ДООП Юные инспекторы движения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 19
_________________ М.Н. Душко
Приказ № 93/1 от 30.08.2021г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения»
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Фартушняк Наталья Александровна,
Педагог дополнительного образования

Серов
2021

Правила дорожного движения – это государственный нормативный акт в области
регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать правила и
неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все
граждане страны.
Ежедневно в нашей стране совершается более 500 дорожно-транспортных
происшествий(далее ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения
около 600. Количество погибших детей увеличивается ежегодно на 15%, более 80% из
общего числа пострадавших становятся инвалидами.
Возрастной анализ детского дорожно - транспортного травматизма (далее ДДТТ)
говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет-65%.
Следовательно, необходимо направлять усилия на отработку навыков безопасного
дорожного движения (далее БДД) детей именно этой категории, с учѐтом психологопедагогических особенностей этой возрастной группы. Выполнение одних лишь правил
дорожного движения (далее ПДД) без осознания механизма возникновения ДТП и
правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и
самоконтроля не может гарантировать безопасность на дорогах.
Настоящая программа разработана с учетом богатого опыта существующих
направлений в области дорожного движения.
Новизна программы состоит в том, что в ней использованы с отдельные элементы и
формы работы по правовому воспитанию и воспитанию гражданственности, а также
практическое закрепление навыков безопасного движения на дороге, знакомство с
профессией инспектора ГИБДД.
Актуальность программы обусловлена тем, что знание и умение, полученные
учащимися в ходе работы по данной программе, позволяют им уверенно чувствовать себя
на улицах как небольших городов и поселков, так и крупных областных центров;
способствуют развитию познавательного интереса в области истории дорогостроения,
автомобиля, правил дорожного движения. Став членами отряда Юных Инспекторов
Движения (далее ЮИД), учащиеся образовательного учреждения (далее ОУ) обретут
навыки общения в коллективе, где наряду с умениями пропагандировать ПДД учащиеся
смогут реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, научатся
ориентироваться в мире профессии и познакомятся ближе со специальными службами
государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД).
За последние годы обстановка в дорожном движении в Свердловской области стала
значительно сложнее, напряженнее и опаснее в силу недисциплинированности на улицах
как со стороны пешеходов (переход в неустановленном месте; выход на проезжую часть,
не глядя на дорогу), так и со стороны водителей (проезды на запрещающие сигналы
светофора, внезапный выезд автомобиля без предупреждающих звуковых сигналов на
тротуар и др.).
Поэтому, большое внимание в процессе обучения в отряде ЮИД уделяется
различным формам поведения участников движения на дорогах, что является важнейшим
фактором развития общего культурного уровня школьников.

2

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инспектор
движения» составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.2014г. №1726-р)
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 «О внесении
изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства
просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. n 196».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации.
12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от «О проведении сертификации
ДООП для включения в систему ПФДО детей Свердловской области в 2021 году».
13. Устав МБОУ СОШ № 19.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она
является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности
дорожного движения.
Актуальность программы
Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она
расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с
выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает
детям уже в раннем возрасте сформировать
активную жизненную позицию.

3

Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более
35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего
школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках,
способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей
ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и
воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и
выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как
коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного
травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С
каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более
интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в
движущемся потоке машин и пешеходов.
В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет
порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27
тысяч детей и подростков до 16 лет.
К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил
дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного
отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не
получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое моральнопсихологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у
пострадавшего на всю жизнь.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и
машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете
складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по
изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и
совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и
дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного
уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой
необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы
«Юные инспекторы дорожного движения».
Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы
работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами,
способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей,
что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения,
культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как
грамотного участника дорожного движения
Адресат программы - данная программа рассчитана на обучение детей 8-18 лет.
Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка,
дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с
деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе 12 человек,
набор свободный, состав постоянный. Группа разновозрастная.
Режим занятий - программа рассчитана на 3 часа в неделю (понедельник, среда, четверг).
Продолжительность занятия 40 минут.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по учебному
плану 102 часа, 34 недели.
Срок освоения программы 1 год
Перечень форм обучения: Форма обучения – очная. Основной формой организации
образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные
4

тренировки, просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов, презентаций,
практических занятий , экскурсий, участие в школьных и городских соревнованиях.
Перечень видов занятий – беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное
занятие, круглый стол, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
Перечень форм подведения итогов реализации ДООП: беседа, семинар, мастер-класс,
спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие,
показательное выступление и т.д.
2.2.Цель и задачи программы.
Цель программы
Основная цель программы – создание условий для развития гражданственности
школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к
организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.
Задачи программы:
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребѐнку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на
улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания;
- Формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем самым
свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Формировать личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на улицах
и дорогах;
- Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте;
- Развивать внимательность, наблюдательность, мышление, творческие способности через
различные виды деятельности;
- Развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
- Привитие необходимости следовать поведенческим нормам и качествам в различных
видах социальных отношений, в общении, игре, творческой деятельности.

