ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 2 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. 2. Содержание учебного предмета Человек и природа Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество – то из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). 3 Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек – член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие 4 семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край–частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего 5 физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (66 часов) № Раздел, тема урока Кол-во п/п часов 1 Задавайте вопросы! 1 Раздел «Что и кто?» (20 ч) 2 Что такое Родина? 1 3 Что мы знаем о народах России? 1 4 Что мы знаем о Москве? 1 5* Проект «Моя малая Родина» 1 6 Что у нас над головой? 1 7 Что у нас под ногами? 1 8*** Что общего у разных растений? 1 9 Что растёт на подоконнике? 1 10 Что растёт на клумбе? 1 11 Что это за листья? 1 12 Что такое хвоинки? 1 13*** Кто такие насекомые? 1 14*** Кто такие рыбы? 1 15*** Кто такие птицы? 1 16*** Кто такие звери? 1 17 Что окружает нас дома? 1 18* Что умеет компьютер? 1 19* Что вокруг нас может быть опасным? 1 20 На что похожа наша планета? 1 21*** Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 1 Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) 22** Как живёт семья? Проект «Моя семья» 1 23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 24 Откуда в наш дом приходит электричество? 1 25 Как путешествует письмо? 1 26*** Куда текут реки? 1 27 Откуда берутся снег и лёд? 1 28 Как живут растения? 1 29 Как живут животные? 1 30 Как зимой помочь птицам? 1 31 Откуда берётся и куда девается мусор? 1 32 Откуда в снежках грязь? 1 33*** Актуализация знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» 1 Презентация проекта «Моя семья». Раздел «Где и когда?» (11ч) 34 Когда учиться интересно? 1 6 Проект «Мой класс и моя школа». Когда придёт суббота? Когда придёт лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) 45 Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? 46* Почему Луна бывает разной? 47*** Почему идёт дождь и дует ветер? 48 Почему звенит звонок? 49 Почему радуга разноцветная? 50 Почему мы любим кошек и собак? 51** Проект «Мои домашние питомцы». 52 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 54 Зачем мы спим ночью? 55*** Почему нужно есть много овощей и фруктов? 56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 57 Зачем нам телефон и телевизор? 58 Зачем нужны автомобили? 59 Зачем нужны поезда? 60 Зачем строят корабли? 61 Зачем строят самолёты? 62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 63 Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? 64 Зачем люди осваивают космос? 65 Почему мы часто слышим слово «экология»? 66** Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 35* 36 37 38 39 40 41* 42* 43* 44*** № п/п 1 2 3 4 5* 6 7 8*** 9 10 11 12 13*** 1 дополнительный класс (66 часов) Раздел, тема урока Задавайте вопросы! Раздел «Что и кто?» (20 ч) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 14*** 15*** 16*** 17 18* 19* 20 21*** 22** 23 24 25 26*** 27 28 29 30 31 32 33*** 34 35* 36 37 38 39 40 41* 42* 43* 44*** 45 46* 47*** 48 49 50 51** 52 53 54 55*** 56 57 58 59 60 61 Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Актуализация знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». Раздел «Где и когда?» (11ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придёт суббота? Когда придёт лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 62 63 64 65 66** № п/п 1 2** 3 4*** 5 6*** 7 8 9* 10 11*** 12 13 14*** 15*** 16*** 17 18 19* 20 21 22 23* 24*** 25*** 26 27 28 29* 30* 31* 32 33*** 34** 35*** Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 2 класс (68 часов) Раздел, тема урока Где мы живем? (4 часа) Родная страна. Город и село. Подготовка к проекту «Родной город». Природа и рукотворный мир. Охрана природы Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Где мы живем?». Презентация проекта «Родной город». Природа (20 часов) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Наблюдаем за осенними явлениями (экскурсия). Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух. Про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Природа». Жизнь города и села (10 часов) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия). Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». Здоровье и безопасность (9 часов) Строение тела человека. 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 36 37 38 39 40 41 42 43*** 44 45* 46 47 48 49 50*** 51 52* 53* 54 55*** 56* 57 58*** 59* 60* 61 62* 63 64 65** 66 67*** 68* № п/п 1 2 3* 4 5 6 7*** 8*** 9 10 11*** Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Здоровье и безопасность». Общение (7 часов) Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Общение». Путешествия (18 часов) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Закрепление Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). Природа весной. