РП Химия в быту

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Химия в быту»
за курс среднего общего образования
10 - класс

2021г.

Планируемые результаты освоения предмета
–
расширить знания о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
–
совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
–
сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со
справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными
источниками информации;
–
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний
с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
–
воспитать убеждѐнность позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
–
развить познавательные интересы;
–
умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные
–
показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
–
применять полученные знания и умения для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде;
Предметные
–
при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить
знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии;
–
научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и
химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
–
предоставить учащимся возможность применять химические знания на
практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в
деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
Выпускник научится:
–
разъяснять на примерах причины многообразие органических веществ,
объяснять свойства веществ на основе их химического строения;
–
применять основные положения теории химического строения органических
веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения
обусловленных ими свойств;
–
классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в
технике, продукты переработки жиров;
–
давать характеристику основных типов изученных химических реакций,
возможности и направления
их протекания, особенности реакций с участием
органических веществ;
–
использовать некоторые приѐмы проведения органического синтеза,
выделения полученного продукта ,потребность трудиться, уважение к труду и людям

труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
изучения его свойств, практически познакомиться с взаимным превращением соединений
различных классов;
–
практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота по
характерным реакциям – функциональные группы органических соединений;
Выпускник получит возможность научиться:
–
составлять структурные формулы органических веществ изученных классов,
уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических
веществ, их генетическую связь, способы получения;
–
понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия
активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;
–
характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших
представителей биополимеров;
–
объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и
крахмала на структуру и свойства полимеров;
–
распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;
–
использовать технику выполнения важных химических операций,
необходимых при изучении разделов химии;
Содержание курса
Тема 1. Техника безопасной работы в химической лаборатории. Инструктаж по
технике безопасности. Практическая работа « Типовые правила техники лабораторных
работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские
аптечки первой помощи в кабинете химии. (2 часа).

Тема 2. Приѐмы обращения с лабораторным оборудованием. (2 часа).
Приѐмы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой.
Работа со спиртовкой, весами, ареометром. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов,
обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его
результатов.
Практическая работа «Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения
эксперимента и его результатов.
Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение
функциональных групп органических и неорганических соединений. (10 часов).
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного
анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса
идентификации веществ.
Практическая работа «Качественный анализ органических и неорганических
веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные
исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть,
измерение физических констант, молекулярной массы.
Практическая работа «Измерение физических свойств: агрегатного состояния,
цвета, запаха, проба на горючесть, определение физических констант, молекулярной
массы. Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических
растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.
Практическая работа «Измерение pH в растворах. Качественный элементарный
анализ соединений.
Практическая работа «Обнаружение углерода, водорода в соединениях.
Качественный элементарный анализ соединений.
Практическая работа «Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях.
Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов,
оснований.
Практическая работа «Обнаружение функциональных групп. Получение
производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных
реакций.
Практическая работа «Изучение взаимодействия органических соединений
различных классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого
органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа «Изучение взаимодействия органических соединений
различных классов с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: «Распознавание неизвестного органического вещества».
Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений (16 часов).
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа «Определение витаминов: А в подсолнечном масле, C в
яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.
Природные стимуляторы.
Практическая работа «Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа «Получение и изучение свойств уксусной кислоты».
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа « Изучение свойств муравьиной кислоты».
Органические кислоты в пище. Изучение свойств щавелевой, молочной кислоты.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.

Практическая работа «Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы.
Свойства сахарозы».
Углеводы в пище. Молочный сахар.
практическая работа «Опыты с молочным сахаром».
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа «Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная
реакция на крахмал. Свойства крахмала».
Углеводы в пище. Крахмал.
Практическая работа «Определение крахмала в листьях живых растений и
маргарине».
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные
реакции.
Практическая работа «Определение удельного веса спирта и изменение объѐма при
смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная
реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа «Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции
белков. Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.
Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия , хлоридионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и
гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические
свойства. Жѐсткость и причины еѐ возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жѐсткости воды и еѐ устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязнения воды.
Практическая
работа.
Определение
кон центрации
кислорода,
растворения в воде. Определение pH воды.
Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме: «Анализ качества прохладительных
напитков».
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений (4
часа).
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием ,
свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств
санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ
бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение
свойств мыла со свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметике, моющих средствах.
Эфирные масла. Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного
материала. Перечная мята, еловое масло.
Формы контроля