5

№
п.п.
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.

2.3.Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план на 1 год обучения
Темы
Количество часов
Теория
Практика Всего
Формы
Контроля/аттестации
Вводное занятие. Организация
3
2
5
Беседа. Входная
и планирование работы отряда
диагностика
ЮИД на год.
Правила дорожного движения
3
1
4
Беседа. Практическое
– закон улиц и дорог. Анализ
задание
состояния ДДТТ в городе и
школе. История создания
службы ГАИ(ГИБДД)
Наглядная агитация.
2
2
4
Беседа. Практическое
Выпуск и обновление уголка
задание
безопасности
Проведение тематических
1
4
5
Беседа. Мастер –класс.
внеклассных мероприятий
Подготовка и выступление
4
4
8
Выступление
агитбригад отряда ЮИД
агигбригады.
Рейды членов кружка в
1
3
4
Беседа. Фотоотчет
микрорайоне школы.
Наш город, микрорайон,
5
2
7
Беседа. Практическое
особенности движения
задание
Безопасные маршруты в школу
2
2
4
Беседа. Практическое
и домой
задание
Разработка памяток по ПДД
2
2
4
Беседа. Практическое
задание.
Правила поведения на
2
2
4
Беседа. Практическое
железной дороге
задание
Регулирование дорожного
2
2
4
Беседа. Практическое
движения.
задание
Виды светофоров.
Правила перехода улиц и дорог
5
2
7
Презентация
Дорожные знаки и их группы
8
2
10
Презентация
«Дорога, ее элементы и
4
2
6
Беседа. Практическое
правила поведения на дороге
задание
Дорожные «ловушки»
Транспортные средства на
4
2
6
Беседа. Практическое
улицах и дорогах. Виды
задание
транспортных средств.
Тормозной путь.
Правила дорожного движения
4
4
8
Беседа. Практическое
для велосипедистов
задание
Оказание первой медицинской
4
2
6
Беседа. Практическое
помощи.
задание
Общие обязанности пешеходов
4
2
6
Беседа. Практическое
и пассажиров
задание. Итоговый
контроль
Итого:
60
42
102
6

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Организация и планирование работы отряда ЮИД на год
Основные задачи ЮИД. Принципы создания отряда ЮИД. Права о обязанности отряда
ЮИД, основные направления и формы работы.
Практика: сбор-планирование работы отряда. Входная диагностика
Тема 2. Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Анализ состояния ДДТТ
в городе и школе.
Динамика роста
ДДТТ происшествий за последние 10 лет. Основные причины,
оказывающие влияние на динамику ДТП, в том числе социально-экономического
характера. Статистика вовлечения ДТП людей разного возраста.
Практика: проведение бесед, консультаций.
Тема 3. Наглядная агитация. Выпуск и обновление уголка безопасности.
Уголок безопасности движения в школе: его значение и функции. Виды стенной печати.
Виды шрифтов. Значение эмблемы, рисунка.
Практика: оформление школьного уголка безопасности. Изготовление отрядной
символики.
Тема 4. Проведение тематических внеклассных мероприятий.
Ведение пропаганды правил дорожного движения среди учащихся школы.
Практика: подготовка и проведение бесед, викторин, конкурсов, соревнований.
Тема 5. Подготовка и выступление агитбригад отряда ЮИД.
Устная пропаганда правил дорожного движения.
Практика: подготовка и проведение минуток безопасности, выступление на классных
часах, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.
Тема 6. Рейды членов кружка в микрорайоне школы
Особенности поведения детей на дорогах. Последствия недисциплинированности
участников движения. Правила движения. Опасные привычки. Игры на дороге.
Практика: патрулирование микрорайона школы с целью контроля за соблюдением правил
дорожного движения учащимися школы, индивидуальные беседы с нарушителями,
разъяснительная работа в классах.
Тема 7. Наш город, микрорайон, особенности движения.
Рассказ о микрорайоне школы, основные дороги, улицы, прилежащие к ней, определение
опасных мест перехода, пешеходные переходы, дорожные ловушки
Практика: экскурсия по микрорайону с целью выявления участков дорог у школы с
наиболее интенсивным движением и опасными местами перехода.
Тема 8. Безопасные маршруты в школу и домой.
Составление и разбор наиболее безопасных маршрутов пути, с указанием опасных
участков дороги.
Практика: проверка безопасных маршрутов от дома до школы с учащимися в классах.
Тема 9. Разработка памяток по ПДД
Как сделать памятку по ПДД. Основные приемы, разделы, картинки по пропаганде
безопасного поведения на дорогах и улицах среди учащихся.
Практика: изготовление памяток
Тема 10. Правила поведения на железной дороге
Опасности для пешеходов вблизи железнодорожного полотна. Правила перехода и
переезда через железнодорожные пути.
Практика: тематическое тестирование, изготовление памяток о поведении на железной
дороге.
Тема 11. Регулирование дорожного движения. Виды светофоров.
Светофорное регулирование. Виды, назначение и возможные сигналы светофоров.
Регулирование сотрудником ГИБДД.
Практика: деловые игры на учебном перекрестке.
7

