ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 2 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 5) овладение основами грамотного письма; 6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач. 2. Содержание учебного предмета. Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихсяодним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным 3 способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстови стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листав тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение ихпорядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, 4 значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор словапо составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;сочетания чк – чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах 5 собственных;проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. № п/п 1* 2* 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (132 часа) Раздел. Тема Кол-во урока часов Добукварный период Пропись-первая учебная тетрадь 1 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки 1 6 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12* 13* 14* 15* 16* 17* 18* 19 20* 21* 22 23* 24* 25* 26* 27* 28 29* 30 31* 32 33* 34 35* 36 37* 38 39 40 41* 42 43* 44 Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров Письмо длинных прямых наклонных линий Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу(вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу(вправо). Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких наклонных и длинных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная и заглавная буквы И, и. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у. Букварный период Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы С, с. (закрепление). Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Т, т. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная и заглавная буквы Р, р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п Строчная и заглавная буквы П, п. Закрепление. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы М, м. Закрепление. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная буквы Б, б. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Я, я. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов. Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо предложений. Строчная и заглавная буквы Г, г. Строчная и заглавная буквы Г, г. Закрепление. Строчная буква ч. Строчная буква ч. Закрепление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 45 46* 47 48* 49 50 51* 52 53* 54 55 56* 57* 58 59** 60* 61 62* 63 64 65* 66 67* 68*** 69 70* 71* 72** 73 74** 75** 76 77 78 79** 80 81 82** 83 Заглавная буква Ч. Буква ь. Буква ь. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Закрепление. Строчная буква ё. Строчная буква ё. Закрепление. Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х. Строчная и заглавная буквы Х, х Закрепление. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ю, ю Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Строчная и заглавная буквы Ц, ц Закрепление. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная и заглавная буквы Э, э Закрепление. Строчная буква щ. Строчная буква щ. Сочетания ща, щу. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ. Письмо изученных букв, слогов. Письмо изученных букв, элементов изученных букв. Проверочное списывание. Послебукварный период Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Рабочая строка. Правила оформления работы. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Классификация букв на основе существенных признаков. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Написание строчных и прописных букв. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Верхнее и нижнее соединения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Закрепление навыка написания верхнего и нижнего соединения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Списывание с письменного текста. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Списывание с печатного текста. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Слог. Перенос слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение В переносе слов по слогам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение в написании имён собственных. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Заглавная 85 буква в именах собственных, в начале предложения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение 86 в написании имён собственных в предложении. 87*** Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. Упражнение в написании сочетаний. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение 88 в написании слов с Ь на конце и в середине слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Парные 89 звонкие и глухие согласные. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Обозначение 90 парных согласных звуков на конце слова. 91** Проверочное списывание. Русский язык Наша речь Знакомство с учебником. Язык и речь. Их значение в жизни людей. 92* Виды речи. Общее представление. 93* Текст, предложение, диалог Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. 94* Диалог. 95* Диалог. Проверочная работа. 96** Слова, слова, слова… Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков 97* предметов, слова-названия действий предметов. Слова однозначные и многозначные 98* Слова, близкие и противоположные по значению. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. 99** 100** Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Проверочная работа. Слово и слог Деление слов на слоги. 101* 102** Деление слов на слоги. Проверочная работа. Перенос слов 103*** Правило переноса слов. 104** Развитие речи. Наблюдение надсловом каксредствомсозданиясловеснохудожественного образа. Проверочная работа. Ударение (общее представление) Ударение. Ударный и безударный слог. 105* 106** Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Звуки и буквы Звуки и буквы. 107 Русский алфавит, или Азбука. 108* Русский алфавит, или Азбука Закрепление. 109 Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. 110 Буквы е,ѐ,ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. 111 112** Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. 84** 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 113 114 115** 116** 117 118 119* 120** 121*** 122 123 124 125*** 126** 127*** 128*** 129*** 130 131 132** № п/п 1* 2* 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12* 13* 14* 15* 16* Ударные и безударные гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Закрепление Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. Проверочный диктант. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Развитие речи.Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Закрепление. Шипящие согласные звуки. Проверочный диктант. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. Заглавная буква в именах собственных. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). Итоговая проверочная работа. 