№ п/п
1
2

№
п/
п
1

2

3

Название
1 четверть
работы
Итоговый
*
тест
Практические
работы
по
КТП

2 четверть

3 четверть

4 четверть

*

*

*

Календарно-тематическое планирование
№ Раздел
Тема урока
Количест
п/
во часов
п
Тема 1
Введение
1
1
Введение.
Инструктаж
по
технике
безопасности
.

1

1

Тема 2
Приѐмы
обращения с
лабораторны
м
оборудование
м

Тема 3
Классификац
ия реактивов.

Элементы
содержания

Типовые
правила техники
лабораторных
работ. Правила
ТБ
при
проведении
исследований,
медицинские
аптечки первой
помощи
в
кабинете химии.

1
Практическая
работа
№1
«Приѐмы
обращения
с
лабораторным
оборудованием
и
посудой.
Работа
со
спиртовкой,
весами,
ареометром,
мерной
посудой».

Знакомство
с
лабораторным
оборудованием
и
посудой.
Работа
со
спиртовкой,
весами,
ареометром.
Мерная посуда.

11
Классификация
реактивов.
Хранение
реактивов.
Обозначение
на этикетках.

Классификация
реактивов.
Хранение.
Обозначение
реактивов
на
этикетках.

Перио
д

Оформление
выполнения
химического
эксперимента и
его результатов.
3

2

Практическая
работа
№2
«Работа
с
химическими
реактивами.
Оформление
выполнения
эксперимента и
его
результатов».

Работа
с
химическими
реактивами.
Оформление
выполнения
эксперимента и
его результатов.

3

3

Качественный
анализ,
идентификация
и обнаружение.

3

4

Практическая
работа
№3
«Качественный
анализ
органических и
неорганически
х соединений».

Качественный
анализ
органических и
неорганических
соединений.
Аналитические
задачи
при
исследовании
веществ.
Особенности
качественного
анализа
органических и
неорганических
соединений.
Общая
схема
процесса
идентификации
веществ.
Качественный
анализ
органических и
неорганических
веществ.
Аналитические
задачи
при
исследовании
веществ.

3

5

Практическая
работа
№4
«Измерение
физических
свойств».

3

6

Определение
растворимости
в воде.

3

7

3

8

3

9

3

10

Практическая
работа
№5
«Измерение pH
в растворах».
Практическая
работа
№6
«Обнаружение
углерода,
водорода
в
соединениях.
Качественный
элементарный
анализ
соединения».
Практическая
работа
№7
«Обнаружение
серы,
галогенов,
азота
в
соединениях ».
Практическая

Предварительны
е исследования:
установление
агрегатного
состояния,
цвета,
запаха.
Проба
на
горючесть,
измерение
физических
констант,
молекулярной
массы.
Определение
растворимости в
воде
разбавленных
растворов
хлороводорода,
гидроксида
натрия,
в
органических
растворителях.
Измерение pH в
растворах.

Качественный
элементарный
анализ
соединения.

Качественный
анализ
соединений.

3

11

Тема 4

4

1

4

2

4

3

работа
№8
«Обнаружение
функциональн
ых
групп:
спиртов,
альдегидов,
фенолов,
кислот,
аминов,
оснований».
Получение
производных
предполагаемо
го
органического
соединения.
Химия
и 11 часов
жизнь. Синтез
и исследование
свойств
соединений.
Химия
и
питание.
Витамины
в
продуктах
питания.

Практическая
работа
№9
«Выделение из
чая
кофеина.
Качественная
реакция
на
кофеин.
Органические
кислоты
в
пище».
Практическая
работа
№10
«Получение

Белки,
жиры,
углеводы
в
пище.
Определение
витаминов: А в
подсолнечном
масле,
C
в
яблочном соке и
D в
рыбьем
жире
или
курином желтке.
Качественный
элементарный
анализ
соединений.