Тема 12. Правила перехода улиц и дорог.
Места безопасного перехода. Особенности перехода перекрестков. Элементы дороги.
Практика: решение дорожных задач.
Тема 13. Дорожные знаки и их группы.
История появления дорожных знаков. Назначение дорожных знаков, места их установки.
Классификация дорожных знаков по современному стандарту.
Практика: проведение настольных игр.
Тема 14. «Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге. Дорожные «ловушки».
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение
проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
Практика: Решение дорожных задач.
Тема 15. Транспортные средства на улицах и дорогах. Тормозной путь.
Виды транспортных средств и скорости их передвижения, размещение транспортных
средств на проезжей части. Факторы, влияющие на возникновение опасных дорожных
ситуаций на дорогах (скорость, дистанция, погодные условия и др.)
Практика: решение задач в деловых играх.
Тема 16. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Устройство велосипеда. Права и запреты для велосипедистов. Технические требования к
велосипеду. Экипировка. Повторение прав и обязанностей велосипедиста. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой
Практика: отработка навыков фигурного вождения на велосипеде.
Тема 17. Первая помощь при ДТП.
Порядок оказания первой медицинской помощи в зависимости от характера травмы.
Общие принципы оказания доврачебной помощи
Практика: отработка навыков наложения повязок, правила комплектования аптечки.
Тема 18. Правила поведения пешеходов и пассажиров.
Правила пользования общественным транспортом и поведения в нѐм. Правила поведения
пассажиров при посадки и высадке в легковом и общественном транспорте.
Практика: проведение деловой игры «Пассажиры автобуса». Итоговый контроль.
2.4 Планируемые результаты
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Предметные результаты:
- знать значение правил безопасности дорожного движения; овладеть умениями
оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
8

После окончания обучения обучающиеся будут знать: историю создания отрядов
ЮИД, историю развития ГИБДД, историю дорожных знаков; информацию по безопасному
поведению на улицах и дорогах; обязанности пешеходов и пассажиров, назначение и роль
дорожных знаков, виды транспорта, права и обязанности велосипедиста; элементы дороги
и правила поведения на дороге; обозначения сигналов и жесты регулировщика; общие
принципы оказания доврачебной помощи; личностные качества, которые необходимы в
области безопасности дорожного движения.
После окончания обучения обучающиеся будут уметь: выполнять элементы
фигурного катания на велосипеде; оказывать первую помощь при повреждении мягких
тканей, суставов, костей, ожогах, отморожениях, обмороке, остановке дыхания, тепловых и
солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых; осуществлять
транспортировку пострадавших при различных травмах; применять на практике
полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
3. Организационно – педагогические условия
3.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
1. Учебное оборудование:
- модель напольного учебно-тренировочного перекрестка;
- макеты дорожных знаков;
- макеты светофоров;
- наличие жезла.
2. Учебно-наглядные пособия:
- комплект иллюстрированных плакатов по ПДД;
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал для учеников;
- комплекты учебно-методических пособий для учеников;
- наличие игр (дидактические, настольные и др.)
3. Технические средства обучения: телевизор, компьютер, Интернет и др.
4. Образцы ученических работ: рисунки, стихи, сказки.
5. Наличие комплекта красных флажков.
6. Наличие стендов по правилам дорожного движения.
7. Наличие канцелярских принадлежностей.
Методическое обеспечение.
1.Уголок безопасности дорожного движения.
2.Изображения знаков дорожного движения;
3.Кроссворды, тестовые и иные задания по Правилам дорожного движения и иным
4.Наглядные, мультимедийные, игровые пособия для проведения практических занятий
и иллюстрации теоретического материала;
5.Тесты по Правилам дорожного движения;
6.Набор плакатов «Дорожная азбука», Москва, 2009г.
7. Развивающие игры по ПДД:
«Учим дорожные знаки», г. Киров, 2012г.
«Умный светофор», г, Киров, 2013г.
«Внимание дорога», г. Киров, 2015г.
плакаты, видеофильмы по - ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства»;
8.слайдовые презентации, видеофильмы;
9. детская художественная, методическая литература;
10.собственные разработки автора программы.
11.Техническое оснащение занятий:-фотоаппарат, компьютер, принтер
12.Набор знаков дорожного движения и рекомендации по изучению ПД г. Уфа , 2015г.
9