1 дополнительный класс (132 часа) Раздел. Тема урока Добукварный период Пропись-первая учебная тетрадь Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров Письмо длинных прямых наклонных линий Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу(вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу(вправо). Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких наклонных и длинных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная и заглавная буквы И, и. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 17* 18* 19 20* 21* 22 23* 24* 25* 26* 27* 28 29* 30 31* 32 33* 34 35* 36 37* 38 39 40 41* 42 43* 44 45 46* 47 48* 49 50 51* 52 53* 54 55 56* 57* 58 59** 60* 61 62* 63 Букварный период Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы С, с. (закрепление). Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Т, т. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная и заглавная буквы Р, р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п Строчная и заглавная буквы П, п. Закрепление. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы М, м. Закрепление. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная буквы Б, б. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Я, я. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов. Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо предложений. Строчная и заглавная буквы Г, г. Строчная и заглавная буквы Г, г. Закрепление. Строчная буква ч. Строчная буква ч. Закрепление. Заглавная буква Ч. Буква ь. Буква ь. Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Закрепление. Строчная буква ё. Строчная буква ё. Закрепление. Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х. Строчная и заглавная буквы Х, х Закрепление. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ю, ю Закрепление. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Строчная и заглавная буквы Ц, ц Закрепление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 64 65* 66 67* 68*** 69 70* 71* 72** 73 74** 75** 76 77 78 79** 80 81 82** 83 84** 85 86 87*** 88 89 90 91** 92* 93* 94* Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная и заглавная буквы Э, э Закрепление. Строчная буква щ. Строчная буква щ. Сочетания ща, щу. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ. Письмо изученных букв, слогов. Письмо изученных букв, элементов изученных букв. Проверочное списывание. Послебукварный период Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Рабочая строка. Правила оформления работы. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Классификация букв на основе существенных признаков. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Написание строчных и прописных букв. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Верхнее и нижнее соединения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Закрепление навыка написания верхнего и нижнего соединения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Списывание с письменного текста. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Списывание с печатного текста. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Слог. Перенос слов. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение В переносе слов по слогам. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение в написании имён собственных. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Заглавная буква в именах собственных, в начале предложения. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение в написании имён собственных в предложении. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. Упражнение в написании сочетаний. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Упражнение в написании слов с Ь на конце и в середине слова. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Парные звонкие и глухие согласные. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Обозначение парных согласных звуков на конце слова. Проверочное списывание. Русский язык Наша речь Знакомство с учебником. Язык и речь. Их значение в жизни людей. Виды речи. Общее представление. Текст, предложение, диалог Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 95* 96** 97* 98* 99** 100** 101* 102** 103*** 104** 105* 106** 107 108* 109 110 111 112** 113 114 115** 116** 117 118 119* 120** 121*** 122 123 124 125*** 126** 127*** 128*** 129*** Диалог. Диалог. Проверочная работа. Слова, слова, слова… Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Слова однозначные и многозначные Слова, близкие и противоположные по значению. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Проверочная работа. Слово и слог Деление слов на слоги. Деление слов на слоги. Проверочная работа. Перенос слов Правило переноса слов. Развитие речи. Наблюдение надсловом каксредствомсозданиясловеснохудожественного образа. Проверочная работа. Ударение (общее представление) Ударение. Ударный и безударный слог. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Звуки и буквы Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Русский алфавит, или Азбука Закрепление. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ѐ,ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Закрепление Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. Проверочный диктант. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Развитие речи.Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Закрепление. Шипящие согласные звуки. Проверочный диктант. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 130 131 132** № п/п 1* 2* 3* 4 5 6** 7 8* 9 10** 11* 12* 13 14* 15 16** 17 18** 19 20 21* 22* 23* 24* 25** 26 27 28* 29 30 31* 32** 33** 34 35 36* 37 Заглавная буква в именах собственных. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). Итоговая проверочная работа. 2 класс (136 часов) Раздел. Тема урока Наш речь Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога? Текст Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Диктант по теме «Наша речь». Работа над ошибками. Предложение Что такое предложение? Как составить из слов предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Что такое распространённые и нераспространённые предложения? Как установить связь слов в предложении? Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Предложение. Анализ сочинений. Диктант по теме «Повторение». Работа над ошибками. Слова, слова, слова… Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной строки на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…» Звуки и буквы Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с большой буквы? Как определить гласные звуки? 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 38* 39 40 41* 42 43** 44** 45 46 47* 48* 49** 50 51 52 53*** 54 55** 56 57*** 58** 59 60*** 61*** 62 63 64 65** 66 67 68 69** 70 71 72 73** 74** 75** 76 77* 78* 79* 80 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Закрепление. Обучающее сочинение. Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» Работа над ошибками. Как определить согласные звуки? Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси» по опорным словам. Наши проекты «И в шутку и всерьез». Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Наши проекты «Пишем письмо». Обучающее изложение. Анализ работ. Буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч». Контрольный диктант за 1 полугодие. Работа над ошибками. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Закрепление. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление. Проверка знаний по теме «Парные согласные в корне и на конце слова». Диктант по теме «Правописание парных согласных». Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Закрепление. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы» Проверка знаний по теме «Написание слов с разделительным мягким знаком». Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 81 82* 83* 84** 85 86 87 88** 89* 90 91** 92** 93 94** 95* 96 97** 98* 99 100* 101 102** 103 104** 105* 106 107 108** 109 110* 111 112** 113 114** 115* 116** 117** 118* 119 120 121** 122 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах собственных. Проверочный диктант по теме «Правописание имён собственных» Изменение существительных по числам. Имена существительные только в одном числе. Распознавание имён существительных в единственном и во множественном числе. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам с анализом текста. Обобщение знаний об имени существительном. Закрепление знаний об имени существительном. Проверочная работа по теме «Имя существительное» Глагол как часть речи и употребление в речи. Распознавание глаголов. Роль в речи. Контрольный диктант по итогам четверти. Изменение глагола по числам. Правильное употребление глаголов в речи. Правописание частицы не с глаголом. Различение глаголов. Восстановление текста с нарушенным порядком. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Проверочная работа по теме «Глагол» Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Связь существительного с прилагательными в предложении и в словосочетании. Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Употребление в речи имён прилагательных противоположных по значению. Изменение имён прилагательных по числам. Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное». Текст – описание и роль в нём имён прилагательных. Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. Редактирование текста с повторяющимися существительными. Проверочная работа по теме «Местоимение». Предлоги. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи Правописание предлогов с именами существительными. Проверочная работа по теме «Предлоги». Повторение Текст. Упражнения в создании текстов разного типа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения. Распространение предложений второстепенными членами. Слово и лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, 125 антонимы, синонимы. 126*** Части речи и их признаки. Разбор слова как части речи. 127** Контрольный итоговый диктант. Работа над ошибками. 128 129*** Части речи и их различение. Разбор слова. Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор слов. 130 Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор слов. Закрепление. 131 132*** Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. 133** Обучающее изложение текста- рассуждения, воспринятого зрительно. Обобщение знаний о правилах правописания. 134 Упражнения в применении правил правописания. 135 Итоговый урок «Наш русский язык». 136 123 124 № п/п 1* 2 3* 4 5 6 7* 8** 9*** 10 11 12* 13 14** 15 16* 17* 18 19 20** 21*** 22 23 24 25* 26 27*** 28*** 3 класс (136 часов) Раздел. Тема урока Язык и речь Наша речь. Виды речи. Наш язык Текст. Предложение. Словосочетание Текст. Типы текстов. Предложение Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по интонации Предложение с обращениями Обучающее изложение Главные и второстепенные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление. Простое и сложное предложение Словосочетание Словосочетание. Закрепление. Входной контрольный диктант по теме «Предложение» Слово в языке и речи Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Обучающее изложение. Части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Что такое имя числительное Однокоренные слова Звуки и буквы. Гласные звуки Звуки и буквы. Согласные звуки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 29*** 30** 31* 32 33** 34 35* 36 37* 38 39* 40 41 42* 43** 44*** 45** 46** 47 48 49 50 51 52 53** 54 55** 56 57** 58** 59 60 61** 62** 63 64 65 66** 67 68** 69 Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Обучающее изложение. Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. Состав слова Контрольный диктант за I четверть по теме «Слово в языке и речи». Анализ контрольного диктанта. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Закрепление. Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значение приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов. Проект «Семья слов». Что такое основа слова? Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» Обобщение знаний о составе слова. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Состав слова». Правописание частей слова Анализ контрольного диктанта. В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Закрепление. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обучающее изложение. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Проверочная работа по теме «Правописание корней слов». Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов и приставок. Закрепление. Итоговый контрольный диктант за II четверть Анализ контрольной работы. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Обучающее изложение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Проверочная работа по теме «Правописание частей слова». Проект «Составляем орфографический словарь». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Имя существительное 70* 71* 72 73** 74 75 Части речи Имя существительное и его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Обучающее изложение. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайны имён». 1 1 1 1 1 1 18 Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Род и число имен существительных». Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушкаквакушка». Именительный падеж. 84 Родительный падеж. 85 Дательный падеж. 86 Винительный падеж. 87 Творительный падеж. 88 Предложный падеж. 89 Обучающее изложение. 90** 91*** Все падежи. 92** Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка». 93** Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». 94 Имя прилагательное Значение и употребление имён прилагательных в речи. 95* Роль прилагательных в тексте. 96 Текст-описание. 97** Род имён прилагательных. 98 Изменение имён прилагательных по родам. 99 100** Итоговый контрольный диктант за III четверть. 101 Анализ контрольной работы. Число имён прилагательных. 102* Изменение имён прилагательных по падежам. 103 104*** Сочинение. Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками». Местоимение Личные местоимения. 105* Изменение личных местоимений по родам. 106 107** Местоимение. Закрепление. 