ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 2 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое 3 отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текстаи высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 4 – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение позаданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текстот стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; – создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 2. Содержание учебного предмета Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; 5 понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и 6 правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текстаи высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями отвосприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение позаданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текстот стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета 7 известноголитературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; – создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (99 часов) № п/п Раздел. Тема урока Кол-во часов Добукварный период 13 ч 1 «Азбука» - первая учебная книга 1 2* Устная и письменная речь. Предложение 1 3*** Слово и предложение 1 4*** Слог как минимальная произносительная единица языка 1 5 Ударение. Ударный слог 1 6 Звуки в окружающем мире и речи 1 7 Гласные и согласные звуки 1 8** Слог-слияние 1 9*** Гласный звук [а], буквы А, а. 1 10*** Гласный звук [о], буквы О, о. 1 11*** Гласный звук [и], буквы И, и. 1 12*** Гласный звук [ы], буква ы. 1 13*** Гласный звук [у], буква У, у. 1 Букварный период 47 ч 14*** Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н 1 15 Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Знакомство со слогом слиянием 1 16*** Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с 1 17** Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. Чтение слогов и слов с новой 1 буквой 18*** Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к 1 19** Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Чтение предложений 1 20 Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т 1 21*** Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. Составление слов из букв и 1 слогов 22*** Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л 1 23* Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Работа над речевым этикетом 1 24*** Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р 1 25** Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Ответы на вопросы по 1 иллюстрации 26 Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в 1 27*** Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Работа с многозначными 1 словами 28*** Гласные буквы Е, е 1 8 29 30*** 31 32*** 33 34*** 35 36*** 37 38*** 39** 40*** 41*** 42*** 43 44*** 45*** 46*** 47 48*** 49** 50 51*** 52*** 53 54*** 55 56 57*** 58 59 60* 61 62 63 64 Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Составление рассказа о профессиях Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Составление рассказа о столице России Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление слогов с буквами зис Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов с буквами бип Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д Сопоставление слогов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г – к Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Составление рассказа по вопросам Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Чтение предложений и коротких текстов. Сочетание чу Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] Гласные буквы Ё, ё Согласный звук [й,], буквы Й, й Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х Согласные звуки [х], [х,],буквы Х, х. Классификация слов в соответствии с их значением Гласные буквы Ю, ю. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений и текстов Гласный звук [э], буквы Э, э Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Сочетание щу Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф Мягкий и твёрдый разделительные знаки Русский алфавит Послебукварный период Как хорошо уметь читать. С. Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Берестов «Читалочка». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Одна у человека мать, одна у него и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество». История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». История создания первого букваря. В. Крупин «Первый букварь». А. С. Пушкин. Сказки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 ч 1 1 1 1 9 65 66* 67 68 69** 70 71 72 73 74 75 76** 77 78 79 80 81** 82 83 84** 85 86 87 88 89 90** 91 Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев. К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей К. И. Чуковский «Путаница». Особенности стихотворения-небылицы. В. В. Бианки «Первая охота» С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». Знакомство с текстом-описанием. Герой рассказа А. Л. Барто. Стихи для детей «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» Весёлые стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова. Жили-были буквы Знакомство