3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
При проведении занятий
используются разнообразные формы организации
деятельности:
Лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения
общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется
демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками,
мультимедийные продукты.
Занятие–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое,
закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля
уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как
в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с
ограничением времени.
Зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также
решение задач разного уровня по изученной теме.
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:
проведение практических работ, самостоятельных работ обучающего и контролирующего
вида, контрольных работ
Технологии, применяемые на занятиях:
- деятельностные;
- проблемно-поисковые;
- компетентностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные;
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный и итоговый
контроль обучающихся.
Вводный контроль: Педагогическое обследование учащегося предполагает:
- Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями
общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности.
Входной контроль осуществляется в начале обучения при изучении основ безопасного
поведения учащиеся на улице и дорогах.
Итоговый контроль: осуществляется в конце освоения ДООП и направлен на
определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических
знаний, умений, навыков по БДД. По уровню освоения программного материала
результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий.
Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью
овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике (сумма баллов
по итогам тестирования от 8 до 10).
Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели
не всей полнотой теоретических знаний и практических умений (сумма баллов по итогам
тестирования от 5 до 7).
Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели
лишь частью теоретических знаний и практических навыков (сумма баллов по итогам
тестирования от 0 до 5)
Способы проверки усвоения программы
-тестирование
-решение практических заданий на знание ПДД
10

Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы

Вводное занятие. Организация
и планирование работы отряда
ЮИД на год.
Правила дорожного движения
– закон улиц и дорог. Анализ
состояния ДДТТ в городе и
школе. История создания
службы ГАИ(ГИБДД)
Наглядная агитация.
Выпуск и обновление уголка
безопасности
Проведение тематических
внеклассных мероприятий
Подготовка и выступление
агитбригад отряда ЮИД
Рейды членов кружка в
микрорайоне школы.
Наш город, микрорайон,
особенности движения
Безопасные маршруты в
школу и домой
Разработка памяток по ПДД
Правила поведения на
железной дороге
Регулирование дорожного
движения.
Виды светофоров.
Правила перехода улиц и
дорог
Дорожные знаки и их группы
Скрытые опасности на дороге.
Дорожные «ловушки»
Транспортные средства на
улицах и дорогах. Виды
транспортных средств.
Тормозной путь.
Правила дорожного движения
для велосипедистов
Оказание первой медицинской
помощи.
Общие обязанности
пешеходов и пассажиров

Формы
занятий

Приемы и методы Дидактический Техническое Формы
организации
материал
оснащение подведения
образовательной
занятий
итогов
деятельности (в
рамках занятия)

Лекция,
Словесные:
Билеты по
Ноутбук, Начальная
диагности
дискусси рассказ, беседа.
ПДД,
экран,
ка,
я, обучаю Наглядные: показ медицине; проектор,
групповая
щее
изображений
карточки с
принтер,
оценка
занятие, материалов по дорожными подключен
работ, опрос,
защита
вопросам
задачами;
ие к сети
решение
проекта,
дорожно
разработки Интернет дорожных
транспортной
проведения
задач,
круглый
безопасности,
различных
защита
стол,
просмотр и
игр,
проекта,
творческ
анализ
конкурсов,
конкурс
агитбригад
ий
видеоматериалов. викторин;
тестирова
конкурс, Практические: методические
ние, игра,
мозговая игра; выполнение рекомендации
практическое
атака,
упражнений;
по
задание
ролевая
решение
организации
итоговая
игра
дорожных задач. профилактики
аттестация
комбини
Проблемно
Видео
рованное
поисковые:
материалы
занятие
выполнение
для
творческих
проведения
заданий,
импровизация пропаганды
изучения
ПДД

11

Календарно-тематическое планирование
Форма
Всего
Тема занятия
занятия
часов

№
п/п

Месяц
Время
число проведени
я

1

1.09

15.00-15.40

комбинирован
ное занятие

1

2

2.09

15.00-15.40

комбинирован
ное занятие

1

3

6.09

15.00-15.40

комбинирован
ное занятие

1

4

8.09

15.00-15.40

1

5

9.09

15.00-15.40

комбинирован
ное занятие
комбинирован
ное занятие

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

3.09

Правила дорожного библиотека
движения – закон
улиц
и
дорог.
Анализ состояния
ДДТТ в городе и
школе.

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

15.09

1

16.09

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

Динамика роста
библиотека
ДДТТ происшествий
за последние 10 лет
Основные причины, библиотека
оказывающие
влияние на
динамику ДТП, в
том числе
социальноэкономического
характера.
Анализ статистики библиотека
вовлечения ДТП
людей разного
возраста

6

7
8

9

20.09

1

Место
проведени
я

Форма
контрол
я

Вводное занятие.
библиотека
Организация и
планирование
работы отряда ЮИД
на год.
Основные задачи
библиотека
ЮИД. Принципы
создания отряда
ЮИД
Права обязанности библиотека
отряда
ЮИД,
основные
направления
и
формы работы.

