ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» за курс начального общего образования 1-4 классы 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 2 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов; 5) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу; 6) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 7) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 8) формирование потребности в систематическом чтении. 2. Содержание учебного предмета Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющейосознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. 3 Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). 4 Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в минисочинениях, рассказ на заданную тему. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение втексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностяхпостроения и выразительных средствах. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, 5 знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. №п/п 1 2 3*** 4 5 6** 7 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (16 часов) Раздел, тема Количество часов Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) П. Воронько «Лучше нет родного края» 1 Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»/ М. 1 Матусовский «С чего начинается Родина» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о 1 дружбе «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылицы. 1 Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У 1 медведя во бору» «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. 1 Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, 1 Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 8* 9 10 11* М.М. Пришвин «Журка» Н.И. Сладков «Весенняя баня» С.Я. Маршак «Зоосад» Б.В. Заходер «Птичья школа» 1 1 1 1 12 В.В. Бианки «Музыкальная канарейка». Экскурсия в библиотеку Раздел 4 «Времена года» (4 часа) 1 13*** И. Соколов-Микитов. «Осень» А.Плещеев «Осень наступила» К.Ушинский «Выпал снег» Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика» М.Пришвин «Цветут березки» В.А.Жуковский «Жаворонок» И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу» А.Фет «Летний вечер» 1 14* 15*** 16 №п/п 1 2 1 дополнительный класс (16 часов) Раздел, тема Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) П. Воронько «Лучше нет родного края» Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»/ М. Матусовский «С чего начинается Родина» 1 1 1 Количество часов 1 1 6 3*** 4 5 6** 7 Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылицы. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору» «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 1 1 1 1 1 8* 9 10 11* М.М. Пришвин «Журка» Н.И. Сладков «Весенняя баня» С.Я. Маршак «Зоосад» Б.В. Заходер «Птичья школа» 1 1 1 1 12 В.В. Бианки «Музыкальная канарейка». Экскурсия в библиотеку Раздел 4 «Времена года» (4 часа) 1 13*** И. Соколов-Микитов. «Осень» А.Плещеев «Осень наступила» К.Ушинский «Выпал снег» Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика» М.Пришвин «Цветут березки» В.А.Жуковский «Жаворонок» И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу» А.Фет «Летний вечер» 1 14* 15*** 16 №п/п 1* 2 3*** 4* 5 6*** 7*** Раздел, тема 2 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) В. Степанов «Что мы Родиной зовём» К. Паустовский «Моя Россия» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Мир пословиц и поговорок» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 8 9* 10 11 12* Г.А. Скребицкий « Пушок» К.Д. Ушинский «Чужое яичко» Н.И. Сладков «Топик и Катя» А.Л. Барто «Бедняга крот» Е.И. Чарушин «Рябчонок» 1 1 1 1 1 13 14** Раздел 4 «Времена года» (5 часов) В.Бианки «Как животные к холодам готовятся» Г.Х.Андерсен «Снеговик» 1 1 7 15 16* 17 №п/п 1 2* 3 4** 5 6*** 7*** 8* 9 10 11* 12 13** 14 15* 16 17*** №п/п А.Фет «Весенний дождь». Весенние загадки И. С. Соколов-Микитов «Бурундук» Закрепление по пройденным произведениям «Что? Где? Когда?» Раздел, тема 3 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) З. Александрова «Родина», А.Пришелец «Наш край» П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили » (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль Народные сказки, присказки, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк», Летучий корабль, «Белая уточка», «Морозко» (на выбор) Проект «Мои первые народные сказки» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) К.Г. Паустовский « Жильцы старого дома». Г.А. Скребицкий «Сиротка» Н.И. Сладков «Непослушные Малыши» Б.С. Житков «Охотник и собаки» И.П. Токмакова «Котята». Выставка книг о животных. Раздел 4 «Времена года» (5 часов) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» А.Толстой «Сугробы», Н.Асеев «Лыжи» К.Паустовский «Стальное колечко» И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. Тестовая работа по пройденному материалу Раздел, тема 4 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) 1* С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» 2 В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) 3* Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» 4** Славянский миф. Особенности мифа. 5** Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 8 Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» 7*** Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 8 Е.И. Носов «Хитрюга» 9 В.В. Бианки «Сумасшедшая птица» 10 В.П. Астафьев «Зорькина песня» 11 Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» 12** К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших». Раздел 4 «Времена года» (5 часов) 13 В.Бианки «Лесная газета» 14** Литературная гостиная. И. Анненский «Снег» 15 М.М.Пришвин. Рассказы о весне. 16 Рассказы Н.И. Сладкова «Лес не школа, а всему учит» 17*** Проект «Любимое время года» 6* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)