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». 3 класс (68 часов) Раздел, тема урока Как устроен мир (6 часов) Природа Человек Проект «Богатства, отданные людям» Общество Что такое экология Природа в опасности! Эта удивительная природа (18часов) Тела, вещества, частицы Разнообразие веществ Воздух и его охрана Вода Превращения и круговорот воды 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 12 13 14 15 16 17*** 18 19 20* 21 22 23 24*** 25*** 26 27 28 29** 30*** 31 32 33*** 34* 35** 36 37 38* 39 40 41** 42 43* 44*** 45 46 47*** 48* 49 50* 51 52* 53* 54 55 56 57** Берегите воду! Как разрушаются камни Что такое почва Разнообразие растений Солнце, растения и мы с вами Размножение и развитие растений Охрана растений Разнообразие животных Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Размножение и развитие животных Охрана животных В царстве грибов Великий круговорот жизни Мы и наше здоровье (10 часов) Организм человека Органы чувств Надежная защита организма Опора тела и движение Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Дыхание и кровообращение Умей предупреждать болезни Здоровый образ жизни Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» Наша безопасность (7 часов) Огонь, вода и газ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки Проект «Кто нас защищает» Опасные места Природа и наша безопасность Экологическая безопасность Чему учит экономика (12 часов) Для чего нужна экономика Природные богатства и труд людей – основа экономики Полезные ископаемые Растениеводство Животноводство Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» Что такое деньги Государственный бюджет Семейный бюджет Экономика и экология Воздействие экономики на среду Путешествие по городам и странам (15 часов) Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад. Золотое кольцо России. Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. Проект «Музей путешествий» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 58 59 60** 61 62 63 64 65 66*** 67* 68 № п/п 1 2** 3*** 4 5 6 7 8* 9*** Наши ближайшие соседи На севере Европы Что такое Бенилюкс В центре Европы По Франции и Великобритании (Франция) По Франции и Великобритании (Великобритания) На юге Европы По заметным местам мира Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» Презентация проектов. Закрепление изученного. 4 класс (68 часов) Раздел, тема урока Мир глазами человечества (9 часов) Мир глазами астронома Планеты Солнечной системы. Практическая работа Звездное небо – великая книга природы Мир глазами географа Мир глазами историка. Когда и где? История – путешествие в глубь времен Мир глазами эколога Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Обобщение. 10 11 12*** 13 14 15 16 17 18 19 20** 21 22*** 23 24*** 25*** 26 27* 28 29 30 31 32* 33* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Природа России (11 ч.) Равнины и горы России Моря, озера и реки России Природные зоны России Зона арктических пустынь Тундра. Природа тундры Леса России Лес и человек. Зона степей Пустыни У Черного моря Обобщение по разделу «Природа России» Родной край – часть большой страны (14 ч) Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края Наш край Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства Земля – кормилица Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса. Луг – природное сообщество Жизнь в пресных водоемах. Экскурсия к водоему Растениеводство в нашем крае Животноводство в нашем крае 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 34*** 35 36 37 38 39 40*** 41 42 43 44* 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60*** 61 62 63** 64 65 66 67*** 68* Обобщение по разделу «Родной край – большой страны». Наши проекты «Красная книга России (нашего края)», «Охрана природы в нашем крае». Страницы всемирной истории (6 ч) Начало истории человечества Мир древности: далекий и близкий Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Обобщение. Страницы истории Отечества (19 ч) Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Мастера печатных дел Патриоты России Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая Отечественная война 1812 года Страницы истории XIX века Россия вступает в XX век Страницы истории 1920–1930-х годов Великая война и Великая Победа Страна, открывшая путь в космос Современная Россия (9 ч) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. Мы – граждане России Главные символы России Такие разные праздники. Путешествие по России: по Дальнему Востоку, на просторах Сибири Путешествие по России: по Уралу, по северу европейской России Путешествие по России: по Волге, по югу России Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». Итоговая работа Презентация проектов «Путешествие по России». Закрепление изученного. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)