беседа

сбор-планирование библиотека
работы отряда.
Входная диагностика библиотека

беседа

беседа

беседа

Входная
диагност
ика
Беседа.

Беседа.
Беседа.

Практич
еское
задание

12

10

22.09

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

11

23.09

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

12

27.09

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

13

29.09

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

комбинированн
ое занятие

1

Мастер -класс

1

Внеклассное
мероприятие
15.00-15.40 Внеклассное
мероприятие
15.00-15.40 Внеклассное
мероприятие
Агитационная
работа по БДД

1

Агитационная
работа по БДД

1

Агитационная
работа по БДД
15.00-15.40 Агитационная
работа по БДД

1

15.00-15.40

1

14

30.09

15

4.10

15.00-15.40

16

20.12

15.00-15.40

17

27.01

18

28.02

19

6.10

20

7.10

15.00-15.40

21

22.12

15.00-15.40

22

23.12

23

21.02

24

24.02

Агитационная
работа по БДД
15.00-15.40 Агитационная
работа по БДД

1
1
1

1

1

Уголок
безопасности
движения в школе:
его значение и
функции.
Виды
стенной
печати.
Виды
шрифтов.
Значение эмблемы,
рисунка.
Виды
шрифтов.
Значение эмблемы,
рисунка
Оформление
школьного уголка
безопасности.
Изготовление
отрядной
символики.
Ведение пропаганды
правил дорожного
движения среди
учащихся школы
Внеклассное
мероприятие
«Посвящение в
пешеходы»
«Юные пешеходы»

библиотека Беседа.

библиотека Беседа.
Фойе
школы

Практич
еское
задание
Фойе
Практич
школы
еское
задание
Библиотека
Беседа

Начальная
школа

Фотоотч
ет

Начальная
школа
Средняя
школа
Средняя
школа
Библиотека

Фотоотч
ет
Фотоотч
ет
Фотоотч
ет
Беседа

«Азбука
безопасности»
«Закон улиц и
дорог»
Подготовка
агитбригады отряда
ЮИД.
«Безопасность ПДД Начальная
в осенний период» и средняя
школа

Составление
Библиотека
сценария
«Безопасность ПДД Начальная
в зимний период»
и средняя
школа
Репетиция
Библиотека
выступления.
«Безопасность ПДД Начальная
в весенний период» и средняя
школа

Выступл
ение
агитбриг
ады
Беседа
Выступл
ение
агитбриг
ады
Беседа
Выступл
ение
агитбриг
ады
13

25

18.05

26

19.05

27

15.00-15.40

Агитационная
работа по БДД
15.00-15.40 Агитационная
работа по БДД

1

11.10

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

28

13.10

15.00-15.40

Экскурсия

1

29

20.01

15.00-15.40

Экскурсия

1

30

02.05

15.00-15.40

Экскурсия

1

31

14.10

15.00-15.40

1

1
обучающее
занятие

32

18.10

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

33

20.10

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

34

21.10

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

35

25.10

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

36

27.10

15.00-15.40 занятиеэкскурсия

1

37

28.10

15.00-15.40 занятиеэкскурсия

1

Подготовка
Библиотека
листовок
«Безопасность ПДД Начальная
в летний период»
и средняя
школа
Рейды членов
Библиотека
кружка в
микрорайоне
школы.
Особенности
поведения детей на
дорогах.
Рейд «Юный
Около
пешеход»
здания
школы
Рейд
Около
«Световозвращающ здания
ие элементы
школы
учащихся»
Рейд «Безопасный Около
двор»
здания
школы
Наш город,
Библиотека
особенности
движения.
Наш микрорайон, Библиотека
особенности
движения
Основные дороги и Библиотека
улицы
Опасные места
перехода

Беседа
Выступл
ение
агитбриг
ады
Беседа

Фотоотч
ет
Фотоотч
ет
Фотоотч
ет
Беседа

Беседа
Беседа

Библиотека

Беседа

«Дорожные
Библиотека
ловушки» в нашем
микрорайоне
Экскурсия по
микрорайо
микрорайону.
н школы
выявления участков
дорог с наиболее
интенсивным
движением
Экскурсия
микрорайо
«Пешеходные
н школы
переходы у школы»

