РП Методы решения задач с параметрами 10 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Методы решения задач с параметрами»
за курс среднего общего образования
10 класс

2021 г

1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
2

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения углубленного курса математики должны
включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
1) сформированность представлений о необходимости доказательств при
обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении
дедуктивных рассуждений;
2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса
математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения
доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
3) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать
построенные модели, интерпретировать полученный результат;
4) сформированность представлений об основных понятиях математического
анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций,
использование полученных знаний для описания и анализа реальных
зависимостей;
5)
владение умениями составления вероятностных моделей по
условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с
применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей;
исследования случайных величин по их распределению.

3

Углубленный уровень
«Системно-теоретические результаты»
Раздел

Выпускник научится

Цели освоения
предмета

Для успешного продолжения образования
по специальностям, связанным с прикладным использованием
математики

Элементы теории
множеств и
математической
логики

Требования к результатам
 Свободно оперировать понятиями: конечное множество, элемент
множества, подмножество, пересечение, объединение и разность
множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок,
интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой,
графическое представление множеств на координатной плоскости;
 задавать множества перечислением и характеристическим
свойством;
 оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения,
истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный
случай общего утверждения, контрпример;
 проверять принадлежность элемента множеству;
 находить пересечение и объединение множеств, в том числе
представленных графически на числовой прямой и на
координатной плоскости;
 проводить доказательные рассуждения для обоснования
истинности утверждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 использовать числовые множества на координатной прямой и на
1

Выпускник получит возможность
научиться
Для обеспечения возможности
успешного продолжения
образования по специальностям,
связанным с осуществлением
научной и исследовательской
деятельности в области
математики и смежных наук
Достижение результатов раздела II;
- оперировать понятием определения,
основными видами определений,
основными видами теорем;
 понимать суть косвенного
доказательства;
- оперировать понятиями счетного и
несчетного множества;
-применять метод математической
индукции для проведения рассуждений и
доказательств и при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении
других предметов:
-использовать теоретикомножественный язык и язык логики для
описания реальных процессов и явлений,
при решении задач других учебных
предметов

1

Здесь и далее: знать определение понятия, знать и уметь обосновывать свойства (признаки, если они есть) понятия, характеризовать связи с другими понятиями,
представляя одно понятие как часть целостного комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.

4


Числа и
выражения













координатной плоскости для описания реальных процессов и
явлений;
проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной
жизни, при решении задач из других предметов
Свободно оперировать понятиями: натуральное число, множество
натуральных чисел, целое число, множество целых чисел,
обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число,
рациональное число, множество рациональных чисел,
иррациональное число, корень степени n, действительное число,
множество действительных чисел, геометрическая интерпретация
натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять разницу между позиционной и
непозиционной системами записи чисел;
переводить числа из одной системы записи (системы счисления) в
другую;
доказывать и использовать признаки делимости суммы и
произведения при выполнении вычислений и решении задач;
выполнять округление рациональных и иррациональных чисел с
заданной точностью;
сравнивать действительные числа разными способами;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и
десятичной дроби, числа, записанные с использованием
арифметического квадратного корня, корней степени больше 2;
находить НОД и НОК разными способами и использовать их при
решении задач;
выполнять вычисления и преобразования выражений, содержащих
действительные числа, в том числе корни натуральных степеней;
выполнять стандартные тождественные преобразования
тригонометрических, логарифмических, степенных,
иррациональных выражений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 выполнять и объяснять сравнение результатов вычислений при

 Достижение результатов раздела II;
 свободно оперировать числовыми
множествами при решении задач;
 понимать причины и основные идеи
расширения числовых множеств;
 владеть основными понятиями теории
делимости при решении стандартных
задач
 иметь базовые представления о
множестве комплексных чисел;
 свободно выполнять тождественные
преобразования тригонометрических,
логарифмических, степенных
выражений;
 владеть формулой бинома Ньютона;
 применять при решении задач теорему
о линейном представлении НОД;
 применять при решении задач
Китайскую теорему об остатках;
 применять при решении задач Малую
теорему Ферма;
 уметь выполнять запись числа в
позиционной системе счисления;
 применять при решении задач
теоретико-числовые функции: число и
сумма делителей, функцию Эйлера;
 применять при решении задач цепные
дроби;

