МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 19 _________________ М.Н. Душко Приказ № 93/1 от 30.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Родники» Возраст обучающихся: 6-10 лет Срок реализации: 4 год Автор-составитель: Кораблева Екатерина Геннадьевна, Педагог дополнительного образования Серов 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родники» по социально-гуманитарному направлению. Составлена на основе программы «Юный эколог» для 1-4 классов, авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. Цель программы «Родники» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; -воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; -углублять уже имеющихся знаний о родном крае; - изучать и исследовать сдетьми конкретные объекты природы; -формировать представления о природных сообществах области; -формировать представления об охраняемых территориях России и своейобласти. Направленность-социально-гуманитарная. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребѐнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей еѐ развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребѐнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всѐ воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребѐнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причѐм знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Адресат программы. Программа «Родники» социально-гуманитарной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4классов, 66 учебных часа в год для 1 класса и 68 учебных часа для 2-4классов. Принципы программы: - Включение учащихся в активную деятельность. - Доступность и наглядность. - Связь теории с практикой. - Учѐт возрастных особенностей. - Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. - Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого ксложному). Планируемые результаты Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень 2 притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Предметные - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Перечень форм проведения итогов реализации программы: творческий отчѐт, презентация проектов, показательные выступления, практические занятия, слѐт лучших отрядов «Родники». Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. Лист наблюдения 1-я ступень Ставитцель Следует плану, исследования с предложенному помощью учителя учителем 2-я ступень Ставит цель В целом представляет, исследования как достичь цели самостоятельно 3-я ступень Самостоятельно Самостоятельно ставит цель планирует и проводит исследования и исследовательский действует согласно эксперимент этой цели Промежуточная аттестация представляет творческий отчет Использует источники информации, рекомендованные учителем Пытается обнаружить способы получения информации Знает, как получить необходимую информацию и использует разныеспособы ее получения Техническое оснащение занятий: -аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды. Методические условия и особенности реализации программы Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий. Используются следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Научнопознавательное направление работы ставило целью знакомство младших школьников с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты. 3 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Формирование экологических знаний. Формирование и открытие кружка «Юный эколог». Распределение ролей. Введение символики, правил. Путешествие по экологической тропинке (I часть). Формирование Формирование экологического поступочноотношения (чувства). практических умений -Формирование и открытие Сбор семян. экологическойпочты. -Информационноеписьмо для всех учащихся школы, родителей. Получение детьми писемот Операция «Большие различных дела маленьких рук» представителей (Сбор корма для птиц). окружающей природной среды. Игра-путешествие Письма – сочинения «На Операция «Малые «По лесным всей земле нет краше водоѐмы» (рейд к тропинкам». уголка, где я родился» роднику «Серебряные ключи»). Игра-конкурс Новогодняя почта. -Экологическая акция «Неизведанный мир Листовки. «Помоги деревьям» природы». (предупреждение (подгрести снег, чтобне бездумной вырубки вымерзли). деревьев ради -Ярмарка – раздача новогодних праздников). кормушек. -Экологический урок Обращение к Человеку от Операция «Птичья «Храм природы». имени птиц с призывом о -Изготовление книги помощи - подкормке. изготовление и «Мир птиц» развешивание кормушек, подкормка птиц. Викторина «Краса Создание общей настенной -Путешествие на Земли родной –цветы» газеты из детских рисунков родину комнатных на тему: «Как прекрасен растений. Уход за наш мир!». комнатными растениями. -Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий -КВН «Что мы знаемо Изготовление книжек – Операция растениях» малышек «Берегите «Подснежник». -Составление правил растения!» поведения в природе, изготовление экологических знаков. -Занятие-конкурс Поздравление родной Операция «Берѐзка». «Четвероногиедрузья» планеты с Днѐм Земли Очистка сквера или -Изготовление (изготовление леса от мусора. экологическихзнаков. праздничных открыток с текстом -поздравлением) 4 Путешествие за Письма к Краснуюкнигу. Озеленение школьного капелькой воды. двора. Май Проблема чистойводы и здоровье человека. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Вопросы для самоанализа могут быть следующими Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что Наиболее трудным мне показалось Я думаю, это потому, что Самым интересным было Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее Я бы хотел попросить своего учителя Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т.е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Разделы Часы Введение 1 Мой дом за окном 15 Я и моѐ окружение 24 Гигиена моего дома 26 Вода – источник жизни 24 Солнце и свет в нашей жизни 20 Воздух и здоровье 3 Мой край 13 Весенние работы 8 Введение 1 Растительность Свердловской области 30 Насекомые нашей области 17 Рыбы, обитающие в реках г.Серова 20 Птицы нашего края 28 Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей 19 области. Родник «Серебряные ключи» 21 Итого 270 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс № 1 2 3 Форма занятия Теория Практика (групповая), виды деятельности Тема Введение Что такое экология? 1 1 Мой дом за окном 9 Мой дом Дом, где мы живѐм 1 1 4-5 Практическое занятие «Уборка школьного двора» 6-7 Откуда берѐтся девается мусор? и 2 куда 2 8-9 Деревья твоего двора 10-11 Экскурсия по территории школы 12--13 Птицы нашего двора 2 2 2 14-15 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 16 Дорога из дома в школу 1 Я и моѐ окружение 17-18 Моя квартира 16 2 19-20 Моя семья 2 21-22 Соседи-жильцы 2 23-24 Мой класс 2 25-27 Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» 28-30 Дом моей мечты 31-32 Комнатные растения квартире, классе в 6 2 Беседа Просмотр презентации Конкурс рисунков Форма контроля Выставка Познавательная Собеседование беседа. Групповая Выполнение форма. практической Экологический работы десант. Чтение и Опрос обсуждение литературы. Викторина Викторина Экскурсия Чтение и обсуждение литературы. Практическое занятие Собеседование Решение проблемных ситуаций. Опрос Конкурс рисунков Занятие доброты. Обсуждение проблемных ситуаций. Трудовая деятельность. Выставка Выставка 8 Дискуссия. Дискуссия. 3 3 2 Творческая работа Наблюдение. Выставка Собеседование 7 33-34 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 35 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» 36-37 Экскурсия к роднику «Серебряные ключи» 38-40 Животные в доме 3 Гигиена моего дома 41-43 Уход за квартирой 16 3 44-45 Гигиена класса 2 46-48 Практическое занятие «Гигиена класса» 49-50 Бытовые приборы в квартире 2 1 2 Экскурсия Мини-отчѐт Чтение и обсуждение литературы. Собеседование Трудовая деятельность комбинированно е занятие. Трудовая деятельность Опрос Беседа с применением наглядных пособий. Экскурсия Опрос. 10 3 2 51 Экскурсия в школьную столовую. 52-55 Природа в квартире и в классе 56-57 Наша одежда и обувь 4 2 58-60 Ремонт одежды. 61 Русская народная одежда 1 1 Собеседование Наблюдение. Собеседование Комбинированн Опрос ые занятия. 3 62 Практическая работа «Уход за одеждой» 63 Выпуск стенгазеты по итогам работы за год. 64 Подготовка отчѐта о работе за год. 65 Экскурсия по школе. 66 Итоговое занятие Итого: 66 часов Практическое занятие Практическое занятие 1 1 1 1 1 Просмотр Викторина. презентации. Практическая Выполнение работа самостоятельной практической работы. Выпуск Дискуссия. стенгазеты Подготовка Творческий отчѐта отчѐт Экскурсия Собеседование Праздник. 2 класс № Тема Вода – источник жизни 1-2 Вода в моѐм доме и в природе Форма занятия Теория Практика (групповая), виды деятельности 14 2 Форма контроля 10 Просмотр Собеседование. 8 3-4 Стихи, рассказы о воде и природе 5-6 Экскурсия к роднику «Серебряные ключи» 7-8 Весна в нашем городе 2 2 9-10 Экскурсия в лес 11-12 Вода в жизни растений 2 13-14 Вода в жизни животного мира 15-16 Вода и здоровье человека 2 2 17-18 Личная гигиена 19-20 Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» 21-24 Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» Солнце и свет в нашей жизни 25-26 Солнце, Луна, звѐзды – источники света 27-28 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 29-30 Практическое занятие по размещению комнатных растений с учѐтом потребности тепла и света 31-32 Отношение к свету и теплу различных животных 33-34 Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны,фонаря, лампы, свечи» 35-36 Электрический свет и тепло в моѐм доме 37-38 Откуда приходит свет и тепло в мой дом 39-40 Телевизор в моѐм доме 2 41-42 Сколько стоят свет и тепло 2 2 4 14 Экскурсия Подведение итогов и награждение победителей. Отчѐт Наблюдение и Опрос комбинированно е занятие. Экскурсия Отчѐт Чтение Викторина. литературы. Викторина Тестирование Комбинированно Собеседование. е занятие. Комбинированн Собеседование. ое занятие. Защита Отчѐт. проектов. 6 2 2 Познавательное занятие. 2 2 2 Викторина. Практическое Самостоятельная занятие работа Собеседование Чтение Собеседование литературы. Комбинированн Анкетирование ые занятия. 2 2 2 2 43-44 Итоговое занятие Воздух и здоровье 45 Воздух и здоровье человека 46-47 Практическое занятие презентации. Конкурс чтецов. 2 2 1 1 Познавательное Собеседование. занятие. Решение Дискуссия. проблемных ситуаций. Игра. Подведение итогов. 2 2 Лекция. Трудовая деятельность. Опрос. Отчѐт 9 «Уборка в классе» Мой край 48-49 Растительный мир области 6 2 50-51 Животный мир области 2 52-53 Исчезающие растения и животные родного края 54-55 Экскурсия в музей. 