ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения АОП обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АОП. К числу планируемых результатов освоения АОП отнесены: — личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах; — предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы. К личностным результатам освоения АОП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. 2 Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения конкретного учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АОП, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в младших классах (IV класс): Минимальный уровень Достаточный уровень знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; выполнение общественных поручений по 3 металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); выполнение несложного ремонта одежды. уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. 2. Содержание учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология». В соответствии с учебным планом курс рассчитан: Класс (год Количество часов в год Количество часов в обучения) неделю 4 класс 2 68 Основные задачи реализации содержания учебного предмета "Ручной труд": Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Введение Человек и труд. Урок труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Работа с глиной и пластилином Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). 4 Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения 5 игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки Работа с древесными материалами Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Работа металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Работа с металлоконструктором Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. 6 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (34 часа) № п/п 1. Тема Количество часов Работа с бумагой и картоном. "Что ты знаешь о бумаге?". 2 Работа с бумагой и картоном. Складывание из треугольников. Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата. Работа с бумагой и картоном. Нахождение на линейке длины,заданной в миллиметрах. 2 Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Работа с тканью. Виды работы итехнологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Работа с тканью. Виды работы итехнологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Работа с тканью. Отделкаизделий из ткани. 2 Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей пошаблонам. Подвижное соединение деталей. Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Работа с бумагой и картоном.Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Работа с бумагой и картоном.Развертка изделия. 2 14. Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. 2 15. Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. 2 16. Работа с бумагой и картоном.Разметка прямоугольника с помощью угольника. 2 17. Работа с бумагой и картоном.Разметка наклонных линий с помощью угольника. 2 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2222 7 18. 19. 20. 21. 22. Работа с тканью. Соединение деталей изделий строчкой косого стежка. Работа с тканью. Соединение деталей изделий строчкой косого стежка. Работа с тканью. Соединение деталей изделий строчкой косого стежка. Работа с тканью. Соединение деталей изделий строчкой косого стежка. Работа с металлом. "Что надо знать о металле" треугольников, ромбов, кругов). Обучение технологии построения геометрических фигур, имеющих углы, которые можно начертить с помощью угольника и линейки. Задание: сделать аппликацию "Коврик с геометрическим орнаментом" Задание: сделать орнаментальную аппликацию, состоящую из треугольников, как на образце. Задание: сделать закладку для книг из зигзагообразных полос. Задание: сделать закладку для книг со свободным плетением. Обучение видам соединения деталей разными строчками. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани. Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Повторение знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами. Закрепление умения соединять детали строчкой прямого стежка. Формирование умения сшивать детали изделия строчкой косого стежка. Строчка косого стежка выполняется по краю изделия или его поверхности. Назначение - соединение деталей, отделка, обработка края. Обучение технологии изготовления прихватки, сшитой по краям строчкой косого стежка. Задание: изготовление изделия «Салфеткаприхватка». Задание: изготовление изделия «Рукавичка прихватка». Формирование представлений о видах металлов. Металлы подразделяются на черные (чугун, сталь), цветные (медь, свинец, никель), легкие (алюминий, магний, натрий), тяжелые (железо, медь, ртуть), благородные (золото, серебро, платина). Сообщение технических сведений о свойствах