РП АООП УО Речевая практика

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
МБОУ СОШ № 19 обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Речевая практика»
за курс начального общего образования
4 класс

2021г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АОП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
Освоение обучающимися АОП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АОП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АОП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения
конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также

2

систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АООП,
коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших классах
(IV класс):
Минимальный уровень
Достаточный уровень
формулировка просьб и желаний с
использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов;
ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
выразительное произнесение
чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие
личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по
содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.

понимание содержания небольших по объему
сказок, рассказов и стихотворений; ответы на
вопросы;
понимание содержания детских радио- и
телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с
опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам
речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний;
выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и
выражения;
участие в коллективном составлении рассказа
или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный
или картинно-символический план.

2. Содержание учебного предмета
В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Речевая практика» относится к
предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом
курс рассчитан:
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
4 класс
2
68
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.

3

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные
знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это
…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
4

связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции,
в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч.
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.

5

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
4 класс (68 часов)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Тема урока
Делимся новостями – 4ч.
Добро пожаловать!
Знакомство со стихотворениемИ. Гамазковой «Прошлым
летом».
Расскажи мне о своих летних
каникулах.
Составление рассказа «Самое интересное событие прошлоголета».

Количество
часов
1
1
1
1

Я выбираю книгу- 4ч.
Книга - лучший собеседник.
В библиотеке.
Составление рассказов «Моя
любимая книга».
Мы сказочники.

1

Подскажите, пожалуйста…-4ч.
Знакомство с темой
"Подскажите, пожалуйста..."
Конструирование диалоговобращения за помощью к
знакомому человеку.
Конструирование диалогов
обращения за помощью кнезнакомому человеку.
Ролевые игры.
Я пассажир - 3ч.
Знакомство с темой " Япассажир".
Правила поведения в
общественном транспорте.
Ролевая игра «В автобусе».

1

Петушок Золотой гребешок –3ч.
Знакомство со сказкой
"Петушок золотой гребешок"
Пересказ сказки "Петушок
золотой гребешок".
Инсценирование сказки
"Петушок золотой гребешок".
Сочиняем сказку – 4ч.
Обсуждение замысла сказки.
Иллюстрирование сказки.
Рассказывание сказки.

1

У телевизора – 4ч.
Я у телевизора.
Полезные и вредные
телепередачи.
Моя любимая программа.
Составь свою телевизионнуюпрограмму.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
6

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Лисичка - сестричка – 3ч.
Знакомство со сказкой.
Пересказ сказки.
Инсценирование сказки"лисичка сестричка"

1

Новогодние истории - 3ч.
Обсуждение замысла истории.
Иллюстрирование истории.
Рассказывание истории.

1

Знаки – помощники – 4ч.
Учимся быть пешеходом.
Правила дорожного движения
достойны уважения.
Экскурсия «Знаки-помощникив нашем городе ».

1
1
1

В гостях у леса – 4ч.
Мы друзья или враги
природы?
Я на прогулке в парке.
Правила вежливого поведения в лесу.

1
1

Задушевный разговор - 4ч.
Знакомство с рассказами В.
Осеевой "Волшебное слово".
Знакомство с рассказами В.
Осеевой "Что легче?".
Знакомство с рассказами В.Осеевой "На катке".
Приглашение - 4ч.
Обсуждение проблемноговопроса.

1
1

Конструирование устных
приглашений.
Моделирование диалогов, содержащих приглашение и
вежливый отказ.
Составление текстов письменных приглашений.

1

Поздравляю! - 4ч.
Обсуждение проблемноговопроса.
Знакомство с правилами оформления письменного
поздравления на открытке.
Тренировочные упражненияв подписывании
поздравительных открыток.
Самостоятельная подготовка
поздравительной открытки и подписи к ней.
Жду письма! – 4ч.
Знакомство с темой.
Знакомство со структурой
письма.
Составление коллективного
письма литературному герою.
Самостоятельная работа"Письмо другу".

1

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

7

57.
58.
59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Извините меня – 4ч.
Обсуждение проблемноговопроса.
Конструирование возможныхдиалогов, содержащих
извинения.
Конструирование возможныхдиалогов, содержащих
извинения.
Ролевые игры.
Поздравительная открытка-4ч.
Рисование праздничных
открыток.
Конструирование
поздравлений с Днём Победыразличным адресатам.
Подписывание открыток
поздравлениями.
Доставка открытокадресатам.

1

Во саду ли в огороде – 4ч.
Здравствуй, лето!
Работа летом в саду и огороде.
Творческая работа, рисование
летнего сада.
Летние каникулы, как я ихпроведу.

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».