56-58 Субботник у родника «Серебряные ключи» 59-60 Конкурс рисунков на тему «Берегите родники» Весенние работы 61-63 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 64-67 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (сад на подоконнике) 68 Итоговое занятие Итого: 68 часа 2 Чтение и обсуждение литературы. Комбинированн ые занятия. 2 3 2 7 3 Тестирование. Опрос. Экскурсия Собеседование. Экологический Отчѐт. десант. Конкурс Выставка. Трудовая деятельность. Отчѐт. 4 1 Праздник. 3класс № Тема 1 Введение. Свердловская область на карте России Растительность Свердловской области 2-5 Травы, кустарники, деревья. 6-7 Экскурсия «Где растут деревья». 8-10 Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и созданиегербария. 11-14 Кустарники. Их роль в жизни человека. 15-20 Зелѐная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственныхтрав. 21-22 Растения – сорняки и вредители здоровья человека. 23-24 Комнатные растения. Разведение и уход за ними. 25-26 Викторина «Зелѐный мир вокруг нас» Теория 1 Форма занятия (групповая), Практика виды деятельности Лекция 10 20 2 2 2 Просмотр презентации. Чтение литературы. Экскурсия Форма контроля Викторина. Собеседование. 3 Творческая работа. Выставка. 2 2 Конкурс загадок. 2 4 Чтение литературы. Творческая работа. 2 2 2 Опрос Просмотр Тестирование. презентации. Комбинированно Отчѐт е занятие. Викторина Викторина 10 27-29 Защита проектов «Редкие растения области» 30 Создание экознаков. 31 Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. Насекомые нашей области 32-33 «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) 3 1 1 11 2 Проектная Защита проектов. деятельность. Творческая Выставка деятельность Акция Интеллектуальна я разминка. 6 Чтение и обсуждение литературы. Просмотр презентации. Лекция. Собеседование. 34-35 Насекомые – вредители 2 36-40 Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесѐнных насекомыми 41-44 Насекомые Свердловской области. 45-46 Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Созданиеэкознаков 47-48 «Кто важнее? (Игравикторина «Спор насекомых») Рыбы, обитающие в реках города Серова. 49-50 Промысловые рыбы. Рациональное их использование 51-52 Рыбы, обитающие в водоѐмах области 53-55 Конкурс рисунков на тему «Не засоряйте водоѐмы» 56-57 Аквариумные рыбы. 3 2 2 2 Просмотр Собеседование. презентации. Комбинированно Выставка. е занятие. 2 Игра-викторина Викторина 2 Чтение литературы. Собеседование. 2 Просмотр презентации Конкурс Опрос. 58-59 Охрана рыбных богатств. Красная книга области. 60-61 Конкурс-игра «Золотая рыбка» 62-63 Защита экологических проектов 64-66 Подготовка материала к отчету за год. 67-68 Отчет работы кружка за год. Итого: 68 часа 2 14 Викторина Опрос. 6 3 2 Просмотр презентации. Беседа. 2 2 Конкурс-игра 2 Проектная деятельность. Творческая работа. 2 Выставка Собеседование. Анкетирование. Отчѐт Отчѐт 3 4класс № Тема Птицы нашей области Теория 16 Форма занятия (групповая), Практика виды деятельности 12 Форма контроля 11 1-2 Воробей – самая 2 распространѐнная птица на Земле 3-4 Ворона – «интеллектуальная» 2 птица 5-6 Ворон – красивая и умная 2 птица 7 Сорока-белобока – «лесная 1 сплетница» 8-9 «Лесной доктор» - дятел 2 10 Галка – городская птица 1 11 Загадочная птица – кукушка 1 12 «Пернатая кошка» - сова 1 13 Любимая птица – снегирь 1 14 «Сестрички-синички» - самые 1 полезные птички России 15 Наш добрый сосед – скворец 1 16-19 Изготовление скворечников, кормушек 20-24 Красная книга области. 1 Заповедники, заказники. Созданиеэкознаков. 25-28 Защита экологических проектов Животный мир. Звери, 15 обитающие на территории нашейобласти. 29 Заяц – «Длинное ухо» 1 30 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 31 Серый хищник – волк 1 32 Хозяин леса – медведь 1 33 Любознательный зверѐк – 1 белка 34 Лесной красавец – лось 1 35 Сердитый недотрога – ѐж 1 36 Всеядное животное – барсук 1 37 Бобр – строитель 1 38 Запасливый бурундук 1 39 Рысь – родственник кошки 1 40 Соболь – «дорогой» зверѐк 1 41 Косуля - самый маленький 1 европейский олень 42-46 Красная книга области. Заповедники 1 47-48 Экскурсия в центральную библиотеку. Вода - источник жизни. 49-51 Экологический субботник у родника «Серебряные ключи» 52-54 Сбор материала к отчету. Просмотр презентации. Чтение литературы. Комбинированны е занятия. Чтение литературы. театрализация. 4 4 4 Трудовая деятельность. Разработка и создание экознаков. Проектная деятельность. Конкурсы рисунков, загадок. Викторины. Выставка. Творческий отчет. 4 Комбинированны Интеллектуальна е занятия. я разминка. Чтение и Викторина. обсуждение литературы. Просмотр презентаций. Викторины, Конкурсы загадок. 4и 2 20 3 заказники Разработка Калининградской и Выставка области. Со создание экознаков. Экскурсия. Собеседование. Экологический десант. 4 12 55-58 Конкурс на лучший плакат «Живи, родник, живи!» 59-61 Составление отчета работы кружка за год. 62-67 Защита экологических проектов 68 Подведение итогов Итого: 68 часов 4 Конкурс 3 Составление отчета Проектная деятельность. Игра. 6 1 Отчѐт Творческий отчѐт. 13 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1класс Введение Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса(между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Мой дом за окном Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своѐм доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчѐт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берѐтся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детейо снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелѐные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелѐтные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. Я и моѐ окружение Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даѐт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчѐт каждой группы о проделаннойработе. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нѐм будет? Чего в нѐм не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учѐтом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещѐнность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведѐнных работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе 14 Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки. Гигиена моего дома Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щѐткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды. 2класс Вода – источник жизни Вода в моѐм доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьѐм. Вода сырая, кипячѐная, загрязнѐнная. Сколько стоит вода? Почему еѐ надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Солнце и свет в нашей жизни Солнце, Луна, звѐзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещѐнность рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе. Воздух и здоровье Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнѐнный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание. Мой край Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Весенние работы Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами. 3 Класс Растительный мир Свердловской области Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Тайга, 15 сосновые боры. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Свердловской области. Лекарственные растения. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Свердловской области. Насекомые нашей области Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области. Рыбы, обитающие в нашей области Рыбы, обитающие в реках и озѐрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств. 4класс Птицы нашей области Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелѐтные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ. Учащиеся должны знать: - определения основных экологических понятий; - место и роль человека в природе; - меры по охране неживой и живой и природы; - многообразие растений и животных, условия их жизни; - охраняемые растения и животные своей местности; - значение животных в природе и жизни человека; - законы об охране животного мира; - о биосфере как глобальной экосистеме; - о месте человека в экосистеме Земли; - редкие и исчезающие виды растений и животных своей местности Учащиеся должны уметь: - самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы; - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями; - ухаживать за растениями, выращивать их; - соблюдать правила поведения в природе; - вести наблюдения за животными, оказывать помощь; - собирать материал по состоянию окружающей среды и ее охране; - пользоваться научно-популярной и периодической литературой; - самостоятельно работать с источниками информации; - принимать участие в охране природы. 16 - ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребѐнка; укрепление связи между семьѐй и школой. Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения кшколе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; - гуманистическое сознание; - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: мотивация любой деятельности (социальная, научно-познавательная ивнешняя); самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре другихнародов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создаватьконфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонациональногороссийского общества - 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. Александрова Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. 2. Безруков А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001 3. Гаев Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра,1991. 4. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 5. Ердаков А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. 6. Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. 7. Кошевой В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999. 8. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита Пресс, 1995. 9. Крылов Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996. 10.Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997. 11.Моложавенко В.С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993. 12.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А.А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. 13.Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 14.Плешаков А.А. Зелѐные страницы Текст /А.А. Плешаков.–М.:Просвещение, 2008. 15.Садчикова О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. 16.Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И.Корнеева. – М.: Просвещение, 1986. 17.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,2000. 18.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989. 19.Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 20.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. Интернет ресурсы 1. Программы внеурочной деятельности / ФГОС / Методический пресс...metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht... 2. ЗАВУЧ.инфо - Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных... 3. zavuch.info/methodlib/305/62258/ Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности. 18