МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 19 _________________ М.Н. Душко Приказ № 93/1 от 30.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Поваренок» Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Ивашкова Евгения Олеговна, Педагог дополнительного образования Серов 2021 г. 1.1 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поваренок» составлена с учетом следующих документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.2014г. №1726-р) 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. n 196». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации. 12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от «О проведении сертификации ДООП для включения в систему ПФДО детей Свердловской области в 2021 году». 13. Устав МБОУ СОШ № 19. Направленность (профиль) ДООП – художественная. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поваренок» обусловлена тем, что полученные на занятиях умения и навыки становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии. При построении содержания используется интегрированный подход, способствующий решению важных задач по воспитанию личности современного ребенка – гуманной, духовно богатой. Важным условием процесса реализации программы является межпредметный и метапредметный подходы в обучении Адресат программы – дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на один год обучения и ориентирована на учащихся среднего школьного возраста. Число детей, одновременно находящихся в группе (не более 12 человек). 2 Режим занятий – составляет 51 часов, 1.5 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1.5 часа. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность части программы (года обучения) по учебному плану в часах (до 51 час). Срок освоения программы – 1 год, количество учебных часов по программе -51 час, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1.5 часа; Перечень форм обучения: - очная; - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п. (в соответствии с возрастом); Перечень видов занятий – беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное занятие, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие и др. Перечень форм подведения итогов реализации ДООП: беседа, семинар, мастеркласс, практическое занятие, показательное выступление. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Обучение учеников приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов. Дать ученикам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище. Образовательные (программные) - познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи; - обучить технологии приготовления основных блюд русской и национальных кулинарий; - приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; Развивающие: - пробудить интерес к кулинарному искусству у детей; - развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка; - развить эстетическое восприятие и творческое воображение; Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, аккуратность; - привить навыки работы в группе; - формировать любовь и уважение к традициям русской кухни . Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов. Общая характеристика. Программа рассчитана на 51 час учебного времени, предполагает сочетание теоретических практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы. Практическая деятельность обучающихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи. Тестовое задание и правильная сервировка стола к чаепитию 3 как итоговая работа по результатам изучения данной программы. Из-за большого объѐма практических работ на изучения целесообразно отводить 1,5 часа в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа ориентирована на воспитанников с 10 – 14 лет. Приобретѐнные на занятиях знания и навыки помогут воспитанникам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги в приготовлении несложных блюд, учит ориентироваться в многообразии продуктов. Занятия позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда. Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека, сведения о культуре потребления пищи. Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формирование сервировки стола. Срок реализации программы – 1 год (1 раз в неделю (1,5часа), 51 час/год) Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения: Объяснительно-иллюстративный - позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед, сюжетноролевых занятий или деловых игр. Практический – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой. Дидактическое обеспечение - интернет- ресурсы; - книги о вкусной и здоровой пище; - журналы о кулинарии. 4 Учебно-тематическое планирование. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10-11. 12. 13-14. 15. 16. 17-21. 22-23. 24. 