Органические
кислоты.
Кислоты
–

4

4

4

5

4

6

4

7

4

8

уксусной
кислоты
и
изучение
еѐ
свойств».
Практическая
работа
№11
«Определение
белков
в
продуктах
питания.
Цветные
реакции
белков.
Свойства
белков».
Практическая
работа
№12
«Качественные
реакции
на
ионы
натрия,
хлорид - ионы,
карбонат
ионы.
Гидролиз солей
угольной
кислоты».
Практическая
работа №13 «
Определение
концентрации
кислорода,
растворѐнного
в
воде.
Определение
pH воды».
Коллоидные
растворы
и
пища.
Практическая
работа №13 «
Обнаружение
глюкозы
в
пище.
Получение
сахара
из

консерванты.

Белки.
Характеристика
класса. Цветные
реакции.

Неорганические
соединения
на
кухне. Контроль
качества воды.
Жѐсткость воды
и способы еѐ
устранения.

Изучение
молока
эмульсии.
Углеводы.
Состав,
строение,
свойства.
Глюкоза.
Сахароза.

как

свѐклы.
Свойства
сахарозы».
Практическая
работа
№14
«Опыты
с
молочным
сахаром».

4

9

4

10

Практическая
работа №15 «
Обнаружение
этилового
спирта
и
высших
спиртов
в
растворах».

4

11

Практическая
работа
№16
«Анализ
прохладительн
ых напитков».
Химия в быту. 10
Синтез
и
исследование
свойств
соединений.
Правила
безопасности
со средствами
бытовой
химии.

Тема 5

5

1

Многообразие
сахара
в
природе.
Различие
свойств
молочного
сахара
с
глюкозой.
Качественные
реакции.
Одноатомные и
многоатомные
спирты.
Характеристика
классов.
Физические
свойства.
Качественные
реакции.

Знакомство
с
образцами
химических
средств
санитарии
и
гигиены.
Изучение
инструкций по
применению
токсичных
веществ
бытовой химии
в быту.

5

2

Моющие
чистящие
средства.

и

5

3

5

4

5

5

5

6

Практическая
работа
№17
«Омыление
жиров.
Получение
мыла.
Сравнение
свойств мыла
со свойствами
стиральных
порошков».
Душистые
вещества
в
парфюмерии,
косметике,
моющих
средствах.
Практическая
работа №18 «
Извлечение
эфирных масел
из
растительного
материала.
Перечная мята,
еловое масло».
Практическая
работа
№19
«Определение
минеральных
удобрений».

5

7

5

8

Отделочные
материалы.
Мебель.
Практическая
работа №20 «

Знакомство
с
разнообразием,
свойствами,
классификацией
моющих
и
чистящих
средств.
Мыла. Состав,
строение,
получение.

Эфирные масла.
Состав.

Минеральные
удобрения:
азотные,
фосфорные,
калийные,
комбинированн
ые.

Полиэтилен,
поливинилхлори

Распознавание
пластмасс
и
волокон».

5

9

Химическая
промышленнос
ть
и
окружающая
среда.

5

10

Способы
решения
экологических
проблем.

д, полистирол,
хлопок, шерсть,
вискозное
волокно,
капрон.
Источники
загрязнения
воздуха,
водоѐмов,
почвы.
Экологический
мониторинг.
ПДК.

.

1

2

3

Тема

Содержание

Предмет
органической
химии.
Органическая
химия.
Органические
вещества.
Определение
углерода и
водорода в
составе
органических
соединений.
Лабораторная
работа N 1.
Теория строения
органических
соединений.

Появление
и
развитие 1
органической химии как науки.
Предмет органической химии.
Место и значение органической
химии в системе естественных
наук.
Качественный и количественный
анализ веществ.

Кол-во
часов

1

Химическое строение как порядок 1
соединения атомов в молекуле
согласно их валентности.
Основные положения теории
химического строения
органических соединений А.М.
Бутлерова. Углеродный скелет
органических молекул. Кратность
химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и
изомеры. Понятие о
функциональной группе. Принцип
классификации органических
соединений. Систематическая
международная номенклатура и
принцип образования названий

4

5

6

7

Электронное и
пространственно
е строение
органических
соединений.
Нахождение
молекулярной
неэлектронной
формулы
веществ в
газообразном
состоянии.
Алканы.
Номенклатура.
Изомерия.
Свойства.

