузки невесомость 12. Алгоритм решения задач на применение законов Ньютона. Движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении 13. Решение задач на движение по наклонной плоскости 1 14. Решение задач на движение тела по окружности под действием нескольких сил. Конический маятник 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 1 1 1 1 1 1 1 15. Решение задач на движение системы тел. Пример задачи с неизвестным исходом 16. Контрольная работа по темам «Кинематика», «Динамика» 1 17. .Решение задач на применение условия равновесия неврашающегося тела. Разложение сил на составляющие 18 Решение задач на применение правила моментов 1 1 1 19. Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса и реактивное 1 движение 20. Решение задач на определение работы и мощности 1 21. Метод применения законов сохранения. Решение задач на закон сохранения механической энергии и на совместное применение законов сохранения энергии и импульса 22. КПД механизма. Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона 23 Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы, на применение основного уравнения МКТ и его следствий 24 Решение задач на применение уравнения Менделеева–Клапейрона, объединенного газового закона и частных газовых законов 25. Графические задачи на применение газовых законов 1 26. Решение задач на применение закона Гука. Определение модуля Юнга 27. Решение задач на фазовые превращения и составление уравнения теплового баланса. Решение задачи с неизвестным исходом методом предположений с последующей проверкой 28. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Графические задачи на процессы в газе с учетом теплообмена 29. Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей. Пути повышения КПД тепловых двигателей 30. Решение задач на применение закона Кулона и закона сохранения электрического заряда 31. Решение задач на расчет напряженности электрического поля в данной точке. Принцип суперпозиции полей 32. Решение задач на движение и равновесие заряженных частиц в однородном электрическом поле 33. Задачи на расчет электроёмкости плоского конденсатора и энергии заряженного конденсатора. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34. Соединение конденсаторов 1 11 класс № Содержание занятия Электрическое и магнитное поля (4ч) 1/1 Решение задач на описание электрического поля 2/2 Решение задач на описание систем конденсаторов 3/3 Решение задач на описание магнитного поля 4/4 Решение задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца» Постоянный электрический ток в различных средах (5ч) 5/1 Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. цепей 6/2 Решение задач на закон Ома для участка цепи 7/3 Решение задач на закон Ома для полной цепи 8/4 Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца 9/5 Решение задач на законы послед.и параллельного соединения Электромагнитные колебания и волны (24ч) 10/1 Решение задач по темам «Магнитная индукция. Магнитный поток» 11/2 Решение задач на применение правила Ленца 12/3 Решение задач на закон электромагнитной индукции 13/4 Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках» 14/5 Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность» 15/6 Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока 16/7 Решение задач на колебания математического маятника 17/8 Решение задач на превращение энергии при гармонических колебаниях 18/9 Решение задач по теме «Вынужденные колебания. Резонанс» 19/10 Решение задач на превращение энергии при электрических колебаниях 20/11 Решение задач на переменный электрический ток 21/12 Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22/13 Решение задач по теме «Резонанс в электрической цепи» 23/14 Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы» 24/15 Решение задач на нахождение длины и скорости мех.волн 25/16 Рассмотрение свойств электромагнитных волн, радиоволн 26/17 Решение задач на закон отражения света, полное отражение 27/18 Решение задач на закон преломления света 28/19 Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе» 29/20 Решение задач на применение формулы тонкой линзы 30/21 Решение задач на дисперсию, интерференцию света 31/22 Решение задач по теме «Дифракционная решетка» 32/23 Рассмотрение постулатов теории относительности. Классификация задач по СТО, примеры их решения 33/24 Решение задач на связь между массой и энергией Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (1ч) 34 Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1