ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
МБОУ СОШ № 19 для
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Физическая культура»
за курс начального общего образования
4 класс
2021г.
1. Планируемые результаты освоения учебного
предмета
«Физическая культура»
Личностные и предметные результаты освоения физической культуры:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущее
место отводит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные
качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Что касается предметных результатов, то они связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты освоения по предмету физическая культура должны
отражать:
1) овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность
(режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического
развития, повышения работоспособности;
2
3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными
видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех
учебных предметов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты по физической культуре:
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное
их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых
команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных
видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием
в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются»
личностные результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это
триединство
технической,
физической
теоретический
подготовленности
(сформированность знаний в области физической культуры) обучающихся.
3
2. Содержание учебного предмета
Данная программа рассчитана на 102 учебных часов и предназначена для
обучающихся 4 класса. Занятия проходят 3 часа в неделю.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
— беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения
качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
— выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
— выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
— самостоятельное выполнение упражнений;
— занятия в тренирующем режиме;
— развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека.
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала,
снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование
понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах.
Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о
гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики.
Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке,
равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных
усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств
гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для
расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и
плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев;
формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами;
большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и
перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и
метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега;
ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление
учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков,
метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и
физических качеств средствами легкой атлетики.
4
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе
в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках,
на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной
осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным
положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением
направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие
мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе.
Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой
положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с
закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением
правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и
ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с
высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением
простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый
бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег
прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт.
Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад,
семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо,
влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на
ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего
предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением
вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с
шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в
длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом
«согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и
двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне.
Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных
мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой
рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену.
Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с
места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с
места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от
баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного
мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на
лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на
уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь
лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое
выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков.
Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах.
Спуски, повороты, торможение.
Подвижные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во
время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия
(выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные
сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
5
Практический материал.
Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками;
лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и
перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
6
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
4 класс (102 часа)
№
урока
Тема
Количест
во часов
1
1.
Правила техники безопасности назанятиях лёгкой
атлетикой. Ходьба. Беговые упражнения
2.
3.
Бег на короткие дистанции.
Высокий старт. Тестирование физических качеств
1
1
4.
Бег на короткие дистанции. Высокий старт.
Тестированиефизических качеств
1
5.
6.
Бег на короткие дистанции
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с места
1
1
7.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с места
1
8.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега.
Метание малого мяча.
1
9.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега.
Метание малого мяча
1
10.
Метание малого мяча надальность.
Тестирование физических качеств
1
11.
Метание малого мяча надальность.
Тестирование физических качеств
1
12.
Беговые упражнения: бег насредние дистанции.
Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО
Беговые упражнения: бег насредние дистанции.
Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО
1
14.
15.
Правила техники безопасности на занятиях баскетбола
Ловля и передача мяча на месте и в движении
1
1
16.
Ловля и передача мяча на месте и в движении
1
17.
Ловля и передача мяча на месте и в движении
1
18.
Ведения мяча на месте и в движении
1
19.
Ведения мяча на месте и в движении
1
20.
Ведения мяча на месте и вдвижении
1
21.
Броски мяча в корзину. Игровые ситуации
1
13.
1
7
22.
Броски мяча в корзину. Игровые ситуации
1
23.
Учебная игра по упрощённым правилам.
1
24.
Учебная игра по упрощённым правилам.
1
25.
1
28.
Спортивно-интеллектуальная эстафета с основными
элементами баскетбола.
Спортивно-интеллектуальная эстафета с основными
элементами баскетбола.
Правила техники безопасности назанятиях
гимнастикой. Подвижная игра.
Организующие команды и приёмы. Подвижная игра
29.
Строевые команды. Подвижная игра
1
30.
Акробатические упражнение. Подвижная игра
1
31.
Акробатические упражнения. Подвижная игра
1
32.
Акробатические комбинации. Подвижная игра
1
33.
Акробатические комбинации. Подвижная игра
1
34.
