ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АОП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АОП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АОП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также 2 систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АООП, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших классах (IV класс): Минимальный уровень Достаточный уровень формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. 2. Содержание учебного предмета В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом курс рассчитан: Класс Количество часов в год Количество часов в неделю 4 класс 2 68 Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 3 Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой 4 связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 5 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (68 часов) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тема урока Делимся новостями – 4ч. Добро пожаловать! Знакомство со стихотворениемИ. Гамазковой «Прошлым летом». Расскажи мне о своих летних каникулах. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлоголета». Количество часов 1 1 1 1 Я выбираю книгу- 4ч. Книга - лучший собеседник. В библиотеке. Составление рассказов «Моя любимая книга». Мы сказочники. 1 Подскажите, пожалуйста…-4ч. Знакомство с темой "Подскажите, пожалуйста..." Конструирование диалоговобращения за помощью к знакомому человеку. Конструирование диалогов обращения за помощью кнезнакомому человеку. Ролевые игры. Я пассажир - 3ч. Знакомство с темой " Япассажир". Правила поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 1 Петушок Золотой гребешок –3ч. Знакомство со сказкой "Петушок золотой гребешок" Пересказ сказки "Петушок золотой гребешок". Инсценирование сказки "Петушок золотой гребешок". Сочиняем сказку – 4ч. Обсуждение замысла сказки. Иллюстрирование сказки. Рассказывание сказки. 1 У телевизора – 4ч. Я у телевизора. Полезные и вредные телепередачи. Моя любимая программа. Составь свою телевизионнуюпрограмму. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Лисичка - сестричка – 3ч. Знакомство со сказкой. Пересказ сказки. Инсценирование сказки"лисичка сестричка" 1 Новогодние истории - 3ч. Обсуждение замысла истории. Иллюстрирование истории. Рассказывание истории. 1 Знаки – помощники – 4ч. Учимся быть пешеходом. Правила дорожного движения достойны уважения. Экскурсия «Знаки-помощникив нашем городе ». 1 1 1 В гостях у леса – 4ч. Мы друзья или враги природы? Я на прогулке в парке. Правила вежливого поведения в лесу. 1 1 Задушевный разговор - 4ч. Знакомство с рассказами В. Осеевой "Волшебное слово". Знакомство с рассказами В. Осеевой "Что легче?". Знакомство с рассказами В.Осеевой "На катке". Приглашение - 4ч. Обсуждение проблемноговопроса. 1 1 Конструирование устных приглашений. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений. 1 Поздравляю! - 4ч. Обсуждение проблемноговопроса. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражненияв подписывании поздравительных открыток. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. Жду письма! – 4ч. Знакомство с темой. Знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою. Самостоятельная работа"Письмо другу". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Извините меня – 4ч. Обсуждение проблемноговопроса. Конструирование возможныхдиалогов, содержащих извинения. Конструирование возможныхдиалогов, содержащих извинения. Ролевые игры. Поздравительная открытка-4ч. Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений с Днём Победыразличным адресатам. Подписывание открыток поздравлениями. Доставка открытокадресатам. 1 Во саду ли в огороде – 4ч. Здравствуй, лето! Работа летом в саду и огороде. Творческая работа, рисование летнего сада. Летние каникулы, как я ихпроведу. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8