РП АООП УО Изобразительное искусство

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
МБОУ СОШ № 19
обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
за курс начального общего образования
4 класс

2021г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения АОП обеспечивают связь между требованиями
ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и
системой оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
К числу планируемых результатов освоения АОП отнесены:
- личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных
средах;
- предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной
области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности
их применения в практической деятельности и жизни.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной
деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, коррекционной работы.
К личностным результатам освоения АОП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;

2

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения
конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также
систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АООП,
коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в младших
классах (IV класс):
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание названий художественных
знание названий жанров изобразительного
материалов, инструментов и
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
приспособлений; их свойств, назначения,
др.);
правил хранения, обращения и санитарнознание названий некоторых народных и
гигиенических требований при работе с
национальных промыслов (Дымково, Гжель,
ними;
Городец, Хохлома и др.);
знание элементарных правил композиции,
знание основных особенностей некоторых
цветоведения, передачи формы предмета и
материалов, используемых в рисовании,
др.;
лепке и аппликации;
знание некоторых выразительных средств
знание выразительных средств
изобразительного искусства:
изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка»,
«изобразительная поверхность», «точка»,
«линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования,
«цвет», объем и др.;
аппликации, лепки;
знание правил цветоведения, светотени,
знание названий предметов, подлежащих
перспективы; построения орнамента,
рисованию, лепке и аппликации;
стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная,
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов,
сюжетная, декоративная);
изготавливающих игрушки: Дымково,
знание способов лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный);
Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости
нахождение необходимой для выполнения
от характера выполняемой работы;
работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы
инструкциям учителя; рациональная
следование при выполнении работы
организация своей изобразительной
инструкциям учителя или инструкциям,
деятельности; планирование работы;
представленным в других информационных
осуществление текущего и
источниках;
заключительного контроля выполняемых
оценка результатов собственной
практических действий и корректировка
изобразительной деятельности и
хода практической работы;
одноклассников (красиво, некрасиво,
владение некоторыми приемами лепки
аккуратно, похоже на образец);
(раскатывание, сплющивание,
использование разнообразных
3

отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти,
представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача
в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом,
гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа;
размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого
объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.

технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого
объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке
эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и
обществу;
различение произведений живописи,
графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

2. Содержание учебного предмета
В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Изобразительное искусство»
относится к предметной области «Искусство». В соответствии с учебным планом курс
рассчитан:
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
4 класс
1
34
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,

4

представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила
поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего
места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания
и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации
и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия
объекта при подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости
листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами;
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от
…, слева от …, посередине;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина.
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью
клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
5

дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по
образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть»,
«элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура»,
«барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
6

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый
и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись (лессировка)
и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая,
гжельская, жостовская роспись и т.д.).

7

3. Тематическое планирование, в том числе в рабочей программой
воспитания
4 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
1
Грибная поляна в лесу. Обрывная аппликация сдорисовыванием.
2
Что изображают художники?Беседа о художниках и их
картинах.
3
Рисование с натуры, попамяти. Неваляшка.
Листья осенью. Рисование.
4

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

9
10

Веточка с листьями, освещенная солнцем.Рисование.
Веточка с листьями в тени.Рисование.
Листья березы на солнышке ив тени. Аппликация с
дорисовыванием.
Рассматривание картинхудожников.
Беседа по картинам.
Рисование деревьев.
Рисование домов.

11
12
13
14

Картина - пейзаж. Рисование.
Натюрморт. Рисование.
Портрет человека. Беседа отворчестве художников.
Рисование портрета человека.

1
1
1
1

15

1

16

Портрет моей подруги. Лепка
и рисование.
Рисование своегоавтопортрета.

17
18
19
20

Создание эскиза открытки.Рисование.
Художники о тех, кто защищает Родину. Беседа.
Богатырь. Рисование.
Рисование иллюстраций ксказкам.

1
1
1
1

21

Школьные соревнования вбеге. Лепка. Рисунок.

1

22

Художники, которые рисуютморе. Беседа.

1

23

Нарисуй море. Рисование.

1

24
25

Художники и скульпторы. Беседа.
Жираф. Лепка. рисование.

1
1

26

Звери в зоопарке. Бегемот.Рисование.

1

27

Насекомые. Стрекоза. Лепка

1

28
29
30
31

Насекомые. Стрекоза.Рисование
Народное искусство. Гжель.Беседа.
Роспись блюдца "под Гжель". Рисование.
Улица города. Беседа.

1
1
1
1

5
6
7
8

1
1

1

8

32

Улица города. Рисование.

1

33

Цвета, краски лета. Беседа.

1

34

Венок из цветов и колосков.
Рисование.

1

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».