ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» Личностные и предметные результаты освоения физической культуры: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущее место отводит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Что касается предметных результатов, то они связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты освоения по предмету физическая культура должны отражать: 1) овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры); 2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; 2 3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта; 4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок. Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех учебных предметов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет. Предметные результаты по физической культуре: Минимальный уровень: представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях. Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство технической, физической теоретический подготовленности (сформированность знаний в области физической культуры) обучающихся. 3 2. Содержание учебного предмета Данная программа рассчитана на 102 учебных часов и предназначена для обучающихся 4 класса. Занятия проходят 3 часа в неделю. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: — беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; — выполнение физических упражнений на основе показа учителя; — выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; — самостоятельное выполнение упражнений; — занятия в тренирующем режиме; — развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Знания о физической культуре Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Гимнастика Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. Легкая атлетика Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики. 4 Практический материал: Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами. Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание». Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. Лыжная подготовка Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. Подвижные игры Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу 5 Практический материал. Подвижные игры: Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием. 6 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (102 часа) № урока Тема Количест во часов 1 1. Правила техники безопасности назанятиях лёгкой атлетикой. Ходьба. Беговые упражнения 2. 3. Бег на короткие дистанции. Высокий старт. Тестирование физических качеств 1 1 4. Бег на короткие дистанции. Высокий старт. Тестированиефизических качеств 1 5. 6. Бег на короткие дистанции Прыжковые упражнения: прыжок в длину с места 1 1 7. Прыжковые упражнения: прыжок в длину с места 1 8. Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча. 1 9. Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча 1 10. Метание малого мяча надальность. Тестирование физических качеств 1 11. Метание малого мяча надальность. Тестирование физических качеств 1 12. Беговые упражнения: бег насредние дистанции. Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО Беговые упражнения: бег насредние дистанции. Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО 1 14. 15. Правила техники безопасности на занятиях баскетбола Ловля и передача мяча на месте и в движении 1 1 16. Ловля и передача мяча на месте и в движении 1 17. Ловля и передача мяча на месте и в движении 1 18. Ведения мяча на месте и в движении 1 19. Ведения мяча на месте и в движении 1 20. Ведения мяча на месте и вдвижении 1 21. Броски мяча в корзину. Игровые ситуации 1 13. 1 7 22. Броски мяча в корзину. Игровые ситуации 1 23. Учебная игра по упрощённым правилам. 1 24. Учебная игра по упрощённым правилам. 1 25. 1 28. Спортивно-интеллектуальная эстафета с основными элементами баскетбола. Спортивно-интеллектуальная эстафета с основными элементами баскетбола. Правила техники безопасности назанятиях гимнастикой. Подвижная игра. Организующие команды и приёмы. Подвижная игра 29. Строевые команды. Подвижная игра 1 30. Акробатические упражнение. Подвижная игра 1 31. Акробатические упражнения. Подвижная игра 1 32. Акробатические комбинации. Подвижная игра 1 33. Акробатические комбинации. Подвижная игра 1 34. Висы, упоры, перемахи. Подвижная игра 1 35. Висы, упоры, перемахи. Подвижная игра 1 36. Гимнастические комбинация. Подвижная игра 1 37. Упражнение на равновесия. Подвижная игра 1 38. Упражнение на равновесия. Подвижная игра 1 39. Опорный прыжок. Подвижная игра 1 40. Опорный прыжок. Подвижная игра 1 41. Лазание, перелезание, ползание,проползание. Подвижная игра 1 42. Лазание, перелезание, ползание, проползание 1 43. 44. Подвижная игра Упражнение на развитие силовыхспособностей. Подвижная игра 1 1 45. Упражнение на развитие силовыхспособностей. Подвижная игра 1 46. Гимнастические упражненияприкладного характера 1 26. 27. 1 1 1 8 47. Гимнастические упражнения прикладного характера 1 48. Гимнастические упражнения прикладного характера 1 49. 50. Преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий 1 1 51. 1 58. Повороты переступанием на местеи в движении Передвижение ступающим шагомбез палок и с палками Повороты переступанием на местеи в движении Передвижение ступающим шагомбез палок и с палками Передвижение скользящим шагомбез палок и с палками. Подвижная игра Передвижение скользящим шагомбез палок и с палками. Подвижная игра Попеременный двухшажный ходбез палок и с палками. Подвижная игра Попеременный двухшажный ходбез палок и с палками. Подвижная игра Попеременный двухшажный ходбез палок и с палками. Подвижная игра Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра 59. Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра 1 60. Одновременный одношажный ход. Подвижная игра 1 61. Одновременный одношажный ход. Подвижная игра 1 62. Одновременный двухшажный ход. Подвижная игра 1 63. Переход с одновременного классического хода на попеременный Переход с попеременного классического хода на одновременный Чередование изученных ходов во время прохождения дистанции Передвижение при изменении направлений движения 1 Спуск со склонов в высокой стойке. Подвижная игра Спуск со склонов в высокой стойке. Подвижная игра Преодоление подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой». Подвижная игра Преодоление подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой». Подвижная игра Торможение плугом». Подвижная игра 1 52. 53. 54. 55. 56. 57. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 72. Торможение плугом». Подвижная игра 1 73. Передвижение на лыжах по дистанции 1000 м 1 74. Передвижение на лыжах по дистанции 1000 м 1 75. Круговая эстафета 1 76. Встречная эстафета 1 77. 1 78. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости Правила техники безопасности на занятиях волейбола 79. Приём и передачи мяча 1 80. Приём и передачи мяча 1 81. Нижняя прямая подача мяча 1 82. Подвижные игры на материалеволейбола 1 83. 1 85. Правила техники безопасности назанятиях футболом. Техника передвижения. Удар по неподвижному и катающемуся мячу. Подвижная игра Остановка мяча. Подвижная игра 86. Ведение мяча. Подвижная игра 1 87. Ведение мяча. Подвижная игра 1 88. Обманные движение (финты). Подвижная игра 1 89. 1 90. Вбрасывание мяча с места и сразбега. Подвижная игра Тактические действия в игровых ситуациях 91. Тактические действия в игровыхситуациях 1 92. 1 93. Ходьба, с изменением длины и частоты шага; с преодолением препятствий Смешенные передвижения 94. Спортивная ходьба 1 95. Чередование бега и спортивной ходьбы 1 96. Бег на короткие дистанции 1 97. Беговые упражнения: бег насредние дистанции. Рекомендации по выполнениюнормативов ГТО 1 84. 1 1 1 1 1 10 98. Прыжок в высоту с разбега 1 99. Прыжок в высоту с разбега 1 100. Прыжки через естественные препятствия 1 101. Кросс по слабопересечённой местности 1 102. Беговые эстафеты 1 11 11