ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения АОП обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АОП. К числу планируемых результатов освоения АОП отнесены: - личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах; - предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы. К личностным результатам освоения АОП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 2 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АООП, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в младших классах (IV класс): Минимальный уровень Достаточный уровень знание названий художественных знание названий жанров изобразительного материалов, инструментов и искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и приспособлений; их свойств, назначения, др.); правил хранения, обращения и санитарнознание названий некоторых народных и гигиенических требований при работе с национальных промыслов (Дымково, Гжель, ними; Городец, Хохлома и др.); знание элементарных правил композиции, знание основных особенностей некоторых цветоведения, передачи формы предмета и материалов, используемых в рисовании, др.; лепке и аппликации; знание некоторых выразительных средств знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, «цвет», объем и др.; аппликации, лепки; знание правил цветоведения, светотени, знание названий предметов, подлежащих перспективы; построения орнамента, рисованию, лепке и аппликации; стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, знание названий некоторых народных и национальных промыслов, сюжетная, декоративная); изготавливающих игрушки: Дымково, знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости нахождение необходимой для выполнения от характера выполняемой работы; работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная следование при выполнении работы организация своей изобразительной инструкциям учителя или инструкциям, деятельности; планирование работы; представленным в других информационных осуществление текущего и источниках; заключительного контроля выполняемых оценка результатов собственной практических действий и корректировка изобразительной деятельности и хода практической работы; одноклассников (красиво, некрасиво, владение некоторыми приемами лепки аккуратно, похоже на образец); (раскатывание, сплющивание, использование разнообразных 3 отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. 2. Содержание учебного предмета В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство». В соответствии с учебным планом курс рассчитан: Класс Количество часов в год Количество часов в неделю 4 класс 1 34 Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; - выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, 4 представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства. Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Подготовительный период обучения Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: - отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; - размазывание по картону; - скатывание, раскатывание, сплющивание; - примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: - складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; - совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; - расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; - составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: - приемы работы ножницами; - раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; - приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина. - приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): - рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу). - рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование 5 дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); - рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); - штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); - рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: - приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; - приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; - приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: - правила обведения шаблонов; - обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. 6 Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). 7 3. Тематическое планирование, в том числе в рабочей программой воспитания 4 класс (34 часа) № Тема урока п/п 1 Грибная поляна в лесу. Обрывная аппликация сдорисовыванием. 2 Что изображают художники?Беседа о художниках и их картинах. 3 Рисование с натуры, попамяти. Неваляшка. Листья осенью. Рисование. 4 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 9 10 Веточка с листьями, освещенная солнцем.Рисование. Веточка с листьями в тени.Рисование. Листья березы на солнышке ив тени. Аппликация с дорисовыванием. Рассматривание картинхудожников. Беседа по картинам. Рисование деревьев. Рисование домов. 11 12 13 14 Картина - пейзаж. Рисование. Натюрморт. Рисование. Портрет человека. Беседа отворчестве художников. Рисование портрета человека. 1 1 1 1 15 1 16 Портрет моей подруги. Лепка и рисование. Рисование своегоавтопортрета. 17 18 19 20 Создание эскиза открытки.Рисование. Художники о тех, кто защищает Родину. Беседа. Богатырь. Рисование. Рисование иллюстраций ксказкам. 1 1 1 1 21 Школьные соревнования вбеге. Лепка. Рисунок. 1 22 Художники, которые рисуютморе. Беседа. 1 23 Нарисуй море. Рисование. 1 24 25 Художники и скульпторы. Беседа. Жираф. Лепка. рисование. 1 1 26 Звери в зоопарке. Бегемот.Рисование. 1 27 Насекомые. Стрекоза. Лепка 1 28 29 30 31 Насекомые. Стрекоза.Рисование Народное искусство. Гжель.Беседа. Роспись блюдца "под Гжель". Рисование. Улица города. Беседа. 1 1 1 1 5 6 7 8 1 1 1 8 32 Улица города. Рисование. 1 33 Цвета, краски лета. Беседа. 1 34 Венок из цветов и колосков. Рисование. 1 9 10