с учебником. В. Данько «Загадочные буквы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Обобщение по теме «Жили-были буквы». Из старинных книг Сказки, загадки, небылицы Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки. Русские народные песни, потешки и небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. Пушкин. Отрывки из произведений Русская народная сказка «Петух и собака» Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Апрель, апрель, звенит капель Стихотворения о природе. А. Майков «Ласточка примчалась». А. Плещеев «Травка зеленеет», А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки. И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…» И. Токмакова «К нам весна шагает» В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». Обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». И в шутку и в серьёз И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник» К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». Я и мои друзья Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 3ч 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 4ч 1 10 92 93 94* 95 96 97* 98* 99*** № п/п 1 2* 3*** 4*** 5 6 7 8** 9*** 10*** 11*** 12*** 13*** 14*** 15 16*** 17** 18*** 19** 20 21*** 22*** 23* 24*** 25** 26 В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Обобщение по теме «Я и мои друзья» О братьях наших меньших С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» В. Осеева «Плохо». И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. В. Берестов «Лягушата». Научно-познавательный текст о лягушках. В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо» Обобщение по теме «О братьях наших меньших» 1 дополнительный класс (99 часов) Раздел. Тема урока Добукварный период «Азбука» - первая учебная книга Устная и письменная речь. Предложение Слово и предложение Слог как минимальная произносительная единица языка Ударение. Ударный слог Звуки в окружающем мире и речи Гласные и согласные звуки Слог-слияние Гласный звук [а], буквы А, а. Гласный звук [о], буквы О, о. Гласный звук [и], буквы И, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буква У, у. Букварный период Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Знакомство со слогом слиянием Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. Чтение слогов и слов с новой буквой Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Чтение предложений Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. Составление слов из букв и слогов Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Работа над речевым этикетом Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Ответы на вопросы по иллюстрации Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 Кол-во часов 13 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 27*** 28*** 29 30*** 31 32*** 33 34*** 35 36*** 37 38*** 39** 40*** 41*** 42*** 43 44*** 45*** 46*** 47 48*** 49** 50 51*** 52*** 53 54*** 55 56 57*** 58 59 60* 61 62 Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Работа с многозначными словами Гласные буквы Е, е Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Составление рассказа о профессиях Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Составление рассказа о столице России Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление слогов с буквами зис Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов с буквами бип Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д Сопоставление слогов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г – к Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Составление рассказа по вопросам Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Чтение предложений и коротких текстов. Сочетание чу Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] Гласные буквы Ё, ё Согласный звук [й,], буквы Й, й Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х Согласные звуки [х], [х,],буквы Х, х. Классификация слов в соответствии с их значением Гласные буквы Ю, ю. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений и текстов Гласный звук [э], буквы Э, э Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Сочетание щу Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф Мягкий и твёрдый разделительные знаки Русский алфавит Послебукварный период Как хорошо уметь читать. С. Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Берестов «Читалочка». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Одна у человека мать, одна у него и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 ч 1 1 12 63 64 65 66* 67 68 69** 70 71 72 73 74 75 76** 77 78 79 80 81** 82 83 84** 85 86 87 88 89 90** История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». История создания первого букваря. В. Крупин «Первый букварь». А. С. Пушкин. Сказки. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев. К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей К. И. Чуковский «Путаница». Особенности стихотворения-небылицы. В. В. Бианки «Первая охота» С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». Знакомство с текстом-описанием. Герой рассказа А. Л. Барто. Стихи для детей «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» Весёлые стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова. Жили-были буквы Знакомство с учебником. В. Данько «Загадочные буквы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Обобщение по теме «Жили-были буквы». Из старинных книг Сказки, загадки, небылицы Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки. Русские народные песни, потешки и небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. Пушкин. Отрывки из произведений Русская народная сказка «Петух и собака» Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Апрель, апрель, звенит капель Стихотворения о природе. А. Майков «Ласточка примчалась». А. Плещеев «Травка зеленеет», А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки. И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…» И. Токмакова «К нам весна шагает» В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». Обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». И в шутку и в серьёз И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник» К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 3ч 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 13 91 92 93 94* 95 96 97* 98* 99*** № п/п 1 2* 3 4*** 5 6 7 8 9 10 11 12 13** 14 15 16 17 18 19 Я и мои друзья Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Обобщение по теме «Я и мои друзья» О братьях наших меньших С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» В. Осеева «Плохо». И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. В. Берестов «Лягушата». Научно-познавательный текст о лягушках. В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо» Обобщение по теме «О братьях наших меньших» 2 класс (102 часа) Раздел, тема урока Знакомство с учебником литературного чтения. Самое великое чудо на свете. Проект "О чем может рассказать школьная библиотека" Старинные и современные книги. Устное народное творчество Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Сказки. Ю.Коваль Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Сказка "У страха глаза велики". Сказка "Лиса и тетерев". Сказка "Каша из топора". Сказка "Лиса и журавль". Сказка "Гуси-лебеди". Обобщение и проверка знаний по разделу "Устное народное творчество". Люблю природу русскую. Осень. Люблю природу русскую. Осень. Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной…" К.Бальмонт "Поспевает брусника…" А.Плещеев "Осень наступила…" А.Фет "Ласточки пропали…" А.Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…", С.Есенин "Закружилась листва золотая…" В.Брюсов "Сухие листья…", И.Токмакова "Опустел скворечник…", М.Пришвин "Осеннее утро". 4ч 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 11ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 14 37 38 39 40** В.Берестов "Хитрые грибы". Научно-познавательный текст "Грибы". Обобщение и проверка знаний по разделу "Осень". Русские писатели Русские писатели. А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Руслан и Людмила". Русские писатели. А.С.Пушкин. Поэма: "Руслан и Людмила". А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке". Знакомство с текстом. А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке". Характеристика героев. И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Щука и Рак". И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей". Л.Н.Толстой. "Котенок". Л.Н.Толстой. "Правда всего дороже". Л.Н.Толстой "Филипок". Л.Н.Толстой "Филипок". Обобщение и проверка знаний по разделу "Русские писатели". О братьях наших меньших О братьях наших меньших И.Пивоварова "Жила-была собака…" В.Берестов "Кошкин щенок". М.Пришвин "Ребята и утята". М.Пришвин "Ребята и утята". Деление текста на части. М.Пришвин "Ребята и утята". М.Пришвин "Ребята и утята". Деление текста на части. Е.Чарушин "Страшный рассказ". Е.Чарушин "Страшный рассказ". Б.Житков "Храбрый утенок". Б.Житков "Храбрый утенок". 41 42 43 44 Из детских журналов В.Бианки "Музыкант". В.Бианки "Музыкант". В.Бианки "Сова". В.Бианки "Сова". 6ч 1 1 1 1 1 49 Обобщение и проверка знаний по разделу "О братьях наших меньших". Люблю природу русскую. Зима. И.Бунин "Зимним холодом пахнуло…" К.Бальмонт "Снежинка" (в сокращении) Я.Аким "Утром кот принес на лапках…", Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою …" С.Есенин "Поет зима - аукает…" (в сокращении), "Береза". 50 51 52 53 А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Зима!.. " Сказка "Два Мороза". С.Михалков "Новогодняя быль". С.Михалков "Новогодняя быль". 1 1 1 1 54** Обобщение и проверка знаний по разделу " Люблю природу русскую. Зима". Писатели – детям К.И.Чуковский "Путаница". 1 20** 21 22 23 24*** 25 26 27 28 29 30 31*** 32 33 34 35** 36 45 46 47 48 55 1 11ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 16ч 1 15 56 57 58*** 59 60 61 62 63 64 65 66 67*** 68 69*** 70** 71 72 73 74 75 76 77 78** 79 80 81 82 83 84 85** 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95*** К.И.Чуковский "Радость". К.И.Чуковский "Федорино горе". Знакомство с текстом. К. И. Чуковский "Федорино горе". Характеристика героев. С. В. Михалков "Сила воли" С.В.Михалков "Мой щенок". С.В.Михалков "Мой щенок". А.Л.Барто "Веревочка". А.Л.Барто "Мы не заметили жука". А.Л.Барто "Вовка - добрая душа". Н.