ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 2 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 2. Содержание учебного предмета Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание) Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. 3 Чтение про себя. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Особенности фольклорного текста. Библиографическая культура. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Говорение (культура речевого общения) Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно- познавательному, художественному тексту). Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Письмо (культура письменной речи) Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Круг детского чтения Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Фольклор и авторские художественные произведения(различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование. №п/п 1 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (16 часов) Раздел, тема Количество часов Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) П. Воронько «Лучше нет родного края» 1 4 Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»/ М. Матусовский «С чего начинается Родина» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылицы. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору» «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 1 8* 9 10 11* М.М. Пришвин «Журка» Н.И. Сладков «Весенняя баня» С.Я. Маршак «Зоосад» Б.В. Заходер «Птичья школа» 1 1 1 1 12 В.В. Бианки «Музыкальная канарейка». Экскурсия в библиотеку Раздел 4 «Времена года» (4 часа) 1 13*** И. Соколов-Микитов. «Осень» А.Плещеев «Осень наступила» К.Ушинский «Выпал снег» Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика» М.Пришвин «Цветут березки» В.А.Жуковский «Жаворонок» И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу» А.Фет «Летний вечер» 1 2 3*** 4 5 6** 7 14* 15*** 16 №п/п 1 2 3*** 4 5 6** 7 8* 9 1 дополнительный класс (16 часов) Раздел, тема Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) П. Воронько «Лучше нет родного края» Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина»/ М. Матусовский «С чего начинается Родина» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылицы. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору» «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) М.М. Пришвин «Журка» Н.И. Сладков «Весенняя баня» 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 10 11* С.Я. Маршак «Зоосад» Б.В. Заходер «Птичья школа» 1 1 12 В.В. Бианки «Музыкальная канарейка». Экскурсия в библиотеку Раздел 4 «Времена года» (4 часа) 1 13*** И. Соколов-Микитов. «Осень» А.Плещеев «Осень наступила» К.Ушинский «Выпал снег» Н.Некрасов «Новогоднее поздравление снеговика» М.Пришвин «Цветут березки» В.А.Жуковский «Жаворонок» И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу» А.Фет «Летний вечер» 1 14* 15*** 16 №п/п 1* 2 3*** 4* 5 6*** 7*** 8 9* 10 11 12* 13 14** 15 16* 17 №п/п 1 2* 3 4** Раздел, тема 2 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) В. Степанов «Что мы Родиной зовём» К. Паустовский «Моя Россия» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Мир пословиц и поговорок» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) Г.А. Скребицкий « Пушок» К.Д. Ушинский «Чужое яичко» Н.И. Сладков «Топик и Катя» А.Л. Барто «Бедняга крот» Е.И. Чарушин «Рябчонок» Раздел 4 «Времена года» (5 часов) В.Бианки «Как животные к холодам готовятся» Г.Х.Андерсен «Снеговик» А.Фет «Весенний дождь». Весенние загадки И. С. Соколов-Микитов «Бурундук» Закрепление по пройденным произведениям «Что? Где? Когда?» Раздел, тема 3 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) З. Александрова «Родина», А.Пришелец «Наш край» П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили » (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 6 5 6*** 7*** 8* 9 10 11* 12 13** 14 15* 16 17*** №п/п Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль Народные сказки, присказки, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк», Летучий корабль, «Белая уточка», «Морозко» (на выбор) Проект «Мои первые народные сказки» Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) К.Г. Паустовский « Жильцы старого дома». Г.А. Скребицкий «Сиротка» Н.И. Сладков «Непослушные Малыши» Б.С. Житков «Охотник и собаки» И.П. Токмакова «Котята». Выставка книг о животных. Раздел 4 «Времена года» (5 часов) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» А.Толстой «Сугробы», Н.Асеев «Лыжи» К.Паустовский «Стальное колечко» И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. Тестовая работа по пройденному материалу Раздел, тема 4 класс (17 часов) Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) 1* С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» 2 В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) 3* Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» 4** Славянский миф. Особенности мифа. 5** Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». 6* Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» 7*** Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5часов) 8 Е.И. Носов «Хитрюга» 9 В.В. Бианки «Сумасшедшая птица» 10 В.П. Астафьев «Зорькина песня» 11 Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» 12** К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших». Раздел 4 «Времена года» (5 часов) 13 В.Бианки «Лесная газета» 14** Литературная гостиная. И. Анненский «Снег» 15 М.М.Пришвин. Рассказы о весне. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 16 17*** Рассказы Н.И. Сладкова «Лес не школа, а всему учит» Проект «Любимое время года» 1 1 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)