Развитие высших психических функций

Приложение №1
к адаптированной образовательной программе
начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие высших психических функций»
на 2021 - 2022 учебный год
1 - 4 класс

Курс «Развитие высших психических функций» направлен на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы, на коррекцию дефектов
психофизического развития обучающихся с ЗПР и обеспечение успешности освоения АОП
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные результаты
1)
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
11)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13)
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4)
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5)
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;
7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11)
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в
различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос
о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого
человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных
бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в
каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни
класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
- в овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении,

расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как
средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию к
средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьб
пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временн
организации, проявляющаяся:
-в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением,
миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и
безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности)
для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
-в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и
школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и
других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
-в
развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в
семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые
социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Результаты освоения данной программы отражают:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия
и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком, умение задавать вопросы;
-способность к наблюдательности, умение замечать новое;
-овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
-умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
-сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
-сформированные в соответствии АОП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
Содержание курса
1. Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов
Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
-развитие пространственного праксиса;
-развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнемических процессов

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
-регуляция простейших двигательных актов;
-формирования умения ориентировки в задании;
-формирование умения планирования этапов выполнения задания;
-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
-формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и
результате.
6. Формирование навыка письма
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звуко-буквенный анализ слова;
-формирование навыка внимательного письма.
7. Формирование навыка чтения
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию
букв;
- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;
- обучение составлению предложений из слов;
обучение схематической записи слов, предложений.
8.Формирование элементарных математических представлений
- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
- состав числа;
- счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры;
- цвет, форма, размер предметов.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
1 класс
№

1
2

Тема занятия

Входная диагностика
Игра «Разомнем кулачки».

Коли
честв
о
часов
1
1

3

4
5

Сравнение предметов по величине, длине, ширине
«Найди лишнее»
Временные представления.
Классная комната
Слово.
«Зрительный диктант»
Числовой ряд от 1 до 10.

1

1
1

«Что ты видишь?»
Предложение.
7
«Запомни цвета»
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
8
«Волшебный мешочек»
Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
«Запоминание
9
предметов» Числа от 10 до 16.
«Шнуровки»
10
Большая буква в именах и фамилиях людей
«Порядок
11
предметов».
Числовой ряд.
«Зверь
12 по клетке»
Правописание парных звонких и глухих согласных.
«Порядок
13
картинок».
Числовой ряд от 16 до 19.
«Лица
14 людей».
Правописание парных согласных.
«Угадай,
15
какого цвета?»
Различение при письме и произношении Ж – Ш
«Куда
16 улетел шар?»
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
17
«Продолжи числовой ряд»
Переместительное свойство сложения
18
«Графический диктант»
Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце
слов.
19
«Сходство и различие».
Нахождение разности
20
«Зрительный диктант».
Приемы сложения и вычитания.
21
«Зрительный диктант».
Увеличение и уменьшение чисел.

1

«Продолжи числовой ряд»
Решение примеров на сложение и вычитание.
«И мы…»
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и

1

6

22
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33

кто?
«Точки».
Действия с числами в пределах 20.
«Продолжи числовой ряд».
Решение задач в одно действие.

1
1

«Волшебный мешочек»
Решение примеров.
«Найди отличия».
Большая буква в именах людей и кличках животных
«Продолжи логический ряд».
Геометрические фигуры.
«Запутанные дорожки».
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
«Руки вместе».
Предлог как отдельное слово
«Волшебный мешочек».
Разложение двузначного числа на десятки и единицы.
«Исключи лишнее».
Слова с непроверяемыми гласными.
Итоговая диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1

1дополнительный класс
№

1
2
3

4
5

6
7
8

Тема занятия

Входная диагностика
Игра «Разомнем кулачки».
Сравнение предметов по величине, длине, ширине
«Найди лишнее»
Временные представления.

Коли
честв
о
часов
1
1
1

Классная комната
Слово.
«Зрительный диктант»
Числовой ряд от 1 до 10.

1

«Что ты видишь?»
Предложение.
«Запомни цвета»
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
«Волшебный мешочек»
Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

1

1

1
1

9 «Запоминание предметов» Числа от 10 до 16.
10«Шнуровки»
Большая буква в именах и фамилиях людей
11«Порядок предметов».
Числовой ряд.
12«Зверь по клетке»
Правописание парных звонких и глухих согласных.
13«Порядок картинок».
Числовой ряд от 16 до 19.
14«Лица людей».
Правописание парных согласных.
15«Угадай, какого цвета?»
Различение при письме и произношении Ж – Ш
16«Куда улетел шар?»
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
17
«Продолжи числовой ряд»
Переместительное свойство сложения
18
«Графический диктант»
Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце
слов.
19
«Сходство и различие».
Нахождение разности
20
«Зрительный диктант».
Приемы сложения и вычитания.
21
«Зрительный диктант».
Увеличение и уменьшение чисел.

1
1

«Продолжи числовой ряд»
Решение примеров на сложение и вычитание.
«И мы…»
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и
кто?
«Точки».
Действия с числами в пределах 20.
«Продолжи числовой ряд».
Решение задач в одно действие.

1

«Волшебный мешочек»
Решение примеров.
«Найди отличия».
Большая буква в именах людей и кличках животных
«Продолжи логический ряд».
Геометрические фигуры.
«Запутанные дорожки».
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
«Руки вместе».