Н.Носов "Затейники". Н.Н.Носов "Живая шляпа". Н. Н. Носов "Живая шляпа". Составление картинного плана. Н.Н.Носов "На горке". Н.Н.Носов "На горке". Характеристика героев. Обобщение и проверка знаний по разделу "Писатели - детям". Я и мои друзья Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. Е.Благинина "Простокваша", В.Орлов "На печи" Ю.Ермолаев "Два пирожных". В.Осеева "Волшебное слово". В.Осеева "Хорошее", В.Лунин "Я и Вовка" В. Осеева "Почему?". Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья». Люблю природу русскую. Весна. Люблю природу русскую. Весна. Стихи Ф.Тютчева о весне. Стихи А.Плещеева о весне. С. Дрожжин "Весеннее царство". А.Блок "На лугу" И.Бунин "Матери" (в сокращении), А.Плещеев "В бурю". Е.Благинина "Посидим в тишине", Э.Мошковская "Я маму обидел…". С.Васильев "Белая береза". Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна". И в шутку и всерьёз И в шутку и всерьёз. А. Введенский "Учёный Петя" Д.Хармс "Вы знаете?" И.Токмакова "Плим", "В чудной стране". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 10ч 1 В.Драгунский "Тайное становится явным". Г.Остер "Будем знакомы". Обобщение и проверка знаний по разделу "И в шутку и всерьез". Литература зарубежных стран Литература зарубежных стран. В мире книг 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 97* 98* Английские народные песенка "Перчатки", "Храбрецы". Шарль Перро "Кот в сапогах". 1 1 99 100 Шарль Перро "Кот в сапогах". Шарль Перро "Красная шапочка". 1 1 96* Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. Э.Успенский "Если был бы я девчонкой..." Э.Успенский "Над нашей квартирой", "Память". Э.Успенский "Чебурашка". 16 101 102 № п/п 1 2* 3* 4* 5*** 6 7 8 9*** 10 11** 12*** 13* 14* 15 16*** 17 18 19 20 21 22*** 23* 24 25 26 27 28*** Ганс Христиан Андерсен "Огниво". Французская народная песенка "Сюзон и мотылек", немецкая народная песенка "Знают мамы, знают дети". 3 класс (102 часа) Раздел, тема урока Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси Первопечатник Иван Фёдоров Путешествие в прошлое. Подготовка сообщений об Иване Федорове Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Русские народные песни. Докучные сказки. Народные промыслы Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. Характеристика героев. “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. Пересказ по составленному плану. Обобщение по теме « Устное народное творчество». Проверочная работа. Проект «Сочиняем волшебную сказку» Поэтическая тетрадь 1 Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» А.А. Фет «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» И.С. Никитин «Полно, степь моя» И С. Никитин «Встреча зимы» И.З. Суриков «Детство» И.З. Суриков «Зима» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя Великие русские писатели Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника А.С. Пушкин. Отрывки из романов А.С.Пушкин «Зимнее утро» А. С. Пушкин «Зимний вечер» А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». Особенности литературной сказки. 1 1 Кол-во часов 1 4ч 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20ч 1 1 1 1 1 1 17 1 31* А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» . Пересказ сказки в прозе по плану. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». Соотнесение рисунков И. Белибина с художественным текстом сказки И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника 32 33 И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна» И.А. Крылов. «Ворона и лисица» 1 1 34* 35 М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень» Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения на основе статьи учебника Л. Н. Толстой. «Акула» Л. Н. Толстой. «Прыжок» Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов Л.Толстого. Выделение особенностей прозаического лирического произведения. Текст-описание, рассуждение, повествование Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа Поэтическая тетрадь 2 Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» К. Д. Бальмонт. «Золотое слово» И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа по разделу. Литературные сказки Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Составление плана сказки 1 1 29** 30** 36* 37 38 39 40 41** 42*** 43 44 45 46 47*** 48 49 50 51*** 52 53** 54*** 55 56 57*** 58 59*** 60*** В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа. Были- небылицы М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Составление плана для краткого и полного пересказа текста. А. Куприн. «Слон». Знакомство с текстом. А. Куприн. «Слон». Характеристика героев текста. Обобщение по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 18 61 62 63 64*** 65 66 67*** 68 69 70*** 71 72*** 73 74 75*** 76 77 78 79 80*** 81 82 83 84 85 86** 87 88 89*** 90 91 92 93 94* 95 96* 97 98* 99 Поэтическая тетрадь 1 Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон» А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона» С. Есенин. «Черёмуха» Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» Люби живое М. Пришвин. «Моя Родина» (Из воспоминаний) И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» И.