Алкены.
Номенклатура.
Физические и
химические
свойства.
Получение.

органических соединений.
Строение молекулы метана.

1

1

Гомологический ряд алканов.
1
Гомологи. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета.
Закономерности изменения
физических свойств. Химические
свойства (на примере метана и
этана); реакции замещения
(галогенирования);
дегидрирования как способы
получения важнейших соединений
в органическом синтезе. Горение
метана как один из основных
источников тепла в
промышленности и быту.
Нахождение в природе и
применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Строение молекулы этилена.
1
Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения
кратной связи в молекулах.
Химические свойства (на примере
этилена); реакции присоединения
(галогенирования, гидрирования,
гидратации,
гидрогалогенирования) как способ
получения функциональных
производных углеводородов,
горение. Полимеризация этилена
как основное направление его
использования. Полиэтилен как

крупнотоннажный продукт
химического производства.
Применение этилена.
8

9

Получение
этилена и
изучение его
свойств.
Практическая
работа N 2.
Алкадиены.
Строение.
Свойства.
Применение.

10

Алкины.
Строение.
Свойства.
Применение.

11

Получение
ацетилена и
изучение его
свойств.
Практическая
работа N3.
Арены. Бензол.
Строение,
свойства,
применение.

12

1

Понятие об алкадиенах как 1
углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила
(бутадиена - 1,3) как способ
получения
синтетического
каучука.
Натуральный
и
синтетический
каучуки.
Вулканизация каучука. Резина.
Применение каучука и резины.
Строение молекулы ацетилена.
1
Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле.
Химические свойства (на примере
ацетилена); реакции
присоединения (галогенирование,
гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ
получения полимеров и других
полезных продуктов. Горение
ацетилена как источник
высокотемпературного пламени
для сварки и резки металлов.
Применение ацетилена.
1

Бензол как представитель
ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола.
Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как

1

13

Генетическая
связь
углеводородов.

14

Расчѐты по
нахождению
теоретического
и практического
выхода
продуктов
органического
синтеза на
примере
бензола.
Углеводороды.
Контрольная
работа N1.
Спирты.
Классификация,
номенклатура,
свойства.

15

16

17

Многоатомные
спирты.

способ получения химических
средств защиты растений,
присоединения (гидрирования)
как доказательство непредельного
характера бензола. Реакция
горения. Применение бензола.
Генетическая связь между
классами органических
соединений. Типы химических
реакций в органической химии.

1

1

1
Классификация, номенклатура,
изомерия спиртов. Химические
свойства (на примере метанола и
этанола); взаимодействие с
натрием как способ установления
наличия гидроксогруппы, реакция
с галогеноводородами как способ
получения растворителей,
дегидратация как способ
получения этилена. Реакция
горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие
метанола и этанола на организм
человека.
Этиленгликоль и глицерин как
представители предельных
многоатомных спиртов.
Качественная реакция на
многоатомные спирты и еѐ
применение для распознавания
глицерина в составе

1

1

косметических средств.
Практическое применение
этиленгликоля и глицерина.
Строение
молекулы
фенола. 1
Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Химические
свойства:
взаимодействие
с
натрием, гидроксидом натрия,
бромом. Применение фенола.
Метаналь
(формальдегид)
и 1
этаналь
(ацетальдегид)
как
представители
предельных
альдегидов.
Качественные
реакции на карбонильную группу
(реакция серебряного зеркала) ,
взаимодействие с гидроксидом
меди (II) и их применение для
обнаружения
предельных
альдегидов в промышленных
сточных
водах.
Токсичность
альдегидов.
Применение
формальдегида и ацетальдегида.
Уксусная кислота как
1
представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства (на примере
уксусной кислоты); реакции с
металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как способ
получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты.
Представление о высших
карбоновых кислотах.
1

18

Фенолы.