25. Тема Вводное занятие. Тест «Что я знаю о кулинарии». История возникновения кулинарии. Сервировка стола. Практическая работа: Сервировка стола Бутерброды. Практическая работа: изготовление бутербродов. Витамины. Овощные салаты. Практика: Приготовление салатов. Основы рационального питания. Практика: Приготовление каши. Способы обработки пищевых продуктов. Практика: Приготовление омлета. Заготовка продуктов впрок. Практика: Приготовление компота. Холодные закуски. Практика: Правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски. Блюда из мяса. Практика: изготовление котлет, запекание мяса в духовке. Молоко и молочное. Практика: Приготовление молочной лапши. Растительные продукты питания. Практика: приготовление блюд из пищевых растений. Блюда из яиц. Практика: Приготовление блюд из яиц. Что такое меню? Практика: Составление меню на день, праздничное меню. Первые блюда. Практика: Приготовление куриного бульона, гороховый суп, борщ Вторые блюда. Практика: Приготовление гречневой каши с мясом, макароны с сыром. Третьи блюда. Практика: Приготовление кондитерских колбасок. Секреты вкусной выпечки. Практика: Приготовление сдобного Всего 1,5 ч Кол-во часов Теория Практика 1,5 ч - Формы контроля/ аттестации 1,5 ч 1,5 ч 1,5 ч 0,5 ч 1ч 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч 1,5 ч 0,5 ч 1ч 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. Дегустация работ. Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч 1,5 ч 0,5 ч 1ч 3ч 1,5 ч 1,5 ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. 3ч 1,5 ч 1,5 ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч Презентация работ. 4,5 ч 1,5 ч 3ч Дегустация работ. 3ч 1,5 ч 1,5 ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. 1,5 ч 0,5 ч 1ч Дегустация работ. Презентация работ. Дегустация работ. Дегустация работ. 5 дрожжевого теста, приготовление булочек. 26-29. Различные мучные блюда. Практика: Выпечка блинов, оладий, «хвороста», вафельных трубочек, пирожков. 30. История чая. Практика: Приготовление цветочного чая. 31-33. История русской кухни. Практика: Приготовление пельменей, вареников, картофель с луком. 34. Итоговое занятие. Практическая работа. Сервировка стола к чаепитию. 6ч 1,5 ч 4,5 ч. Дегустация работ. 1,5 ч. 0,5 ч 1ч Дегустация работ. 3 ч. 1,5 ч. 1,5 ч. Дегустация работ. 1,5 ч. 0,5 ч 1ч Презентация. Содержание учебного (тематического) плана Содержание рабочей программы. № Наименование темы Форма занятия Содержание 1 Вводное занятие Беседа Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены. Тест: «Что я знаю о кулинарии» Кол-во занятий 1,5 ч. 2 История возникновения кулинарии. Беседа Теория: Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета. 1,5 ч. 3 Сервировка стола. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Теория: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов. Практика: Сервировка стола. 1,5 ч 4 Бутерброды. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация. Теория: Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды бутербродов, приѐмы оформления бутербродов. Практика: изготовление открытых, закрытых и горячих бутербродов. Сервировка стола к чаю 1,5 ч. 5 Витамины. Овощные салаты. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: виды овощей. Влияние овощей на организм человека. Первичная и тепловая обработка овощей. Практика: салаты из моркови, капусты, картофель отварной, жаренный, картофельное пюре. Основы Инструктаж. Теория: Рациональное питание. Обмен 6 1,5 ч. 1,5 ч. 6 рационального питания. Презентация. Практическое занятие. Дегустация веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день. Практика: Составление схем приготовления различных блюд. Пшенная каша с тыквой. 7 Способы обработки пищевых продуктов. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару. Практика: Составление инструкционных карт по приготовлению варѐных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд: суфле морковно-яблочное, яичный омлет. 1,5 ч. 8 Заготовка продуктов впрок. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов. Практика: заготовка продуктов впрок: квашение капусты, компот из яблок. 1,5 ч 9 Холодные закуски. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Разнообразие вариантов приготовления закусок. Практика: правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски. 1,5 ч. 1011 Блюда из мяса. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: виды мясных продуктов. Виды из полуфабрикатов из рубленного мяса. Практика: изготовление котлет, запекание мяса в духовке. 3 ч. 12 Молоко и молочные продукты. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи. Практика: Приготовление молочной лапши. 1,5 ч. 13- Растительные Инструктаж. Теория: Растительные продукты 7 14 продукты питания. Презентация. Практическое занятие. Дегустация питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. Практика: Приготовление блюд из пищевых растений: картофельные оладьи, капустные котлеты. 3 ч. 15 Блюда из яиц. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии. Практика: Приготовление блюд из яйца: яйцо в мешочек, омлет с зелѐным луком. 1,5 ч. 16 Что такое меню? Инструктаж. Практическое занятие. Теория: расчет продуктов на день, разработка меню. Практика: составление меню на день, праздничного меню. 1,5 ч. 17 Первые блюда. Инструктаж. Презентация. Теория: виды супов, последовательность закладки продуктов в суп. 1,5 ч. 18 Первые блюда. Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация Практика: приготовление куриного бульона. 