ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы. К личностным результатам освоения АОП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АОП, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию. АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 2 Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в младших классах (IV класс): Минимальный уровень Достаточный уровень знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала; знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойства сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами; пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определение времени по часам (одним способом); решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя); различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания; знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; краткая запись, моделирование содержания, 3 бумаге (с помощью учителя); различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов. решение составных арифметических задач в два действия; различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга. 2. Содержание Нумерация Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени. Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько 4 раз. Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»). Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составные арифметические задачи, решаемые в два действия. Геометрический материал Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах). Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. 5 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (136 часов) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Раздел, тема урока Нумерация (повторение). Устная и письменная нумерация в пределах 100. Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы). Сложение и вычитание в пределах 100 без переходачерез разряд. Числа, полученные приизмерении величин. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одноймерой. Мера длины – миллиметр. Знакомство с мерой длины –миллиметром. Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрахи миллиметрах. Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Сложение и вычитание круглых десятков(40 + 20; 40 – 20). Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2). Сложение и вычитание двузначных чисел и круглыхдесятков (53 + 20; 20 + 53; 53 – 20). Сложение и вычитание двузначных чисел (35 + 21; 35 – 21). Сложение и вычитание двузначных чисел (56 – 24). Сложение и вычитание двузначных чисел (45-42). Сложение и вычитание двузначных чисел(38 + 2; 2 + 38; 98 + 2). Сложение и вычитание двузначных чисел ( 37 +23). Сложение и вычитание двузначных чисел (40-23). Сложение и вычитание двузначных чисел (100-2). Сложение и вычитание двузначных чисел ( 100-23). Сложение и вычитание безперехода через разряд. Контрольная работа. Меры времени. Определение времени почасам 21. Геометрический материал. Замкнутые и незамкнутые линии 22. Геометрический материал. Окружность. дуга. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 23. Умножение чисел. Умножение как сложениеодинаковых чисел (слагаемых). 24. Решение простых арифметических задач на нахождение произведения. 25. Таблица умножения на 2. Выполнение табличных случаев умножения числа 2. 26. Умножение чисел, полученных при измерениивеличин одной мерой 27. Решение примеров в два действия со скобками и безскобок. 1 28. Деление чисел. Деление на2, 3, 4 равные части (в пределах 20). 29. Решение простых арифметических задач нанахождение частного. 30. Деление на 2. Выполнение табличных случаев деленияна 2. 31. Числа четные и нечетные. 1 32. Решение простых арифметических задач нанахождение частного. 33. Сложение с переходом с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38 + 5). 34. Выполнение вычислений на основе переместительногосвойства сложения (3+28). 35. Решение составных задач вдва арифметических действия. 1 36. Сложение двузначных чисел. Сложение двузначныхчисел с переходом через разряд (26 +12). 37. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. 38. Решение примеров в двадействия. 1 39. Геометрический материал. Ломаная линия. 1 40. Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитаниеоднозначного числа из двузначного числа (23-5). 41. Вычитание однозначного числа из двузначного числа. 42. Решение составных задач вдва арифметических действия. 1 43. Вычитание двузначных чисел. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53 –25). 44. Сложение с переходом с переходом через разряд.Контрольная работа. 45. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Геометрический материал. Замкнутые, незамкнутые ломанные линии. 47. Таблица умножения числа 3. Составление таблицы. 48. Выполнение табличных случаев умножения числа 3. 49. Переместительное свойство умножения. 46. 50. Деление на 3. Деление на 3 равные части. 51. Таблица деления на 3. Составление таблицы. 52. Решение арифметических задач на равные части и по содержанию. 53. Таблица умножения числа 4. Составление таблицы. 54. Выполнение табличных случаев умножения числа 4. 