ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной русский язык» за курс начального общего образования 1-4 классы 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 2 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 5) овладение основами грамотного письма; 6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач. 2. Содержание учебного предмета. Раздел 1 – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Раздел 2 – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Раздел 3 – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (17 часов) № урока Тема Количеств часов 3 Секреты речи и текста Как люди общаются друг с другом Вежливые слова Как люди приветствуют друг друга Зачем людям имена Спрашиваем и отвечаем Язык в действии 6 Выделяем голосом важные слова 7 Как можно играть звуками 8* Где поставить ударение 9* Как сочетаются слова Русский язык: прошлое и настоящее 10* Как писали в старину 11 Как писали в старину. Обобщение. 12* Дом в старину: что как называлось 13 Дом в старину: что как называлось. Обобщение. 14* Во что одевались в старину 15 Во что одевались в старину. Обобщение. Секреты речи и текста 16** Сравниваем тексты 17*** Закрепление и обобщение изученного. 1* 2 3* 4* 5** № урока 1 дополнительный класс (17 часов) Тема Секреты речи и текста 1* Как люди общаются друг с другом 2 Вежливые слова 3* Как люди приветствуют друг друга 4* Зачем людям имена 5** Спрашиваем и отвечаем Язык в действии 6 Выделяем голосом важные слова 7 Как можно играть звуками 8* Где поставить ударение 9* Как сочетаются слова Русский язык: прошлое и настоящее 10* Как писали в старину 11 Как писали в старину. Обобщение. 12* Дом в старину: что как называлось 13 Дом в старину: что как называлось. Обобщение. 14* Во что одевались в старину 15 Во что одевались в старину. Обобщение. Секреты речи и текста 16** Сравниваем тексты 17*** Закрепление и обобщение изученного. 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 Количеств часов 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс (17 часов) 4 № урока 1* 2 3* 4 5 6 7 8** 9* 10* 11* 12 13 Тема Русский язык: прошлое и настоящее По одёжке встречают… Ржаной хлебушко калачу дедушка Количество часов 8 1 1 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить Делу время, потехе час В решете воду не удержишь Самовар кипит, уходить не велит Защита проектов «Почему это так называется?» Язык в действии Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? 1 Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? 1 1 1 Секреты речи и текста 1 1 1 1 1 5 1 1 4 14 15** 16 Учимся вести диалог Составляем развёрнутое толкование значения слова Устанавливаем связь предложений в тексте 1 1 1 17*** Создаем тексты инструкции и тексты - повествования 1 № урока 1* 2 3** 4 5 6* 7 8 9** 10* 11 12* 13* 14 3 класс (17 часов) Тема Количеств часов Русский язык: прошлое и настоящее 9 Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг прямой, тот брат 1 родной. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит 1 Сошлись два друга – мороз да вьюга. Ветер без крыльев летает. 1 Какой лес без чудес 1 Дело мастера боится 1 Заиграйте, мои гусли… 1 Что ни город, то норов 1 У земли ясно солнце, у человека - слово 1 Защита проектов «История моего имени и фамилии» 1 5 Язык в действии Для чего нужны суффиксы? 1 Какие особенности рода имён существительных есть в русском 1 языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? 1 Как изменяются имена существительные во множественном числе? 1 Зачем в русском языке такие разные предлоги? 1 Секреты речи и текста 3 5 15** 16** 17*** № урока 1* 2 3* 4 5 6*** 7 8* 9 10** 11 12* 13* 14* 15** 16 17** Создаём тексты-рассуждения Учимся редактировать тексты Создаём тексты-повествования 1 1 1 4 класс (17 часов) Тема Количеств часов Русский язык: прошлое и настоящее 6 Не стыдно не знать, стыдно не учиться 1 Вся семья вместе, так и душа на месте. 1 Красна сказка складом, а песня -ладом 1 Красное словцо не ложь 1 Язык языку весть подаёт 1 Защита проектов «Откуда это слово появилось в русском языке?» 1 Язык в действии 4 Трудно образовывать формы глагола? 1 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 1 Как и когда появились знаки препинания? 1 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному? 1 Секреты речи и текста 7 Задаём вопросы в диалоге 1 Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста 1 Учимся составлять план текста 1 Учимся пересказывать текст 1 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 Учимся оценивать и редактировать тексты. Закрепление. 1 Защита проектов «Пишем разные тексты об одном и том же» 1 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)