металлов. Металл - это твердое вещество, которое при очень высокой температуре плавится и переходит в жидкое состояние. При остывании жидкий металл снова становится твердым. Это свойство металла позволяет производить изделия разной формы. Формирование представлений о цвете металлов. Задание: назвать, а затем вписать карандашом 8 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. название металла по его цвету (золотой, серебристый, медный). Формирование представлений о металле и работе с ним. Расширение словарного запаса. Расширение представлений об изделиях, средствах транспорта, предметах быта, ювелирных украшениях и др. Задания: Назвать транспортные средства, в изготовлении которых используют металл. Что может быть сделано из металла при строительстве дом? (Крыша) Обучать видам работы с металлом (объемные конструкции). Обучать технологии обработки тонколистового металла (фольга). Расширение представлений о разных металлах (жесть, алюминиевая фольга) и изделиях, сделанных из этих металлов (консервные банки, упаковочный материал, елочные украшения и др). Фольга - это тончайший металлический лист. Алюминиевая фольга используется для упаковки и хранения продуктов. Из фольги изготавливают елочные игрушки. Ознакомление с инструментами, предназначенными для работы с тонкими металлами (ножницы для работы по металлу). Обучение приемам ручной обработки тонколистового металла (фольги). Приемы работы с фольгой: сгибание, разрывание руками, разрезание ножницами, сминание, скручивание и скатывание. Задание: выполнить все приемы работы с фольгой. Обучение технологии изготовления изделий и игрушек с применением приемов ручной обработки фольги. Задание: сделать «Дерево» из жгутиков, скатанных из алюминиевой фольги, по образцу. Обучение делению круга на равные части двумя способами: • складывание круга Сгибание круга пополам, сгибание полукруга пополам; сгибание четвертой части круга пополам. Обучение технологии изготовления «Геометрической фигуры-раскладки» с предварительным делением ее круглых деталей на равные части. Задание: сделать «Геометрическую фигурураскладку». 9 32. 33. 34. 35. 36. Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. точечное клеевоеи соединение деталей . Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. точечное клеевое соединение деталей . Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. • деление круга с помощью угольника и линейки Обучение технологии изготовления объемного елочного украшения на основе конусов разнойвеличины. Задание: сделать игрушку " Складные часы", как на образце. Задание: изготовление объемного ёлочного украшения "Солнышко". Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Бумажную заготовку складывают по типу гармошки, размечают на ней деталь и вырезают. Получается нужное количество деталей. Закрепление навыка разметки заготовки с помощью линейки. Формирование умения многократного сгибания бумаги по линиям разметки. Совершенствовать умение делить круг на равные части с помощью угольника. Совершенствование навыка вырезания по совершенной кривой линии (кругу). Обучение точечному клеевому соединению деталей. Обучение технологии изготовления многодетальной «Растягивающейся игрушки» с точечным клеевым соединением. Задание: сделать игрушку «Матрешка» , «Цыпленок». Закрепление навыков разметки по шаблонам. Совершенствование умений вырезать предметы симметричного строения. Обучать новым технологиям разметки деталей с помощью линейки, треугольника, циркуля. Формировать представления об экономном расходовании материалов при разметке деталей. Закрепление умений производить разметку с помощью линейки. Закрепление способа симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Совершенствование приемов вырезания: надрез по короткой линии без предварительной разметки (на глаз); вырезание по сложному контуру. Вырабатывание навыка разметки по шаблону сложной конструкции. Обучение технологии изготовления игрушки симметричного строения. Задание: сделать игрушку «Птица», как на образце. Знакомство с традиционным национальным видом искусства Японии - оригами. 10 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертёж. Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертёж. Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах "квадрат", "треугольник", «многоугольльник», и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы" змей" и использовании её в изделии. Закрепление навыков чтения схем- рисунков с условными обозначениями. Совершенствование умения действовать в соответствии с намеченным планом работы. Задание: складывание снежинки. Задание: складывание звезды. Задание: складывание фигурок животных. Задание: складывание фигурок рыб. Формирование представлений о чертеже. Чертеж - это рисунок на бумаге, только рисунок особый. На чертеже предметы и изделия изображаются линиями (чертами). Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Закрепление названий и назначения чертежных линий (тонкая сплошная линия помогает разобраться в конструкции изделия; сплошная толстая линия показывает контур изделия; сплошная тонкая линия со стрелками и цифрами указывает на габариты (размеры) изделия). Обучение технологии разметки изделия с опорой на чертеж. Задание: выполнить разметку планера с опорой на чертеж и изготовить летающую модель " Планер", как на образце. Задание: выполнить разметку самолёта с опорой на чертеж и изготовить летающую модель " Самолет", как на образце. Расширение представлений о текстильных изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток, объемные изделия из ниток). Закрепление знаний о видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание). Закрепление практических навыков связывания ниток в пучок. Обучение технологии изготовления цветов из ниток, связанных в пучок. Задание: изготовление аппликации "Цветок из ниток". Задание: сделать несколько цветков из ниток 11 49. 50. 51. 52. Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). разного цвета и использовать их при составлении коллективной аппликации «Букет цветов». Формирование умения обматывать нитками картонные кольца с применением иглы с большим ушком и связывание ниток в пучок. Обучение технологии изготовления помпона из ниток, связанных в пучок. Задание: сделать помпон из ниток. Выявление знаний о: видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная); физических свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая); приемах сгибания (волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами). Проверка знаний об инструментах, которые нужны при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Вопросы: что такое проволока? Какая бывает проволока? Какие инструменты нужны при работе с проволокой? Задание: чтобы ответить на эти вопросы надо выбрать правильный ответ. Проволока - это металлическое изделие в виде нити. Медная, алюминиевая, стальная. Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка. Медная и алюминиевая. Закрепление навыков работы с проволокой. Обучение технологической операции «формообразование» способом сгибания проволоки. Закрепление и обучение технологиям работы с проволокой (сгибание проволоки руками и с применением инструментов). акрепление приемов работы с проволокой: разметка проволоки по линейке; отрезание проволоки кусачками; сгибание проволоки руками (волной, в кольцо, спираль, намотка проволоки на карандаш), сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами и др. Обучение технологии изготовления декоративных фигурок из проволоки с применением необходимых приемов ее обработки. Задание: изготовить декоративные фигурки лебедя, лошадки, человечка, как на образце. Задание: изготовить декоративную фигурку мухи из проволоки, бумаги и ниток, как на образце. 12 53. 54. 55. Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Работа с древесиной." Что ты знаешь о древесине?" Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приемах сгибания. Закрепление умения складывать базовую форму " треугольник" и обучение складыванию на её основе коробочки. Совершенствование умения действовать в соответствии с намеченным планом работы. Проверка знаний о материалах (древесина), инструментах (молоток, напильник, пила) и приспособлениях (гвозди) и умений объединять их в группы. Задание: посмотреть на изображенные инструменты и приспособления. Определить, что относится к материалам, инструментам, приспособлениям. Рассказать об их устройстве и применении. Закрепление навыков работы с древесиной. Обучать новым технологиям работы с древесными материалами (аппликация из древесной стружки и древесных заготовок для спичек). Развитие умения определять цвет, запах и текстуру древесины. По цвету древесины распознают породу дерева и определяют ее качество. Каждой породе деревьев присущ своеобразный запах. Декоративную ценность древесины определяет текстура - естественный рисунок среза древесины. Задание: внимательно рассмотри текстуру (рисунок) древесины сосны, клена, березы и нарисуй ее в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами. Сообщение сведений о заготовке древесины. Заготовкой древесины и выработкой древесных материалов занимается лесная и деревообрабатывающая промышленность. Ознакомление с циклами заготовки древесины (спиливание деревьев, вывоз древесины из леса, транспортировка древесины - сплав по реке, по железной дороге, по шоссе). Формирование представлений о рабочих профессиях в деревообрабатывающей промышленности (лесорубы, сплавщики, машинисты электропоездов, водители автомобилей, плотники, столяры). Вопросы: Кто управляет электропоездом? Кто 13 56. 