55. Переместительное свойство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56. Деление на 4. Деление на 4 равные части. 57. Таблица деления на 4. Составление таблицы. 58. Выполнение табличныхслучаев деления на 4. 1 Геометрический материал. Длина ломанной линии. 60. Таблица умножения числа 5.Составление таблицы. 61. Выполнение табличных случаев умножения числа 5. 62. Переместительное свойство умножения. 1 63. Деление на 5. Деление на равные части. 64. Таблица деления на 5. Составление таблицы. 65. Выполнение табличныхслучаев деления на 5. 1 66. Двойное обозначение времени. Определение частей суток. 67. Табличное умножение ид деление. Контрольная работа. 68. Работа над ошибками. 1 69. Таблица умножения числа 6. Составление таблицы. 70. Выполнение табличных случаев умножения числа 6. 71. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством,стоимостью. 1 59. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 72. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости междуценой, количеством, стоимостью. 73. Деление на 6. Составление таблицы. 74. Выполнение табличных случаев деления числа 6. 75. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости междуценой, количеством, стоимостью. 76. Геометрический материал.Прямоугольник. 1 77. Таблица умножения числа 7. Составление таблицы. 78. Выполнение табличных случаев умножения числа 4. 79. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости междуценой, количеством, стоимостью. 80. Увеличение числа в несколько раз. 81. Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз 82. Решение простых арифметических задач наувеличение числа в несколько раз. 83. Деление на 7. Составление таблицы. 84. Выполнение табличных случаев деления числа 7. 85. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости междуценой, количеством, стоимостью. 86. Уменьшение числа в несколько раз. 87. Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз. 88. Решение простых арифметических задач науменьшение числа в несколько раз. 89. Решение простых арифметических задач науменьшение числа в несколько раз. 90. Геометрический материал. Квадрат. 91. Умножение и деление. Контрольная работа. 92. Умножение и деление. Работа над ошибками. 93. Таблица умножения числа 8. Составление таблицы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 94. Выполнение табличных случаев умножения числа 8. 95. Решение составных арифметических задач. 1 96. Деление на 8. Составление таблицы. 97. Выполнение табличных случаев деления на 8. 98. Составление и решениепростых и составных арифметических задач. 99. Меры времени. Определение времени почасам. 100. Таблица умножения числа 9. Составление таблицы. 101. Выполнение табличных случаев умножения числа 9. 102. Решение простых и арифметических задач. 1 103. Деление на 9.Составление таблицы. 104. Выполнение табличных случаев деления на 9. 105. Решение простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости междуценой, количеством, стоимостью. 106. Геометрический материал. Пересечение фигур. 107. Умножение 1 и на 1. Переместительное свойство умножения. 1 108. Деление на 1. Деление числана единицу. 1 109. Умножение и деление. Контрольная работа. 110. Умножение и деление. Работа над ошибками. 111. Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение ивычитание чисел без перехода через разряд. 112. Сложение двузначных чисел (35+12) с записью в столбик. 113. Вычитание двузначных чисел (45- 13) с записью в столбик. 114. Сложение, вычитание двузначных чисел и круглыхдесятков (45 + 20; 45 – 20). 115. Сложение с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел (27 +15) сзаписью в столбик. 116. Сложение двузначных чисел (36+24) с записью в столбик. 117. Сложение двузначных чисел с записью в столбик. 118. Сложение двузначных чисел ( 74+26) с записью в столбик. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 119. Сложение двузначных чисел ( 25 +7 ) с записью в столбик. с переходом через 120. Сложение 1 разряд. Контрольная работа. 121. Сл1ожение с переходом черезразряд. Работа над ошибками. 122. Вычитание с переходомчерез разряд. Вычитание двузначных чисел (60-23) с записью в столбик. 123. Вычитание двузначных чисел (62-24) с записью в столбик. 124. Вычитание двузначных чисел (34 -5) с записью в столбик. 125. Умножение и деление чисел, полученных при измерении. 126. Решение арифметических задач. 127. Контрольная работа за год. 1 128. Работа над ошибками. 1 129. Умножение 0 и на 0. Правило нахождения произведения, если один измножителей равен 0. 130. Деление 0 и на 0. Правило нахождения частного, еслиделимое равно 0. 131. Геометрический материал. Взаимное положение геометрических фигур. 132. Умножение 10 и на 10. Правило нахождения произведения, если один измножителей равен 10 133. Деление на 10. Правило нахождения частного, если делитель равен 10 134. Нахождение неизвестного слагаемого. 135. Простые арифметическиезадачи на нахождение неизвестного слагаемого. 136. Повторение. Сложение ивычитание двузначных чисел. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11