1

22
23

24
25

26
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1

1
1
1
1

Предлог как отдельное слово
«Волшебный мешочек».
Разложение двузначного числа на десятки и единицы.
«Исключи лишнее».
Слова с непроверяемыми гласными.
Итоговая диагностика

31
32
33

1
1
1

2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Входная диагностика.
«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между.
«Школа».
Чтение по слогам.
«Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10
«Дом» зарисовки.
Геометрические фигуры.
«Найди отличия». Десяток
«Угадай слово». «Моя семья».
«Сходство и различие». Нумерация
«Дорисуй девятое».
Состав двузначного числа
«Исключи лишнее».
. Словарь. Овощи. Продолжи логический ряд.
«Что перепутал художник».
.Состав двузначного числа
«Зрительный диктант».
Фрукты
«Запутанные дорожки».
.Единицы измерения
«Найди отличия».
Овощи и фрукты - разные продукты.
Лабиринты.
Единицы длины. См.
«Снежный ком».
. Зима. Зимние забавы Сложение чисел.
Лабиринты. Числа 14, 15, 16
«Сходство и различие».Зима.
«Продолжи числовой ряд».
Числа 17, 18, 19.
Поиск ошибок в тексте.
ПДД весной. Правила перестановки слагаемых.
«Исключи лишнее».
Число 20. Состав чисел в пределах 20.
«Зашифрованный рисунок».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Охрана здоровья. Равенства.
«Лабиринты».
Углы. Величина.
«Волшебный мешочек».
Кукольный театр. Знаки препинания.
«Сходства и различия».
Домашние животные.
«Мозаика».
Пальчиковый театр.
«Поиск ошибок в тексте».
Зоопарк. Зрительный диктант.
«Внимательный художник».
Части тела.
«Продолжи логический ряд».
Неделя.
«Исключи лишнее»
Правила гигиены.
«Зашифрованный рисунок».
Геометрические фигуры.
«Найди отличия».
Птицы.
«Графический диктант».
Многоугольники.
Итоговая диагностика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
I четверть
Дата

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема занятия

«Продолжи закономерность».
Осень.
Право, лево, верх-низ. Зарисовки на листе.
Труд людей осенью.
Звуки и буквы.
Впереди, сзади, между. Состав числа.
«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между.
«Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10.
«Школа».
Чтение по слогам.
«Найди отличия» Десяток.
«Дом» зарисовки.

Коли
чест
во
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Отработка техники чтения.
«Найди отличия»
Десяток.
«Графический диктант».
Многоугольники.
«И мы…».
Насекомые. Состав двузначного числа.
«Зрительный диктант».
Нумерация чисел в пределах 20.
«Продолжи закономерность».
«Моя семья». Чтение целыми словами.
«Найди отличия».
Овощи и фрукты - разные продукты. Нумерация.
«Сходство и различие».Нумерация .
«Продолжи закономерность».
Число 14, 15, 16
«Снежный ком».
Зима. Зимние забавы
Лабиринты.Числа 14, 15, 16.
«Сходство и различие». Зима, весна.
«Продолжи числовой ряд».
Числа 17, 18, 19
«Внимательный художник».
Единицы длины. Дм.
«Продолжи логический ряд».
ПДД зимой. Состав чисел в пределах 20.
«Внимательный художник».
Весна. Отработка навыков
чтения.
«Мозаика». Число 20. Состав чисел в пределах 20

26

«Сходство и различие».
«Продолжи закономерность»
Углы.

28

«Найди отличия»
Словарные слова. Инструменты.
«Внимательный художник».
Части тела.
«Продолжи логический ряд».
Неделя.
«Исключи лишнее»
Правила гигиены.
«Зашифрованный рисунок».
Геометрические фигуры.
«Запутанные дорожки».

29
30
31
32
33

34

Правило перестановки слагаемых.
Итоговая диагностика.
4 класс

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25

Входная диагностика
«Продолжи логический ряд»
Счет в пределах 100.
«Зашифрованный рисунок».
техники чтения.
«Графический диктант».

1
1
Солнечная система. Отработка

Правописание.
«Исключи лишнее». Отличия растительного и животного
мира.
«Сходство и различие». единицы измерения
«Мозаика». Планета Земля. Отработка беглого чтения.
«Найди отличия». Римские цифры.
«Продолжи логический ряд».
Многозначные числа.
«Угадай слово».
Животный мир.
«Найди отличия».
Параллельные прямые.
Зрительный диктант». Словарные слова. Деревья
«Исключи лишнее». Сравнение чисел.
«Сходство и различие». Кустарники. Беглое чтение.
«Противоположное слово».
Цвет. Форма. Величина
«Поиск ошибок в тексте».
Лекарственные травы.
«Графический диктант». Виды треугольников.
«Противоположное слово». Части речи.
«Продолжи числовой ряд». Десятичные дроби.
«Муха».
Насекомые. Осознанность чтения.
«Точки».
Умножение на 0, 10, 100,1000.
«Зашифрованный рисунок».
Рыбы. Отработка каллиграфии.
«Поиск ошибок».
Деление на 10, 100,1000 без остатка.
«Противоположное слово».
Написание сочинений.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Зрительный диктант». Деление на 10, 100 с остатком.
Обобщающее занятие.
«Найди отличия» Окружность, линии круга.
«Внимательный художник». Профессии. Правописание.
«Зашифрованный рисунок».
Ось симметрии.
«Исключи лишнее». Здоровье человека.
«Волшебный мешочек». Цилиндр, конус
«Шнуровочки».
Обобщающее занятие.
Итоговая диагностика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».