108** Обучающее изложение. Глагол Значение и употребление глаголов в речи. 109* Неопределённая форма глагола. 110 Число глаголов. 111* Времена глаголов. 112* Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. 113 114*** Изменение глаголов по временам. 115** Обучающее изложение. Род глаголов в прошедшем времени. 116 Правописание частицы НЕ с глаголами. 117* 118** Обобщение знаний о глаголе. 119*** Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. 120** Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. 121 Повторение 122** Части речи. 123** Обучающее изложение. 76* 77* 78 79** 80** 81 82* 83** 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 124 125 126 127 128 129 130** 131 132** 133** 134** 135 136 Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание парных и непроизносимых согласных. Правописание значимых частей слова. Обучающее изложение. Однокоренные слова. Закрепление. Закрепление пройденного материала за год. Обобщение изученного. *День славянской письменности и культуры. Итоговый контрольный диктант за год. Анализ контрольной работы. Урок КВН «Знатоки русского языка». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс (136 часов) № п/п 1* 2*** 3 4 5 6 7 8 9** 10** 11 12 13 14*** 15** 16 17** 18 19** 20** 21** 22** 23* 24* Раздел. Тема урока Повторение (11ч) Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь. Формы вежливости. Текст и его план. Обучающее изложение. Анализ изложения. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Словосочетания. Развитие речи. Изложение текста по вопросам. Входная контрольный работа. Работа над ошибками. Предложение (10ч) Понятие об однородных членах предложения. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но. Правописание предложений с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания». Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Контрольный диктант по теме «Предложение». Слово в языке и речи (13ч) Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 25* 26*** 27*** 28* 29* 30* 31 32** 33** 34 35 36*** 37* 38* 39 40** 41** 42 43*** 44 45 46*** 47 48** 49*** 50 51*** 52 53*** 54*** 55** 56 57 58 59 60 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Разбор слов по составу. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Контрольный диктант за 1 четверть Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи (7ч) Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имён существительных и имён прилагательных. Имя числительное. Глагол. Морфологические признаки частей речи. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Сочинение – отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Контрольный диктант по теме «Части речи». Имя существительное (35ч) Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Распознавание падежей имён существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. Сочинение по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег». 2-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Закрепление. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи имен существительных. Правописание окончаний имён существительных в именительном и винительном падежах. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 61 62 63 64** 65 66** 67*** 68 69 70 71 72** 73 74 75** 76* 77* 78* 79 80*** 81 82 83 84 85** 86 87* 88 89 родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Контрольный диктант за 1 полугодие. Анализ контрольного диктанта. Повторение. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». Склонение имён существительных во множественном числе. Окончание имён существительных множественного числа в именительном падеже. Окончание имён существительных множественного числа в родительном падеже. Винительный падеж одушевлённых имён существительных множественного числа Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения. Решение орфографических задач Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе. Проверочная работа по теме «Имя существительное». Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ диктанта. Наши проекты «Говорите правильно!» Имя прилагательное (24ч) Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в языке. Род и число имён прилагательных. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин». Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Изложение сравнительно-описательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном 92 числе. Сочинение-отзыв по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские 93** гости». Именительный и винительный падежи имён прилагательных 94 множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных 95 множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных 96 множественного числа. Развитие речи. Обучающее изложение описательного текста. 97 Анализ изложения. Обобщение по теме «Имя прилагательное». 98 99** Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Имя прилагательное». 100** Анализ контрольного диктанта. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Личные местоимения (5ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения. 101* Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. 102* Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. 103* Изменение личных местоимений по падежам. Проверочная работа по теме 104 «Местоимение». 105** Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания. Глагол (21ч) Анализ изложения. Роль глаголов в языке. 106* Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. 107 108*** Изменение глаголов по временам. 109** Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени 110* по лицам и числам (спряжение). Спряжение глаголов. 111 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 112 113** Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». I и II спряжение глаголов настоящего времени. 114 I и II спряжение глаголов будущего времени. 115* Наши проекты «Пословицы и поговорки». Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и 116 будущем времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и 117 будущем времени. 118** Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Контрольное списывание. Возвратные глаголы. 119* Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. 120 Отработка навыков определения спряжения глаголов. 121 Составление рассказа по серии картинок. 122** Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. 90 91** 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 123 124** 125 126 127 128** 129** 130 131 132 133** 134 135 136 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Развитие речи. Обучающее изложение Обобщение по теме «Имя прилагательное». Повторение (10ч) Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь». Состав слова. Части речи. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по цитатному плану. Звуки и буквы. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по серии картинок. Итоговый контрольный диктант за год. Анализ контрольного диктанта. Обобщение изученного. Урок-игра «По галактике Частей Речи»». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)