Беседа
практич
еское
задание

практич
еское
задание

14

38

8.11

15.00-15.40 обучающее
занятие
мастер-класс

1

39

10.11

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

40

11.11

15.00-15.40 Практическое
занятие

1

41

15.11

15.00-15.40 Практическое
занятие

1

42

17.11

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

43

18.11

1

44

22.11

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40 Практическое
занятие

45

24.11

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

46

25.11

15.00-15.40

1

47

29.11

15.00-15.40

обучающее
занятие
презентация
обучающее
занятие
презентация

48

01.12

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

49

02.12

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

50

06.12

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

1

1

Составление
безопасных
маршрутов
пути
«Дом-школа»
Разбор наиболее
безопасных
маршрутов пути
проверка
безопасных
маршрутов от дома
до школы 1-2 класс
проверка
безопасных
маршрутов от дома
до школы 3-4 класс
Как
сделать
памятку по ПДД по
пропаганде
безопасного
поведения
на
дорогах и улицах
среди учащихся.
Основные приемы,
разделы, картинки
Изготовление
памяток
«Я-пешеход,
«Я – пассажир»
Изготовление
памяток «Явелосипедист»
Правила поведения
на железной дороге

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

начальная
школа

практич
еское
задание

начальная
школа

практич
еское
задание

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

практич
еское
задание

Библиотека
Библиотека

практич
еское
задание
Беседа

Опасности для
пассажиров.
Правила перехода
Ж/Д путей.
изготовление
памяток
о
поведении
на
железной дороге.
изготовление
памяток
о
поведении
на
железной дороге.
Регулирование
дорожного
движения.
Виды светофоров.

Библиотека

Беседа

Библиотека

практич
еское
задание

Библиотека

практич
еское
задание

Библиотека

Беседа,

15

51

08.12

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

52

09.12

15.00-15.40 занятиеэкскурсия

1

53

13.12

15.00-15.40 занятиеэкскурсия

1

54

15.12

1

55

16.12

56

10.01

57

12.01

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

58

13.01

1

59

17.01

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

60

19.01

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие

1

61

24.01

15.00-15.40

1

62

26.01

15.00-15.40

63

31.01

15.00-15.40

обучающее
занятие
презентация
обучающее
занятие
обучающее
занятие

64

2.02

15.00-15.40

1

65

3.02

15.00-15.40

обучающее
занятие
обучающее
занятие

66

7.02

15.00-15.40

67

9.02

15.00-15.40

68

10.02

15.00-15.40

69

14.02

15.00-15.40

обучающее
занятие
обучающее
занятие
обучающее
занятие
Практическое
занятие

1
1
1

1

1

Светофорное
Библиотека
регулирование.
Сигналы
регулировщика
Учебный
учебный
перекресток и
перекресто
светофор
к
Учебный
учебный
перекресток и знаки перекресто
к
Правила перехода Библиотека
улиц и дорог.
Места безопасного Библиотека
перехода.
Виды перекрестков Библиотека
Особенности
перехода
перекрестков
Элементы дороги

Беседа

практич
еское
задание
практич
еское
задание
Беседа
Беседа
Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

решение дорожных Библиотека решение
задач. История
дорожны
дорог
х задач
решение дорожных Библиотека решение
задач. Как строят
дорожны
дороги
х задач
Дорожные знаки и Библиотека
Беседа
их группы.
История появления
дорожных знаков.
Назначение
дорожных знаков,
места их установки.
Запрещающие
знаки.
Предупреждающие
знаки

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

1

Знаки приоритета.

Библиотека

Беседа

1

Знаки сервиса.

Библиотека

Беседа

1

1

1
1

Предписывающие Библиотека
Беседа
знаки.
проведение
Библиотека решение
настольных игр с
дорожны
дорожными
х задач
знаками
16

70

16.02

15.00-15.40

71

17.02

1

72

02.03

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40
обучающее
занятие

73

03.03

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

74

09.03

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

75

10.03

15.00-15.40

1

76

14.03

15.00-15.40

Практическое
занятие
Практическое
занятие

77

16.03

15.00-15.40

78

17.03

15.00-15.40

79

30.03

15.00-15.40

80

31.03

15.00-15.40

81

04.04

15.00-15.40

82

06.04

15.00-15.40

83

07.04

15.00-15.40

84

11.04

85
86

Практическое
занятие

1

1

1
1

обучающее
занятие
презентация
обучающее
занятие

1

обучающее
занятие
обучающее
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
обучающее
занятие

1

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

13.04

15.00-15.40

1

14.04

15.00-15.40

обучающее
занятие
обучающее
занятие

1
1
1
1

1

проведение
настольных
игр
«Назови знак»
Дороги
и
их
элементы.
Проезжая часть.
Разделительная
полоса. Полоса
движения
Тротуар.
Прилегающие
территории.
Перекрестки.
Границы
перекрестков.
Пересечение
проезжих частей на
перекрестках.
Решение дорожных
задач.
Решение дорожных
задач. Деловая игра
Транспортные
средства на улицах
и дорогах.