5

решении практических задач, в том числе приближенных
вычислений, используя разные способы сравнений;
 записывать, сравнивать, округлять числовые данные реальных
величин с использованием разных систем измерения;
составлять и оценивать разными способами числовые выражения при
решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Уравнения и
неравенства

 Свободно оперировать понятиями: уравнение, неравенство,
равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся
следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на
множестве, равносильные преобразования уравнений;
 решать разные виды уравнений и неравенств и их систем, в том
числе некоторые уравнения 3-й и 4-й степеней, дробнорациональные и иррациональные;
 овладеть основными типами показательных, логарифмических,
иррациональных, степенных уравнений и неравенств и
стандартными методами их решений и применять их при решении
задач;
 применять теорему Безу к решению уравнений;
 применять теорему Виета для решения некоторых уравнений
степени выше второй;
 понимать смысл теорем о равносильных и неравносильных
преобразованиях уравнений и уметь их доказывать;
 владеть методами решения уравнений, неравенств и их систем,
уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор;
 использовать метод интервалов для решения неравенств, в том
числе дробно-рациональных и включающих в себя

 применять при решении задач
многочлены с действительными и
целыми коэффициентами;
 владеть понятиями приводимый и
неприводимый многочлен и применять
их при решении задач;
 применять при решении задач
Основную теорему алгебры;
- применять при решении задач
простейшие функции
комплексной переменной как
геометрические
преобразования.
 Достижение результатов раздела II;
 свободно определять тип и выбирать
метод решения показательных и
логарифмических уравнений и
неравенств, иррациональных уравнений
и неравенств, тригонометрических
уравнений и неравенств, их систем;
 свободно решать системы линейных
уравнений;
 решать основные типы уравнений и
неравенств с параметрами;
 применять при решении задач
неравенства Коши — Буняковского,
Бернулли;
 иметь представление о неравенствах
между средними степенными

6







Функции

иррациональные выражения;
решать алгебраические уравнения и неравенства и их системы с
параметрами алгебраическим и графическим методами;
владеть разными методами доказательства неравенств;
решать уравнения в целых числах;
изображать множества на плоскости, задаваемые уравнениями,
неравенствами и их системами;
свободно использовать тождественные преобразования при
решении уравнений и систем уравнений

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 составлять и решать уравнения, неравенства, их системы при
решении задач других учебных предметов;
 выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при
решении различных уравнений, неравенств и их систем при
решении задач других учебных предметов;
 составлять и решать уравнения и неравенства с параметрами при
решении задач других учебных предметов;
 составлять уравнение, неравенство или их систему, описывающие
реальную ситуацию или прикладную задачу, интерпретировать
полученные результаты;
использовать программные средства при решении отдельных
классов уравнений и неравенств
 Владеть понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и
значение функции, область определения и множество значений
функции, график зависимости, график функции, нули функции,
промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом
промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и
наименьшее значение функции на числовом промежутке,
периодическая функция, период, четная и нечетная функции;
уметь применять эти понятия при решении задач;
 владеть понятием степенная функция; строить ее график и уметь
применять свойства степенной функции при решении задач;

 Достижение результатов раздела II;
 владеть понятием асимптоты и
уметь его применять при решении
задач;
 применять методы решения
простейших дифференциальных
уравнений первого и второго порядков.

7

Элементы
математического
анализа

 владеть понятиями показательная функция, экспонента; строить их
графики и уметь применять свойства показательной функции при
решении задач;
 владеть понятием логарифмическая функция; строить ее график и
уметь применять свойства логарифмической функции при
решении задач;
 владеть понятиями тригонометрические функции; строить их
графики и уметь применять свойства тригонометрических
функций при решении задач;
 владеть понятием обратная функция; применять это понятие при
решении задач;
 применять при решении задач свойства функций: четность,
периодичность, ограниченность;
 применять при решении задач преобразования графиков функций;
 владеть понятиями числовая последовательность, арифметическая
и геометрическая прогрессия;
 применять при решении задач свойства и признаки
арифметической и геометрической прогрессий.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
 определять по графикам и использовать для решения прикладных
задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и
наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания
функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, точки
перегиба, период и т.п.);
 интерпретировать свойства в контексте конкретной практической
ситуации;.
определять по графикам простейшие характеристики периодических
процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др.
(амплитуда, период и т.п.).
 Владеть понятием бесконечно убывающая геометрическая
 Достижение результатов раздела II;
прогрессия и уметь применять его при решении задач;
 свободно владеть стандартным
аппаратом математического анализа
 применять для решения задач теорию пределов;
для вычисления производных функции
 владеть понятиями бесконечно большие и бесконечно малые
8