57. 58. 59. 60. ведет автомобиль? Задание: ответить на вопросы и вписать карандашом слова в учебнике. Работа с древесиной. Обработка Формирование технических знаний о ручной древесины ручными обработке различными видами резцов инструментами. Клеевое инструментов с заточенным острием (нож, соединение деталей из стамески, рубанки). древесины. Точилка для карандаша также имеет небольшой резец. Работа с древесиной. Обработка Ознакомление с приемом получения древесной древесины ручными стружки в процессе заточки карандаша с инструментами. Клеевое применением точилки. соединение деталей из Обучение затачиванию карандаша. древесины. Задание: заточить цветной карандаш при помощи точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки и древесных заготовок для спичек в аппликации. После заточки карандаша точилкой стружку выбрасывать не надо. Карандашную стружку можно наклеить на картонную основу и изготовить разнообразные аппликации. Обучение приемам соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки с последующим наклеиванием их на основу. Обучение технологии изготовления аппликаций из древесных заготовок. Задание: изготовить аппликацию «Цветы», как на образце. Задание: изготовить аппликацию из древесных заготовок для спичек «Подсолнух за забором» и «Дом», как на образце. Ремонт одежды. Пришивание Формирование представлений о различных пуговиц с четырьмя отверстиями. операциях по ремонту одежды (пришить Ремонт одежды. Пришивание пуговицу, вешалку, рукав, зашить пуговиц с ушком. распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и др.). Ремонт одежды. Пришивание Задание: рассмотреть изображенную на рисунке пуговиц. Отделка изделий одежду, определить и вписать карандашом вид пуговицами. необходимого ремонта. Закрепление и расширение знаний о пуговицах. Задание: посмотреть на пуговицы и ответить на вопросы о назначении, видах пуговиц, инструментах, материалах, необходимых для пришивания пуговиц. Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку ножницами, завязывать узелок на нитке. Задание: пришить пуговицы с четырьмя 14 61. 62. 63. 64. 65. Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. Ремонт одежды. Зашивание простого разрыва ткани. Картонажно- переплётные работы. Переплёт. Картонажно- переплётные работы. Переплёт. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. сквозными отверстиями и с ушком. Закрепление знаний о пуговицах (назначении пуговиц, их форме и др.). Расширение представлений о пуговицах как материале для отделки изделий. Пуговица - это не только застежка для одежды, обуви и предметов быта, но и украшение. Пуговицы используют в качестве отделки швейных изделий, чтобы придать им нарядный вид. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликаций с использованием пуговиц. Задание: аппликация с использованием пуговиц " Лягушка" или "Собака". Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Формирование знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Задание: изготовить вешалку и пришить ее к ткани. Задание: зашить простой разрыв ткани. Расширение представлений о картонажнопереплетных изделиях. Картонажно-переплетные изделия - это изделия из бумаги и картона. Эти изделия делятся на картонажные: коробки, папки, футляры для книг, переплетные: книги, блокноты, записные книжки, тетради, фотоальбомы. Развитие умения объединять в соответствующие материалы и инструменты, используемые в картонажно-переплетных работах. Материалы: бумага, картон, технические ткани, нитки, клей. Инструменты: измерительные, режущие, колющие, вспомогательные. Ознакомление с понятиями: «записная книжка», «переплет», «переплетная крышка», «блок». Обучение технологии изготовления записной книжки-раскладушки с выполнением приемов разметки, резания и промазывания клеем. Задание: сделать записную книжкураскладушку с переплётной крышкой "Блокнот" Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта, игрушки). Закрепление знаний о ручных операциях при 15 Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. 66. 67. 68. пошиве различных изделий из ткани (выкраивание детали изделия по лекалу, соединение деталей изделия строчкой прямого и косого стежка и др.). Задание: посмотреть на изображенные ручные операции. Вспомнить и написать их названия. Закрепление умения выполнять (шить и вышивать) строчкой прямого стежка. Обучать приему соединения деталей из ткани строчкой петельного стежка. Выполняется по краю изделия. Назначение - соединение деталей, отделка. Обучение технологии изготовления подушечки для игл со сшитыми краями ручной строчкой петельного стежка. Задание: сделать подушечку для игл. Задание: изготовить мягкую игрушку подушечку "Рыба" - 16