19

Альдегиды.
Классификация.
Номенклатура,
свойства.

20

Карбоновые
кислоты.
Классификация,
номенклатура.
Физические и
химические
свойства.

21

Получение
уксусной
кислоты и
изучение еѐ
свойств.
Практическая
работа N 4.
Сложные эфиры Сложные эфиры как продукты
взаимодействия карбоновых
карбоновых
кислот со спиртами. Применение
кислот.
сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности.

22

1

23

24

25

26

27

Азотсодержащие
органические
соединения.
Амины. Анилин.
Решение
эксперименталь
ных задач по
теме:
«Характерные
свойства
изученных
органических
веществ и
качественные
реакции на
них».
Практическая
работа N 5.
Жиры как сложные эфиры
Жиры: состав,
глицерина и высших карбоновых
строение,
кислот. Растительные и животные
свойства.
жиры, их состав. Распознавание
растительных жиров на основании
их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или
омыление жиров как способ
промышленного получения солей
высших карбоновых кислот. Мыла
как соли высших карбоновых
кислот. Моющие свойства мыла.
Классификация
углеводов.
Углеводы:
Нахождение углеводов в природе.
моносахариды,
дисахариды,
полисахариды.
Глюкоза как альдегидоспирт.
Крахмал.
Брожение глюкозы. Сахароза.
Глюкоза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и
Сахароза.
целлюлоза как
биологические
полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на
крахмал и еѐ применение для
обнаружения
крахмала
в
продуктах питания). Применение
и биологическая роль углеводов.

1

1

1

1

1

Понятие
об
искусственных
волокнах на примере ацетатного
волокна.
Состав и номенклатура.
1
Аминокислоты как амфотерные
органические соединения.
Пептидная связь. Биологическое
значение альфа- аминокислот.
Области применения
аминокислот.
Белки
как
природные 1
биополимеры. Состав и строение
белков. Химические свойства
белков: гидролиз, денатурация.
Превращение белков пищи в
организме.
Биологические
функции белков.
Обнаружение белков при помощи 1
качественных (цветных) реакций.

28

Аминокислоты.
Состав,
строение,
свойства.

29

Белки.
Нуклеиновые
кислоты.
Нахождение в
природе и
биологическая
роль.
Приготовление
растворов
белков и опыты
с ними.
Практическая
работа N 6.
Идентификация органических
Решение
эксперименталь соединений.
ных задач по
теме: «Вещества
живых клеток».
Кислородсодерж
ащие
органические
соединения.
Контрольная
работа N 2.
Природные
источники
углеводородов.
Промышленный
органический
синтез.
Общие понятия
о синтетических
высокомолекуля
рных

30

31

32

33

34

1

1

1

1

соединениях.
Тематическое планирование 11 класс
№
Тема
урока
1
Важнейшие
понятия и
законы химии.
2
Современные
представления о
строении атома.

3

4

5

6
7

Содержание

Современная модель строения
атома. Электронная конфигурация
атома. Основное и возбуждѐнное
состояние атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, dэлементы). Особенности строения
энергетических уровней атомов dэлементов.
Периодический Периодическая система
химических элементов Д.И.
закон и
Менделеева. Физический смысл
Периодическая
Периодического закона Д.И.
система
Менделеева. Причины и
химических
элементов Д. И. закономерности изменения
свойств элементов и их
Менделеева в
соединений по периодам и
свете строения
группам.
атома.
Электронная природа химической
Химическая
связи. Электроотрицательность.
связь. Виды
Виды химической связи
химической
(ковалентная, ионная,
связи.
металлическая, водородная) и
механизмы еѐ образования.
Кристаллические и аморфные
Строение
вещества. Типы кристаллических
веществ.
Кристаллически решѐток (атомная, молекулярная,
ионная,
металлическая).
е решѐтки.
Зависимость физических свойств
вещества от типа кристаллической
решѐтки. Причины многообразия
веществ.
Комплексные
соединения.
Строение и
многообразие

Кол-во
часов
1

1

1

1

1

1
1

8

9

10
11

12

13

веществ.
Контрольная
работа N 1.
Чистые
вещества и
смеси. Растворы.
Приготовление
растворов
заданной
концентрации.
Практическая
работа N 1.
Растворы
электролитов.
Дисперсные
системы.
Коллоидные
растворы.
Классификация
реакций
в
неорганической
и органической
химии.
Скорость
химической
реакции.
Катализ.