1,5 ч 1920 Первые блюда. Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация Практика: приготовление борща. 21 Первые блюда. Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация Практика: приготовление гороховый суп. 1,5 ч 2223 Вторые блюда Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: виды круп, роль круп и макаронных изделий в рационе человека Практика: приготовление гречневой каша с мясом, макароны с сыром. 3 ч. 24 Третьи блюда. Инструктаж. Презентация. Практическое Теория: знакомство с видами третьих блюд: мороженым, пирожным, муссом, жиле. 1,5 ч. 3ч 8 25 26 27 2829 Секреты вкусной выпечки. Различные мучные блюда Различные мучные блюда Различные мучные блюда занятие. Дегустация Практика: приготовление кондитерских колбасок. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: Историческая справка. Особенности приготовления теста. Практика: приготовление сдобного дрожжевого теста, выпечка булочек. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, теста. Практика: выпечка блинов, оладий. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления, бисквитного теста. Практика: выпечка «хвороста», вафельных трубочек. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления дрожжевого теста. Практика: выпечка пирожков. 1,5 ч. 1,5 ч. 1,5 ч. 3 ч. 30 История чая. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Теория: история появления чая, сорта, состав. Практика: приготовление цветочного чая. 1,5 ч 31 История русской кухни. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Теория: Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения о национальной русской кухне. Практика: Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд. 1,5 ч 3233 История русской кухни. Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация Практика: Приготовление пельменей, вареников, картофель с луком. 3ч 34 Итоговое занятие Теория: тест: «Что я знаю кулинарии» Практика: Сервировка стола к чаепитию. Презентация своей работы 1,5 ч 9 1.4 Планируемые результаты Показателями эффективности реализации программы и возможными критериями результативности являются: Сформированность специальных компетенций у учащихся: кулинарные навыки, личностное самосовершенствование. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Сформированность образовательных (программных) результатов: к концу года обучения учащиеся: понимают: - значение основных кулинарных понятий и терминов; - виды и способы приготовления пищи; умеют: -умеют готовить разнообразные блюда; -самостоятельно решать кулинарные задачи в процессе выполнения работ, выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания; владеют: -навыками приготовления различных блюд. 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения: -учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных правил, установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28; -при организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности: кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. -стол ученический – 6 шт; -плита кухонная электрическая с духовым шкафом– 1 шт; -раковина – 2 шт; 10 -холодильник – 1 шт; -набор столовой мебели (столы кухонные); -шкафы для посуды; -доски деревянные разделочные; -сушилки для тарелок; -посуду: кастрюли, -сковороды, - тарелки, -ложки, -набор чайной посуды, -ведро эмалированное, -чайники заварные, -набор ножей, -столовый сервиз, -чайник; -косынки, -фартуки; -моющие средства. -стулья ученические – 12 шт; -компьютер – 1шт; Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители (законные представители). Методическое и дидактическое обеспечение программы: В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. - персональный компьютер (ноутбук); 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является наблюдение, оценивание, анализ, самооценка, взаимоконтроль, дегустация приготовленных блюд. Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе в форме практической и самостоятельной работы. Промежуточная аттестация в форме итогового теста и презентации практической работы. Требования к уровню подготовки обучающихся По завершении обучения, обучающиеся должны знать: - правила гигиены и безопасности труда; - основные этапы истории развития кулинарии; - основы рационального питания; - правила поведения за столом; - способы нарезки овощей; - названия круп; - технологию приготовления первых и вторых блюд; Должны уметь: - работать с ножом; - сервировать стол к завтраку, обеду, ужину; - готовить супы, каши; 11 - заваривать чай; - готовить некоторые виды салатов; - готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них. Формы и методы обучения и воспитания - беседы, практические занятия по приготовлению блюд, отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по приготовлению и оформлению блюд, различные конкурсы. 12 Приложение 1 Карта оценки учащихся во время выполнения заданий и практической работы Оценивание практической работы по кулинарии Критерии Оценочные баллы 1.При работе полностью соблюдалась ТБ и Техника безопасности было организовано рабочее место – 2б. и организация 1. 