ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 19 для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 2 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; - различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; - эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своеотношение к ним средствами художественного образного языка; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; - приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; - высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 3 Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: - создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; - создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; - использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций назаданные темы; - моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; - выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: - осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красотечеловека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвоватьв коллективных работах на эти темы. 2. Содержание учебного предмета 4 Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и 5 художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. 6 Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 1* 3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания 1 класс (33 часа) Раздел, тема урока Кол-во часов Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) Изображения всюду вокруг нас. 1 2* 3** Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. 1 1 45*** 6** 7* 8 9 Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. 2 Изображать можно линией. Разноцветные краски. Волшебный мир красок. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы) Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник. Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 часов) Постройки в нашей жизни. Домики, которая построила природа. Дом снаружи и внутри. 1 1 1 1 № п/п 10* 11 12 13*** 14*** 15* 16-17 1 1 1 1 1 1 2 18 1 19* 1 202 21* 22 Строим город. 1 23* Все имеет свое строение. 1 24Постройка предметов (упаковок). 2 25** 26-27 Город, в котором мы живем. 2 Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) 28 Совместная работа трех Братьев - Мастеров 1 29«Сказочная страна». Создание панно. 2 30** 31*** «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. 1 32* Разноцветные жуки. 1 7 33 № п/п 1* 2* 3** 45*** 6** 7* 8 9 10* 11 12 13*** 14*** 15* 16-17 «Здравствуй, лето!» 1 1 дополнительный класс (33 часа) Раздел, тема урока Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) Изображения всюду вокруг нас. Кол-во часов 1 Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. 1 1 2 Изображать можно линией. Разноцветные краски. Волшебный мир красок. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы) Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник. Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 часов) Постройки в нашей жизни. Домики, которая построила природа. Дом снаружи и внутри. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 18 1 19* 1 202 21* 22 Строим город. 1 23* Все имеет свое строение. 1 24Постройка предметов (упаковок). 2 25** 26-27 Город, в котором мы живем. 2 Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) 28 Совместная работа трех Братьев - Мастеров 1 29«Сказочная страна». Создание панно. 2 30** 31*** «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. 1 32* Разноцветные жуки. 1 33 «Здравствуй, лето!» 1 № п/п 1* 2* 3** 4*** 2 класс (34 часа) Раздел, тема урока Раздел 1. «Чем и как работают художники» (8 часов) «Цветочная поляна». Три основных цвета. «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. Кол-во часов 1 1 1 1 8 «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. 6-7** «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. 8 «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Раздел 2. «Реальность и фантазия» (7 часов) 9* «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность. 10 «Сказочная птица». Изображение и фантазия. 11 «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. 12* «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. 13 «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. 14** «Подводный мир». Постройка и реальность. 15*** Постройка и фантазия. Раздел 3. «О чем говорит искусство» (10 часов) 16* «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. 17* Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении «Веселый и грустный клоуны» 18* Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. 19 Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. 20* «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. 21 «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. 22 «Морозные узоры». Украшение и реальность. 23** «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. 24-25 «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. Раздел 4. «Как говорит искусство» (9 часов) 26* «Огонь в ночи». «Перо жар-птицы». Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. 27* «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета 28* Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. 29 «Дерево». Линия, как средство выражения. Ритм линий. 30* «Птицы» (коллективное панно) Ритм пятен как средство выражения. 31 «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. 32 «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. 33** «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. 34 «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. 5 № п/п 1 2*** 3 4 5-6** 3 класс (34 часа) Раздел, тема урока Раздел 1. «Искусство в твоем доме» (10 часов) Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок). Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои игрушки (озорной товар). 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 2 9 7*** 8* 9 10 1112* 13* 14* 15* 16** 17 1819*** 2021* 22 23 24** 25 26* 27* 28* 29* 30*** 31* 32 33 34 № п/п 1* 2*** 3 4* 5*** 6*** 7** 8* 9 10* 11 12 Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. Поздравительная открытка. Декоративная закладка. Букет цветов. Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города» (5 часов) Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества. Парки, скверы, бульвары города. Транспорт в городе. Витрины магазинов. Раздел 3. «Художник и зрелище» (10 часов) Образ театрального героя. Эскиз куклы. Образ театрального героя. Силуэт-загадка. Театр кукол (голова и костюм куклы). 1 1 Карнавальные маски. 2 Пальчиковый театр. Театральный занавес. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат к спектаклю. Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк. Раздел 4. «Музеи искусств» (9 часов) Музей искусств (интерьер музея). Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Музеи архитектуры. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение) 1 1 1 1 4 класс (34 часа) Раздел, тема урока Раздел 1. «Истоки родного искусства» (9 часов) Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ). Воспевание труда в искусстве. Народные праздники. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства». Раздел 2. «Древние города нашей земли» (7 часов) Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 13 14* 15*** 16** 17* 18 19*** 20* 21 22*** 23* 24* 25* 26*** 27** 28 29 30 3132* 33 34** Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Золотое кольцо России. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» Раздел 3. «Каждый народ - художник» (11 часов) Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. Отношение к красоте природы в японской культуре. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. Средневековые готические костюмы. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник». Раздел 4. «Искусство объединяет народы» (7 часов) Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. 1 1 1 1 Герои, борцы и защитники. 2 Юность и надежды. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)