Приложение №1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Приложение к АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Правополушарная живопись» на 2021 - 2022 учебный год 1 Планируемые результаты освоения курса 1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса Личностные результаты 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование иразвитие социально значимых мотивов учебной деятельности; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с 2 целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересовсторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах: 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата, корректно и точно сформулировать возникшую проблему. 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определённых обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае 3 затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе; 3.Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. 4 4. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно- временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с бытовым окружением, миром природных предметов и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные представления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в школе и дома; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; в развитии наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. 5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, опасение и другое. в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АОП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в учебныезанятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы бытьпонятым другим человеком, умение задавать вопросы; 5 способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия, определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчёт о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АОП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальнымивозможностями и особыми образовательными потребностями. Предметные результаты Снятие страхов; • Развитие уверенности в своих силах; • Развитие пространственного мышления; • Умения свободно выражать свой замысел; • Побуждение к творческим поискам и решениям; • Развитие мелкой моторики рук; • Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии; • Во время работы дети с ОВЗ получат эстетическое удовольствие. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: Расширение представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; Расширение представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: Расширение и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; Расширение представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; Способность к наблюдательности, умение замечать новое; Умение ставить и удерживать цель деятельности; Планирование действия; 2. Содержание. 6 Упражнения на развитие концентрации внимания, памяти, зрительно-пространственную ориентировку. Игра со схемами, рисование по шаблонам, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображение, внимание и зрительной памяти путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных изображений, развитие мышления, произвольного внимания, памяти, речи, путем выполнения упражнений на зеркальное рисование, рисование двумя руками вместе. Основные способы и техники правополушарного рисования. Способы создания фонов, создание силуэтной картины, способы изображения облаков, техника изображения травинок, способы изображения цветов, техника «примакивания кисти», техника изображения лица, знакомятся с техникой рисования деревьев, способы рисования кроны деревьев, «примакивание» кисти, способ «Тычка», губкой, зубной щеткой, целлофановым пакетом, мятой бумагой, пальчиками, ватной палочкой, с помощью трафарета, способ «перевернутое рисование», техника «набрызг», силуэтное рисование, работают в нетрадиционной технике «Отпечаток листьями». Тематическое планирование , в том числе с учетом рабочей программы воспитания № 3. 1 год обучения Тема Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море». Радужный фон картины. «В горах». «Дельфины». Краски осени. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». Создание вертикального фона. «Под дождём». Создание кругового фона. «Таинственная ночь». Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. Круговой фон. «Совушка». Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». «Снегирь». «Новый год». «Рождество». Виды фонов в правополушарном рисовании. «Северное сияние». «Любопытный пингвинёнок». «Золотые рыбки». Рисование смятой бумагой. «Непоседа». Рисование отпечатками. «Светлячки» Кол-во часов 7 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная се-мейка». «Мартовские котики». «Цветы для мамы». «Весенние деревья». «На пруду». «Сакура». Космос». «Цветущие сады». «Волшебный луг». «Одуванчики». 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)