2.При работе были нарушения, замечания от рабочего места учителя по ТБ и организации рабочего места – 1 б. 3.При работе были получены травмы при нарушении ТБ, было получено много замечаний по организации рабочего места – 0 б. 1.Между членами бригады были распределены Соблюдение обязанности– 2 б. последовательности и 1. 2.Кто-то из членов бригады остался без технологии работы, кому-то досталось много работы – 1б. приготовления при 3.При работе не было согласованности практической работы действий – 0 б. 1.Между членами бригады были распределены Взаимодействие в обязанности– 2 б. группе при практической работе 2. 2.Кто-то из членов бригады остался без работы, кому-то досталось много работы – 1б. 3.При работе не было согласованности действий – 0 б. Внешний вид готового 1.Готовое изделие украшено, внешний вид красивый, вызывает аппетит – 2б. изделия 1. 2.Готовое изделие не украшено, но внешний вид красивый, вызывает аппетит – 1б. 3.Внешний вид готового изделия не красивый, не вызывает аппетит – 0б. Количество баллов Фактические баллы Итого баллов: 13 Приложение 2 Проверочный тест (вводный) Выберите правильный ответ. 1. К столовым приборам не относится: а) ложка в) вилка б) дуршлаг г) нож 2. Является ли бутербродом хлеб с маслом? а) нет б) да 3. Определить, является куриное яйцо вареным или сырым, можно: а) опустив яйцо в сосуд с водой; б) по звуку, издаваемому яйцом при его встряхивании; в) кручением яйца на поверхности стола; г) по внешнему виду. 4. Когда яйцо сварено «в мешочек», у него: а) крутые желток и белок; б) жидкие желток и белок; в) жидкий желток, крутой белок. 5. Винегрет заправляют: а) сливочным маслом б) растительным маслом 6. Сандвич – это бутерброд: а) открытый б) закрытый 7. Канапе – это бутерброд: а) закрытый б) закусочный 8. Не относится к овощам а) кабачок б) брюссельская капуста в) черная смородина г) горох 9. При сервировке стола к завтраку вилку кладут: а) слева б) справа Выберите правильные ответы. 10. Салатными заправками являются: а) майонез в) уксус б) сметана г) растительное масло 11. Завтрак может состоять из блюд: а) борщ г) квас 14 б) омлет д) шашлык в) бутерброды е) чай 12. Доброкачественное яйцо можно определить: а) по вкусу; б) методом просвечивания; в) путем опускания в горячую воду; г) путем опускания в холодную воду. 13. Овощи, используемые при приготовлении винегрета: а) картофель д) свекла б) капуста е) лук в) огурцы ж) чеснок г) морковь з) репа 14. При нарезке лука можно использовать следующие формы: а) кольца г) полукольца б) кубики д) крошка в) дольки е) брусочки Вставьте пропущенные слова. 15. Винегрет – разновидность салата, в состав которого обязательно входит ________________________________________________________ Закончите фразу: 16. Искусство приготовления пищи называется _______________________________________________________________ Установите соответствие: 17. Вид посуды: Название посуды: А. Кухонная 1. Кастрюля Б. Столовая 2. Супник 3. Селедочница 4. Тарелка 5. Сковорода 6. Миска 15 ОТВЕТЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Б Б В В Б Б Б В А А, Б, Г Б, В, Е Б, Г А, Б, В, Г, Д, Е А, Б, Г Свекла Кулинария А – 1, 5, 6 Б – 2, 3, 4 16 Приложение 3 Проверочный тест (Промежуточная аттестация) 1. Кулинарная продукция – это… А. Совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов; Б. Кулинарные изделия и полуфабрикаты; В. Совокупность пищевых продуктов, прошедших кулинарную обработку. 2. По виду используемого сырья блюда, кулинарные изделия и полуфабрикаты разделяют на: А. Отварные, припущенные, жареные; Б. Закуски, супы, напитки; В. Овощные, мясные, рыбные. 3. Как называют повара на судне? А. Кок; Б. Повар I класса; В. Матрос. 4. Должен ли иметь повар среднее профессиональное образование? А. Да; Б. Нет; В. Да, среднее и начальное профессиональное образование. 5. Требования, предъявляемые к повару прописаны в: А. ГОСТ Р-2005; Б. ОСТ – 1 – 95; В. ТУ5463-003-49925672-2005. 6. К корнеплодам относят: А. Морковь, картофель, батат; Б. Морковь, свекла, репа; В. Морковь, свекла, кабачки. 7. К десертным овощам относят: А. Артишок, спаржа, ревень; Б. Укроп, эстрагон, чабер; В. Персики, бананы, киви. 17 8. Расположите технологически верно последовательность механической кулинарной обработки овощей: А. Мытье; Б. Сортировка; Б. Калибровка; В. Нарезка; Г. Очистка; Д. Дочистка. 9. К сложным (фигурным) формам нарезки относят: А. Соломку, дольки, ломтики; Б. Кубики, брусочки, кружочки; В. Бочонки, груши, спирали. 10. Как называется искусство фигурной резьбы по овощам и фруктам? А. Картинг; Б. Карвинг; В. Дайвинг. 11. По содержанию жира рыбу условно делят на три группы: А.Тощую, жирную, особо жирную; Б. Тощую, средней жирности, жирную; В. Средней жирности, жирную, особо жирную. 12. Горбуша принадлежит к семейству: А. Сельдевых; Б. Тресковых; В. Лососевых. 13. Расположите технологически верно последовательность механической кулинарной обработки рыбы: А. Размораживание; Б. Разделка; В. Приготовление полуфабрикатов; Г. Вымачивание. 18 Верные ответы 1. А 2. В 3. А 4. В 5. Б 6. Б 7. А 8. Б, В, А, Д, Е, Г 9. В 10. Б 11. Б 12. В 13. А, Г, Б, В 19