14

Химическое
равновесие.
Обратимость
химических
реакций.

15

Решение

1

1

Реакции в растворах электролитов. 1
Дисперсные системы. Понятия о
коллоидах (золи, гели). Истинные
растворы.

1

1

Гомогенные и гетерогенные
реакции. Скорость химической
реакции, еѐ зависимость от
различных факторов: природы
реагирующих веществ,
концентрации реагирующих
веществ, температуры, площади
реакционной поверхности,
наличия катализатора. Роль
катализаторов в природе и
промышленном производстве.
Обратимость реакций.
Химическое равновесие и его
смещение под действием
различных факторов
(концентрация реагентов или
продуктов реакции, давление,
температура) для создания
оптимальных условий протекания
химических процессов.

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

эксперименталь
ных задач
«Реакции в
водных
растворах
электролитов».
Практическая
работа N 2.
Гидролиз
неорганических
и органических
соединений.

pH раствора как показатель
1
кислотности среды. Гидролиз
солей. Значение гидролиза в
биологических обменных
процессах.
Окислительно-восстановительные 1
Окислительновосстановительн реакции в природе,
производственных процессах и
ые реакции.
жизнедеятельности организмов.
Электролиз
растворов
и 1
Электролиз
расплавов.
Применение
растворов и
электролиза в промышленности.
расплавов.
1
Смеси и
растворы
веществ.
Контрольная
работа N 2
Окислительно-восстановительные 1
Металлы –
свойства простых веществ
химические
элементы и
простые
вещества.
Окислительно-восстановительные 1
Металлы
свойства простых веществглавных
металлов главных подгрупп.
подгрупп.
Окислительно-восстановительные 1
Металлы
свойства простых веществ побочных
металлов побочных подгрупп
подгрупп.
(медь, железо).
Коррозия металлов: виды
1
Получение и
коррозии, способы защиты
применение
металлов от коррозии.
металлов.
Коррозия
металлов.
1
Решение
эксперименталь

25

26

27

28

29

30

ных задач
«Металлы».
Практическая
работа N 3.
«Металлы».
Контрольная
работа N 3.
Неметаллы –
химические
элементы и
простые
вещества.
Галогены.

1
Окислительно-восстановительные 1
свойства
простых
веществнеметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния.
Окислительно-восстановительные 1
свойства
простых
веществ:
галогенов.
1

Классификация
и взаимосвязь
органических и
неорганических
веществ.
1
Решение
эксперименталь
ных
задач
«Качественные
реакции
на
органические и
неорганические
вещества».
Практическая
работа N 4.
Химия и сельское хозяйство. 1
Современное
Минеральные и органические
химическое
удобрения.
Средства
защиты
производство.
растений. Химия и энергетика.
Природные
источники
углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их
состав и использование. Состав
нефти
и
еѐ
переработка.
Нефтепродукты. Октановое число
бензина. Охрана окружающей
среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов
Альтернативные
источники
энергии. Химия в строительстве.

Цемент.
Бетон.
Подбор
оптимальных
строительных
материалов
в
практической
деятельности человека.
Лекарства, ферменты, витамины,
1
гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с
применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье
(курение, употребление алкоголя,
наркомания). Рациональное
питание. Пищевые добавки.
Основы пищевой химии.
Химия и экология. Химическое
1
загрязнение окружающей среды и
его последствия. Охрана
гидросферы, почвы, атмосферы,
флоры и фауны от химического
загрязнения.
1

31

Химия и
здоровье.

32

Химическое
загрязнение
окружающей
среды и его
последствия.

33

Идентификация
органических
веществ
на
примере
соединений II-А
группы.
Моющие и чистящие средства.
Химия в
Средства борьбы с бытовыми
повседневной
насекомыми: репелленты,
жизни.
инсектициды. Средства личной
гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой
химии.

34

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».