Библиотека

решение
дорожны
х задач
Библиотека
Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека
Библиотека
Библиотека

Беседа

Виды
Библиотека
транспортных
средств. Тормозной
путь.
Скоростной режим. Библиотека
Дистанция.
Погодные условия. Библиотека

Беседа

решение задач в
деловых играх.
решение задач в
деловых играх.
Правила дорожного
движения для
велосипедистов
Знакомство с
историей появления
велосипеда.
Устройство
велосипеда
Технические
требования к
велосипеду.
Экипировка

Беседа
Беседа

Библиотека
Библиотека
Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

Библиотека

Беседа

17

87

18.04

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

88

20.04

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

89

21.04

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

90

25.04

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

91

27.04

15.00-15.40 обучающее
занятие

1

92

28.04

15.00-15.40

1

93

02.05

15.00-15.40

обучающее
занятие
обучающее
занятие

94

04.05

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

95

11.05

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

96

12.05

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

97

16.05

1

98

18.05

15.00-15.40 комбинированн
ое занятие
15.00-15.40
обучающее
занятие

99

19.05

15.00-15.40

обучающее
занятие

1

100

23.05

15.00-15.40

1

101

25.05

15.00-15.40

обучающее
занятие
Практическое
занятие

102

26.05

15.00-15.40

Практическое
занятие

1

1

1

1

сигналы
велосипедистов
световыми
приборами и рукой
навыков вождения
на велосипеде

на улице у
школы

практиче
ское
задание

на улице у
школы

практиче
ское
задание
навыков вождения на улице у практиче
на велосипеде.
школы
ское
задание
навыков фигурного на улице у практиче
вождения
на
школы
ское
велосипеде.
задание
Оказание первой Библиотека
Беседа
медицинской
помощи.
Наложение повязок. Библиотека
Беседа
Виды повязок.
Общие принципы Библиотека
Беседа
оказания
доврачебной
помощи
Правила поведения Библиотека
Беседа
при ДТП
отработка навыков Библиотека практиче
наложения повязок
ское
задание
. Правила
Библиотека практиче
наложения жгута,
ское
шины.
задание
Общие обязанности Библиотека
Беседа
пешеходов.
Общие обязанности Библиотека
Беседа
пассажиров.
Правила поведения
в транспорте
Правила
Библиотека
Беседа
пользования
общественным
транспортом и
поведения в нѐм
Правила посадки и Библиотека
Беседа
высадки
Проведение деловой Библиотека Практич
игры
еское
задание.
Тестирование
Библиотека Итоговы
й
контроль
18

4. Список литературы.
1.Обучение детей правилам дорожного движения (метод. пособие).- Екатеринбург, 2015.
2.Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в
образовательном учреждении. / составитель Л. Б. Поддубная - Волгоград: Колизей, 2017.
3.Предметная неделя по правилам дорожного движения. / составитель Л. Б. Поддубная Волгоград: Колизей, 2017.
4. Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: система
работы
в образовательном учреждении / Составитель Т. А. Кузьмина – Волгоград: Учитель, 2007.
5.Казаков
В.
И.
Дорожно-транспортная
безопасность
школьников
–
Екатеринбург: Центр Учебная книга, 2005.
6.Организация работы по безопасности дорожного движения с
учащимися младшего
школьного возраста. Методические рекомендации. – Екатеринбург,2007.
7.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу.-М.:
ВАКО, 2009.
8.Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних:
учебно-метод. пособие / сост.: Кузнецова Н.М. – Екатеринбург: «Альфа Принт», 2016.
9. Организация работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном
движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения.
Методические рекомендации. Минпросвещение.2021 год.

19

Приложение 1
Входная диагностика
изучения основ безопасного поведения учащиеся на улице и дорогах.
Фамилия, Имя: __ ____________________
Дата обследования: ___________________________
Вопросы

Уровень

I

II

III

1.Какой вид транспорта ты знаешь?
2.Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
5. Правила поведения в автобусе
6. Что такое перекрѐсток?
7. Что такое «зебра»?
8. Для чего нужен «Островок безопасности»?
9. Кто контролирует движение?
11. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
12. На какие две части делится дорога?
13. Правила перехода улицы
14. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
15. Где разрешается ездить на велосипеде?
16. Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
17.Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
18. Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
19. Покажи дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»
20. Покажи дорожный знак «Автобусная остановка»
Характеристика уровней
Низкий уровень (I) 0-5 правильных ответов – Не проявляет интерес к образовательной
деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от
выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не
сформированы.
Средней уровень (II)) 6 - 14 правильных ответов – проявляет интерес к образовательной
деятельности по ПДД; навыки по БДД сформированы. Представления об окружающем
есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III) 15 – 20 правильных ответов – Проявляет интерес к образовательной
деятельности. Прочные знания по БДД. Использует полученные знания в практической
деятельности, по ПДД навыки сформированы.