Висы, упоры, перемахи. Подвижная игра
1
35.
Висы, упоры, перемахи. Подвижная игра
1
36.
Гимнастические комбинация. Подвижная игра
1
37.
Упражнение на равновесия. Подвижная игра
1
38.
Упражнение на равновесия. Подвижная игра
1
39.
Опорный прыжок. Подвижная игра
1
40.
Опорный прыжок. Подвижная игра
1
41.
Лазание, перелезание, ползание,проползание.
Подвижная игра
1
42.
Лазание, перелезание, ползание, проползание
1
43.
44.
Подвижная игра
Упражнение на развитие силовыхспособностей.
Подвижная игра
1
1
45.
Упражнение на развитие силовыхспособностей.
Подвижная игра
1
46.
Гимнастические упражненияприкладного характера
1
26.
27.
1
1
1
8
47.
Гимнастические упражнения прикладного характера
1
48.
Гимнастические упражнения прикладного характера
1
49.
50.
Преодоление полосы препятствий
Преодоление полосы препятствий
1
1
51.
1
58.
Повороты переступанием на местеи в движении
Передвижение ступающим шагомбез палок и с
палками
Повороты переступанием на местеи в движении
Передвижение ступающим шагомбез палок и с
палками
Передвижение скользящим шагомбез палок и с
палками. Подвижная игра
Передвижение скользящим шагомбез палок и с
палками. Подвижная игра
Попеременный двухшажный ходбез палок и с
палками. Подвижная игра
Попеременный двухшажный ходбез палок и с
палками. Подвижная игра
Попеременный двухшажный ходбез палок и с
палками. Подвижная игра
Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра
59.
Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра
1
60.
Одновременный одношажный ход. Подвижная игра
1
61.
Одновременный одношажный ход. Подвижная игра
1
62.
Одновременный двухшажный ход. Подвижная игра
1
63.
Переход с одновременного классического хода на
попеременный
Переход с попеременного классического хода на
одновременный
Чередование изученных ходов во время прохождения
дистанции
Передвижение при изменении направлений движения
1
Спуск со склонов в высокой стойке. Подвижная
игра
Спуск со склонов в высокой стойке. Подвижная
игра
Преодоление подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой».
Подвижная игра
Преодоление подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой».
Подвижная игра
Торможение плугом». Подвижная игра
1
52.
53.
54.
55.
56.
57.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
72.
Торможение плугом». Подвижная игра
1
73.
Передвижение на лыжах по дистанции 1000 м
1
74.
Передвижение на лыжах по дистанции 1000 м
1
75.
Круговая эстафета
1
76.
Встречная эстафета
1
77.
1
78.
Циклические упражнения, направленные на развитие
выносливости
Правила техники безопасности на занятиях волейбола
79.
Приём и передачи мяча
1
80.
Приём и передачи мяча
1
81.
Нижняя прямая подача мяча
1
82.
Подвижные игры на материалеволейбола
1
83.
1
85.
Правила техники безопасности назанятиях футболом.
Техника передвижения.
Удар по неподвижному и катающемуся мячу.
Подвижная игра
Остановка мяча. Подвижная игра
86.
Ведение мяча. Подвижная игра
1
87.
Ведение мяча. Подвижная игра
1
88.
Обманные движение (финты). Подвижная игра
1
89.
1
90.
Вбрасывание мяча с места и сразбега. Подвижная
игра
Тактические действия в игровых ситуациях
91.
Тактические действия в игровыхситуациях
1
92.
1
93.
Ходьба, с изменением длины и частоты шага; с
преодолением препятствий
Смешенные передвижения
94.
Спортивная ходьба
1
95.
Чередование бега и спортивной ходьбы
1
96.
Бег на короткие дистанции
1
97.
Беговые упражнения: бег насредние дистанции.
Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО
1
84.
1
1
1
1
1
10
98.
Прыжок в высоту с разбега
1
99.
Прыжок в высоту с разбега
1
100.
Прыжки через естественные препятствия
1
101.
Кросс по слабопересечённой местности
1
102.
Беговые эстафеты
1
11
11