числовые последовательности и уметь сравнивать бесконечно
большие и бесконечно малые последовательности;
владеть понятиями: производная функции в точке, производная
функции;
вычислять производные элементарных функций и их комбинаций;
исследовать функции на монотонность и экстремумы;
строить графики и применять к решению задач, в том числе с
параметром;
владеть понятием касательная к графику функции и уметь
применять его при решении задач;
владеть понятиями первообразная функция, определенный
интеграл;
применять теорему Ньютона–Лейбница и ее следствия для
решения задач.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
 решать прикладные задачи из биологии, физики, химии,
экономики и других предметов, связанные с исследованием
характеристик процессов;
- интерпретировать полученные результаты.












Статистика и
теория
вероятностей,

 Оперировать основными описательными характеристиками
числового набора, понятием генеральная совокупность и выборкой
из нее;




одной переменной;
свободно применять аппарат
математического анализа для
исследования функций и построения
графиков, в том числе исследования на
выпуклость;
оперировать понятием первообразной
функции для решения задач;
овладеть основными сведениями об
интеграле Ньютона–Лейбница и его
простейших применениях;
оперировать в стандартных
ситуациях производными высших
порядков;
уметь применять при решении задач
свойства непрерывных функций;
уметь применять при решении задач
теоремы Вейерштрасса;
уметь выполнять приближенные
вычисления (методы решения
уравнений, вычисления определенного
интеграла);
уметь применять приложение
производной и определенного
интеграла к решению задач
естествознания;
владеть понятиями вторая
производная, выпуклость графика
функции и уметь исследовать
функцию на выпуклость.
Достижение результатов раздела II;
иметь представление о центральной
предельной теореме;

9

логика и
комбинаторика

 оперировать понятиями: частота и вероятность события, сумма и
произведение вероятностей, вычислять вероятности событий на
основе подсчета числа исходов;
 владеть основными понятиями комбинаторики и уметь их
применять при решении задач;
 иметь представление об основах теории вероятностей;
 иметь представление о дискретных и непрерывных случайных
величинах и распределениях, о независимости случайных величин;
 иметь представление о математическом ожидании и дисперсии
случайных величин;
 иметь представление о совместных распределениях случайных
величин;
 понимать суть закона больших чисел и выборочного метода
измерения вероятностей;
 иметь представление о нормальном распределении и примерах
нормально распределенных случайных величин;
 иметь представление о корреляции случайных величин.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
 вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни;
выбирать методы подходящего представления и обработки данных.

 иметь представление о выборочном
коэффициенте корреляции и линейной
регрессии;
 иметь представление о
статистических гипотезах и проверке
статистической гипотезы, о
статистике критерия и ее уровне
значимости;
 иметь представление о связи
эмпирических и теоретических
распределений;
 иметь представление о кодировании,
двоичной записи, двоичном дереве;
 владеть основными понятиями
теории графов (граф, вершина, ребро,
степень вершины, путь в графе) и
уметь применять их при решении
задач;
 иметь представление о деревьях и
уметь применять при решении задач;
 владеть понятием связность и уметь
применять компоненты связности при
решении задач;
 уметь осуществлять пути по ребрам,
обходы ребер и вершин графа;
 иметь представление об эйлеровом и
гамильтоновом пути, иметь
представление о трудности задачи
нахождения гамильтонова пути;
 владеть понятиями конечные и
счетные множества и уметь их
применять при решении задач;
 уметь применять метод
10