20

Приложение 2
Итоговый контроль по БДД.
Тестирование по ПДД для школьников начальной школы
Вопрос 1.
Кто такие участники дорожного движения?
А) водители транспортных средств
Б) пешеходы
В) пассажиры
Г) все перечисленные категории (+)
Вопрос 2.
Соблюдать правила дорожного движения нужно?
А) в темное время суток
Б) всегда (+)
В) когда вблизи находится регулировщик или инспектор ГИБДД
Г) когда на это есть настроение
Вопрос 3.
Где находится родина первого в мире светофора?
А) в Голландии
Б) в России
В) в Англии (+)
Г) в Италии
Вопрос 4.
Сколько сигналов имеет светофор для пешеходов?
А) один
Б) два (+)
В) три
Г) ни одного
Вопрос 5.
Что означает красный сигнал светофора?
А) движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя: пешеходам и
автотранспортным средствам
Б) можно начинать движение пешеходам и автотранспортным средствам
В) можно начинать движение автотранспортным средствам и нельзя пешеходам
Г) можно начинать движение пешеходам и нельзя автотранспортным средствам
Вопрос 6.
Что означает зеленый сигнал светофора?
А) движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя: пешеходам и
автотранспортным средствам
Б) можно начинать движение пешеходам и автотранспортным средствам
В) можно начинать движение автотранспортным средствам и нельзя пешеходам
Г) можно начинать движение пешеходам и нельзя автотранспортным средствам
Вопрос 7.
Что означает желтый сигнал светофора?
21

А) движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя: пешеходам и
автотранспортным средствам
Б) можно начинать движение пешеходам и автотранспортным средствам
В) можно начинать движение автотранспортным средствам и нельзя пешеходам
Г) можно начинать движение пешеходам и нельзя автотранспортным средствам
Вопрос 8.
Если светофор не исправен, кто регулирует движение на проезжей части?
А) инспектор ГИБДД
Б) регулировщик (+)
В) полицейский
Г) дорожный рабочий
Вопрос 9.
Какой инструмент использует регулировщик для регулирования движения на проезжей
части?
А) рупор
Б) рацию
В) жезл (+)
Г) палочку
Вопрос 10.
Какого элемента дороги не существует?
А) парапет (+)
Б) бордюр
В) тротуар
Г) обочина

22

Тестирование по ПДД для школьников среднего звена
Вопрос 1.
На картинке изображена некоторая ситуация. Как поступить пешеходу?
А) уступить место автотранспортному средству
Б) перейти дорогу перед автомобилем
В) автомобилист обязан пропустить пешехода (+)

Вопрос 2.
На картинке изображена некоторая ситуация. Как пешеходам следует переходить
проезжую часть?
А) в любом месте, еде есть пешеходный переход
Б) перед и за регулировщиком (+)
В) переходить проезжую часть запрещено

Вопрос 3.
На картинке изображена некоторая ситуация. С какой стороны от регулировщика можно
переходить проезжую часть?
А) переходить дорогу запрещено (+)
Б) перед и за регулировщиком
В) в любом месте по «зебре»

23

Вопрос 4.
На картинке изображена некоторая ситуация. Когда можно переходить дорогу без помощи
подземного перехода?
А) если нет движущегося автотранспорта
Б) если пешеходы очень торопятся
В) только по подземному переходу и никак иначе (+)
Г) по своему усмотрению

Вопрос 5.
В каком месте следует ожидать общественный транспорт?
А) на обочине дороги
Б) на остановке, при необходимости можно выходить на проезжую часть, чтобы
посмотреть, не приближается ли транспорт
В) на остановке, выходить на проезжую часть нельзя (+)
Г) в любом удобном для пешехода месте
Вопрос 6.
Разрешено ли пешеходам пересекать проезжую часть в зоне видимости светофора?
А) да
Б) нет (+)
В) только если нет движущегося автотранспорта
Вопрос 7.
Как правильно обходить трамвай?
А) только сзади
Б) только спереди (+)
В) без разницы, оба ответы верны
Вопрос 8.
На картинке изображен дорожный знак. Что он означает?
А) движение пешеходов запрещено
Б) движение пешеходов разрешено (+)
В) пешеходный переход

24

Вопрос 9.
Если отсутствует пешеходный переход, в каком месте пешеходы могут пересекать
проезжую часть?
А) в участках проезжей части, где мало автомобилей, под прямым углом к бордюру (+)
Б) на перекрестках
В) без разницы, оба ответы верны
Вопрос 10.
На картинке изображена ситуация. В каком участке проезжей части пешеходам
разрешается переходить дорогу?
А) 1 (+)
Б) 2
В) 3 (+)
Г) 4
Д) 5 (+)

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».