ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ритмика» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Ритмика» Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Минимальный уровень: - выполнять упражнения по инструкции учителя; - отработка правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке; - соблюдения правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений; - принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; - организованно строится (быстро, точно); - сохранять правильную дистанцию в колонне парами; - самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; - соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; - легко, естественно и не принужденно выполнять все игровые и плясовые движения; Достаточный уровень: 2 -формирование и развитие навыков самоконтроля; - легко, естественно и непринужденно выполнять все плясовые движения; - самостоятельно определять нужное направление движения по звуковым и музыкальным сигналам; Основные требования к умениям учащихся на конец периода обучения. Учащиеся должны уметь: правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; различать двухчастную и трехчастную форму в музыке; отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; различать основные характерные движения некоторых народных танцев. 2. Содержание коррекционного курса «Ритмика» На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления работы по ритмике: -упражнения на ориентировку в пространстве; -ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); -упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; -танцевальные упражнения. 4 Класс год обучения (1 ч в неделю) УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильнойдистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на 3 двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев. Танцы и пляски Круговой галоп. Венгерская народная мелодия. Кадриль. Русская народная мелодия. Бульба. Белорусская народная мелодия. Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра. Грузинский танец «Лезгинка» 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (68 часов) № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 1112 1314 Тема урока Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала из угла в угол Упражнения с лентами, обручами и скакалками Упражнения с предметами Количество часов 4 4 4 4 4 4 4 4 1516 1718 1920 21-24 Общеразвивающие упражнения 4 Упражнения на выработку осанки. 4 Упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку 4 2529 3034 Ритмический рисунок 6 Упражнения на расслабление мышц 6 6 5 2728 2930 3132 3334 3536 3738 3940 4142 4344 4546 4748 4950 51- ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Упражнения с детскими Упражнения с детскими музыкальными музыкальными инструментами инструментами. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Упражнения для кистей рук с барабанными палочками Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев Исполнение гаммы на детском рук в разном темпе: медленном, среднем, пианино, быстром, с постепенным ускорением, с Разучивание несложных мелодий. резким изменением темпа и плавности движений. Выполнение несложных Исполнение различных ритмов на упражнений, песен на детском пианино, барабане и бубне. аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. Игры под музыку Игры под музыку. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых Элементы движений и танца. и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в Инсценировка песен. соответствии со сменой частей, Передача в движениях развернутого музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на сюжета музыкального рассказа. Придумывание вариантов к играм и формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и пляскам. придумывание новых вариантов игр, Действия с воображаемыми элементов танцевальных движений, их предметами. комбинирование. Составление несложных Подвижные игры с пением и танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных Инсценирование музыкальных сказок, 6 52 сказок, песен песен 5354 5556 5758 5960 6162 6364 6566 6768 Повторение элементов танца по программе 3 класса. элементов народных танцев Танцевальные упражнения. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев. Танцы и пляски Круговой галоп. Венгерская народная мелодия. Кадриль. Русская народная мелодия. Бульба. Белорусская народная мелодия. Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра. Грузинский танец «Лезгинка». Шаг кадрили Круговой галоп Кадриль. «Лезгинка «Бульба» Урок обобщения и повторения Итого: 68 часов 7