Текстовые задачи

Геометрия

 Решать разные задачи повышенной трудности;
 анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод
решения задачи, рассматривая различные методы;
 строить модель решения задачи, проводить доказательные
рассуждения при решении задачи;
 решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий,
выбора оптимального результата;
 анализировать и интерпретировать полученные решения в
контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие
контексту;
 переводить при решении задачи информацию из одной формы
записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы,
графики, диаграммы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи и задачи из других предметов
 Владеть геометрическими понятиями при решении задач и
проведении математических рассуждений;
 самостоятельно формулировать определения геометрических
фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках
геометрических фигур и обосновывать или опровергать их,
обобщать или конкретизировать результаты на новых классах
фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по
различным основаниям;
 исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать,
интерпретировать и преобразовывать информацию,
представленную на чертежах;
 решать задачи геометрического содержания, в том числе в
ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия,
выполнять необходимые для решения задачи дополнительные

математической индукции;
уметь применять принцип Дирихле при
решении задач
 Достижение результатов раздела II

 Иметь представление об
аксиоматическом методе;
 владеть понятием геометрические
места точек в пространстве и уметь
применять их для решения задач;
 уметь применять для решения задач
свойства плоских и двугранных углов,
трехгранного угла, теоремы косинусов
и синусов для трехгранного угла;
 владеть понятием перпендикулярное
сечение призмы и уметь применять его
при решении задач;
 иметь представление о
двойственности правильных
11
















построения, исследовать возможность применения теорем и
формул для решения задач;
уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед,
пирамида, тетраэдр;
иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из
них и уметь применять их при решении задач;
уметь строить сечения многогранников с использованием
различных методов, в том числе и метода следов;
иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и
уметь находить угол и расстояние между ними;
применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в
пространстве при решении задач;
уметь применять параллельное проектирование для изображения
фигур;
уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при
решении задач;
владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и
их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах
при решении задач;
владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве,
общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь
применять их при решении задач;
владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь
применять его при решении задач;
владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями,
перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении
задач;
владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства
параллелепипеда при решении задач;
владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его
при решении задач;















многогранников;
владеть понятиями центральное и
параллельное проектирование и
применять их при построении сечений
многогранников методом проекций;
иметь представление о развертке
многогранника и кратчайшем пути на
поверхности многогранника;
иметь представление о конических
сечениях;
иметь представление о касающихся
сферах и комбинации тел вращения и
уметь применять их при решении
задач;
применять при решении задач формулу
расстояния от точки до плоскости;
владеть разными способами задания
прямой уравнениями и уметь
применять при решении задач;
применять при решении задач и
доказательстве теорем векторный
метод и метод координат;
иметь представление об аксиомах
объема, применять формулы объемов
прямоугольного параллелепипеда,
призмы и пирамиды, тетраэдра при
решении задач;
применять теоремы об отношениях
объемов при решении задач;
применять интеграл для вычисления
объемов и поверхностей тел вращения,
вычисления площади сферического
пояса и объема шарового слоя;
12

Векторы и
координаты в
пространстве

 владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы
правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;
 иметь представление о теореме Эйлера, правильных
многогранниках;
 владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь
применять его при решении задач;
 владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера),
их сечения и уметь применять их при решении задач;
 владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь
применять из при решении задач;
 иметь представления о вписанных и описанных сферах и уметь
применять их при решении задач;
 владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения
и применять их при решении задач;
 иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади
поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении
задач;
 иметь представление о площади сферы и уметь применять его при
решении задач;
 уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел
вращения;
 иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать
задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных
фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять с использованием свойств геометрических фигур
математические модели для решения задач практического характера
и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и
интерпретировать результат.
 Владеть понятиями векторы и их координаты;
 уметь выполнять операции над векторами;
 использовать скалярное произведение векторов при решении

 иметь представление о движениях в
пространстве: параллельном переносе,
симметрии относительно плоскости,
центральной симметрии, повороте
относительно прямой, винтовой
симметрии, уметь применять их при
решении задач;
 иметь представление о площади
ортогональной проекции;
 иметь представление о трехгранном и
многогранном угле и применять
свойства плоских углов многогранного
угла при решении задач;
 иметь представления о
преобразовании подобия, гомотетии и
уметь применять их при решении
задач;
 уметь решать задачи на плоскости
методами стереометрии;
уметь применять формулы объемов
при решении задач