Соколов-Микитов. «Листопадничек». Составление плана произведения. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку» В. Бианки. «Мышонок Пик» В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана произведения. Б. С. Житков. «Про обезьянку» Б. С. Житков. «Про обезьянку». Составление своих рассказов о животных. В. П. Астафьев. «Капалуха» В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» Обобщающий урок по теме «Люби живое». Проверочная работа по теме. Поэтическая тетрадь 2 С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А. Барто. «Разлука», «В театре» С. В. Михалков. «Если» Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» А. П. Платонов. «Цветок на земле» А. П. Платонов. «Ещё мама» М. Зощенко «Золотые слова» М. Зощенко «Великие путешественники» М. Зощенко «Великие путешественники». Деление текста на части Н. Носов. «Федина задача» Н. Носов. «Телефон» Закрепление и обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. По страницам детских журналов Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Ю. Ермолаев. «Проговорился» Ю Ермолаев «Воспитатели» Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» Создание собственного сборника добрых советов. Легенды своей семьи, дома, города, села. Р. Сеф. «Весёлые стихи» Читательская конференция «По страницам детских журналов». Проверочная работа. Зарубежная литература Мифы Древней Греции. Знакомство с героями мифов. Мифы Древней Греции. Характеристика героев. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» 4ч 1 1 1 1 11 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 19 100 101** * 102* № п/п 1 2* 3 4 5* 6** 7*** 8*** 9 10** 11*** 12 13*** 14*** 15 16 17*** 18** 19 20 21 22 23 24 25** 26 27*** 28 Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Выборочный пересказ текста. Обобщение по теме «Зарубежная литература». Проверочная работа. 1 1 Брейн-ринг. Обобщение и повторение 1 4 класс (68 часов) Раздел, тема урока Летописи, былины, сказания, жития Введение. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. Герой былины - защитник русского государства. Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития» Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк - горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. П. П. Ершов «Конёк - горбунок». Характеристика героев. А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной сказке. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Герои сказки. Характеристика героев. Деление сказки на части. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Характеристика героев. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа. Характеристика главного героя. Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал» Творчество А. П. Чехова. А.П. Чехов «Мальчики». А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» А. А. Фет « Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…» И. С. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Литературные сказки Знакомство с разделом. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Кол-во часов 6ч 1 1 1 1 1 1 12ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 20 29 30*** 31 32** 33*** 34 35*** 36 37 38*** 39 40 41 42*** 43 44 45** 46 47 48 49 50 51*** 52 53** 54 55* 56 57 58* 59*** 60*** П. П. Бажов «Серебряное копытце» П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. Словесное иллюстрирование. Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений Делу – время, потехе – час Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Обобщение и повторение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М. М. Зощенко «Ёлка» Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская», С. А. Есенин «Бабушкины сказки» М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства в произведениях. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Конкурс чтецов. Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. Пришвин «Выскочка» Е. В. Чарушин «Кабан» В. П. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Обобщение и повторение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины природы в произведениях. Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в лирическом стихотворении. С. А. Есенин «Лебедушка» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Родина И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С. С. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Обобщение по разделу «Родина». Проект «Они защищали Родину». Страна Фантазия Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Характеристика героев фантастического рассказа. К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 4ч 1 1 1 1 3ч 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 4ч 1 1 1 1 3ч 1 1 1 3ч 1 1 21 61*** 62*** 63 64** 65* 66 67* 68** Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» Проверочная работа. Зарубежная литература Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. Г. Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете» Оценивание событий и героев произведения Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Повторение. 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 22 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)