 Достижение результатов раздела II;
 находить объем параллелепипеда и
тетраэдра, заданных координатами

13

задач;
 применять уравнение плоскости, формулу расстояния между
точками, уравнение сферы при решении задач;
 применять векторы и метод координат в пространстве при
решении задач
История
математики
Методы
математики

 Иметь представление о вкладе выдающихся математиков в
развитие науки;
понимать роль математики в развитии России
 Использовать основные методы доказательства, проводить
доказательство и выполнять опровержение;
 применять основные методы решения математических задач;
 на основе математических закономерностей в природе
характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и
произведений искусства;
 применять простейшие программные средства и электроннокоммуникационные системы при решении математических задач;
пользоваться прикладными программами и программами символьных
вычислений для исследования математических объектов

своих вершин;
 задавать прямую в пространстве;
 находить расстояние от точки до
плоскости в системе координат;
находить расстояние между
скрещивающимися прямыми,
заданными в системе координат
Достижение результатов раздела II
 Достижение результатов раздела II;
 применять математические знания к
исследованию окружающего мира
(моделирование физических процессов,
задачи экономики).

14

2. Содержание учебного курса.
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с
параметром (1ч.)
Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметрами (10ч.)
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с
параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Зависимость количества корней
в зависимости от коэффициентов a и b. Решение уравнений с параметрами при наличии
дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами,
приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных
неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству
решений (неопределенные, однозначные, несовместимые). Понятие системы с
параметрами. Параметр и количество решений системы линейных уравнений.
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами (10 ч.)
Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание
решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с
параметрами. Зависимость количества корней уравнений от коэффициента a и
дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении
квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами при
наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней
квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию
расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с
параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения
уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения
параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»).
Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных
неравенств с параметром второго типа.
Аналитические и графические методы решения задач с параметрами (9ч.)
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование
ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств.
Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно
параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с
параметром.
Итоговое повторение курса (4ч.)

15

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое
1
знакомство с уравнениями с параметром.
Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметрами. (10часов)
2
Линейные уравнения с параметрами и методы их
1
решения.
3,4
Методы решения линейных уравнений с параметрами
2
при наличии дополнительных условий.
5
Уравнения с параметрами, приводимые к линейным и
1
методы их решения.
6,7
Системы линейных уравнений с параметрами и
2
методы их решения.
8,9
Линейные неравенства с параметрами и методы их
2
решения.
10
Решение линейных неравенств с параметрами с
1
помощью графической интерпретации.
11
Решение систем линейных неравенств с
1
параметрами.
Квадратные уравнения и неравенств с параметрами. (10часов)
12,13
Решение квадратных уравнений с параметрами.
2
14
Теорема Виета при решении квадратных уравнений с
1
параметрами.
15
Уравнения с параметрами, приводимые к
1
квадратным.
16,17
Расположение корней квадратного уравнения в
2
зависимости от параметра.
18
Взаимное расположение корней двух квадратных
1
уравнений.
19
Квадратные неравенства. Решение квадратных
1
неравенств с параметрами.
20
Решение квадратных неравенств с параметрами
1
методом интервалов
21
Нахождение заданного количества решений
1
неравенства с параметрами
Аналитические и графические методы решения задач с параметрами.
(9часов)
22,23
Графический метод решения задач с параметром
2
24
Применение понятия «пучок прямых на плоскости»
1
25
Фазовая плоскость
1
26
Использование симметрии аналитических выражений
1
27
Решение относительно параметра
1
28
Использование ограниченности функций при
1
решении задач с параметрами
29
Использование метода оценок и экстремальных
1
свойств функции
30
Равносильность при решении
1
1

16

задач с параметрами
Итоговое повторение курса. (4часа)
31
Решение различных видов уравнений и неравенств с
параметрами.
32,33
Параметр в заданиях повышенного уровня сложности
34
Итоговая контрольная работа.

1
2
1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».