ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Обществознание» за курс основного общего образования 6 - 9 классы 2021 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы 2 действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Изучение предмета обществознание должно обеспечить: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 3 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Человек. Деятельность человека Выпускник научится: - использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики егоприроды; - характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подростковоговозраста; - в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельностичеловека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностейчеловека; - приводить примеры основных видов деятельностичеловека; - выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностныхконфликтов. - приводить примеры проявления антикоррупционных стандартов поведения и общего уровня правосознания и правовой культуры на современномэтапе. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностьючеловека; - оценивать роль деятельности в жизни человека иобщества; - оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающихздоровью; - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностныхконфликтов; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делатьвыводы. Общество Выпускник научится: - демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизничеловека; - распознавать на основе приведенных данных основные типыобществ; - характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественногопрогресса; - различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественнойжизни; - выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферахобщества; - характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологическогокризиса; - на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональноеповедение; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество иличность; - конкретизировать примерами опасность международноготерроризма; - характеризовать значение коррупции для состояния общественныхотношений; - определять характер вреда, причиняемый общественнымотношениям коррупционным поведением граждан, должностныхлиц; - определять и использовать социальные институты,обеспечивающие 4 противодействиекоррупции; - выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях. Выпускник получит возможность научиться: - наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественнойжизни; - выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественногоразвития; - осознанно содействовать защитеприроды. Социальные нормы Выпускник научится: - раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведениячеловека; - различать отдельные виды социальныхнорм; - характеризовать основные нормыморали; - критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; - раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современногообщества; - характеризовать специфику нормправа; - сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты иособенности; - раскрывать сущность процесса социализацииличности; - объяснять причины отклоняющегосяповедения; - описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, в том числе с нарушением антикоррупционных стандартовповедения. Выпускник получит возможность научиться: - использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества ичеловека; - оценивать социальную значимость здорового образажизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: - характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; - описывать явления духовнойкультуры; - объяснять причины возрастания роли науки в современноммире; - оценивать роль образования в современномобществе; - различать уровни общего образования вРоссии; - находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различноготипа; - описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение кним; - объяснять необходимость непрерывного образования в современныхусловиях; - учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональнойдеятельности; - раскрывать роль религии в современномобществе; - характеризовать особенности искусства как формы духовнойкультуры. Выпускник получит возможность научиться: - описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений 5 культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современныхусловиях; - критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес имода. Социальная сфера Выпускник научится: - описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности игруппы; - объяснять взаимодействие социальных общностей игрупп; - характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; - выделять параметры, определяющие социальный статусличности; - приводить примеры предписанных и достигаемыхстатусов; - описывать основные социальные ролиподростка; - конкретизировать примерами процесс социальноймобильности; - характеризовать межнациональные отношения в современноммире; - объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; - характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи вобществе; - раскрывать основные роли членовсемьи; - характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условийжизни; - выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейныхконфликтов; - выполнять осознанный выбор в пользу правомерногоповедения; - понимать значимость правовых явлений дляличности; - формировать мотивы коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов. Выпускник получит возможность научиться: - раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; - выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; - выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейныхконфликтов; - формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейныхконфликтов; -находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различноготипа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: - объяснять роль политики в жизниобщества; - различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; 6 - давать характеристику формам государственно-территориальногоустройства; - различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; - раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципыдемократии; - называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; - характеризовать различные формы участия граждан в политическойжизни; - выявлять признаки коррупционногоповедения; - осознавать степень общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); - осознать неотвратимость наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционногохарактера); - определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции. Выпускник получит возможность научиться: - осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашегогосударства; - соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованныевыводы. Гражданин и государство Выпускник научится: - характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной властиРФ; - раскрывать достижения российскогонарода; - объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия«гражданство»; - называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные КонституциейРФ; - осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашегогосударства; - характеризовать конституционные обязанностигражданина; - раскрывать содержание понятия коррупции, его основныхпризнаках; - осуществлять классификацию форм проявлениякоррупции; - объяснять негативные последствия, наступающие в случае привлечения к ответственности за коррупционныеправонарушения; - характеризовать разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества. Выпускник получит возможность научиться: - аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России вмире; - использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданинаРФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: - характеризовать систему российскогозаконодательства; - раскрывать особенности гражданской дееспособностинесовершеннолетних; - характеризовать гражданскиеправоотношения; - раскрывать смысл права натруд; - объяснять роль трудовогодоговора; - разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовыхотношениях; - характеризовать права и обязанности супругов, родителей,детей; 7 - характеризовать особенности уголовного права и уголовныхправоотношений; - конкретизировать примерами виды преступлений и наказания заних; - характеризовать специфику уголовной ответственностинесовершеннолетних; - раскрывать связь права на образование и обязанности получитьобразование; - анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,преступления; - исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попеченияродителей; - находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленнымизаконом; - определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции. Выпускник получит возможность научиться: - на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону иправопорядку; - оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление иразвитие; - осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами исредствами. Экономика Выпускник научится: - объяснять проблему ограниченности экономическихресурсов; - различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономическойдеятельности; - раскрывать факторы, влияющие на производительностьтруда; - характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономическихсистемах; - характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять рольконкуренции; - объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджетагосударства; - называть и конкретизировать примерами видыналогов; - характеризовать функции денег и их роль вэкономике; - раскрывать социально-экономическую роль и функциипредпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления ипроцессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательскойдеятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономическойдеятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; 8 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономическойдеятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненногоуспеха; характеризовать характер вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений; Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированныхисточников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российскойэкономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведенияпотребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельностичеловека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретныхситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейныйбюджет. 2.Содержание учебного предмета. Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в 9 жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства 10 Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 3. Тематическое планирование, с учетом рабочей программы воспитания. 6 класс № п/п Тема урока 1 Как добиваться успехов в познании обществознания в классе и дома 2 Человек - личность Кол-во часов 1 1 11 3 4 Человек - личность Человек познает мир 1 1 5* 6 Человек познает мир Человек и его деятельность 1 1 7 8*** 9 10 11 12** Человек и его деятельность Потребность человека Потребность человека На пути к жизненному успеху На пути к жизненному успеху Практикум по теме: «Человек в социальном измерении» 1 1 1 1 1 1 13** Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 1 14 15 Межличностные отношения Межличностные отношения 1 1 16 17 18 19 20 21 22** 23** 24 25 26 27 28 29 Человек в группе Человек в группе Общение Общение Конфликты в межличностных отношениях Конфликты в межличностных отношениях Практикум по теме «Человек среди людей» Практикум по теме «Человек среди людей» Человек славен добрыми делами Человек славен добрыми делами Будь смелым Будь смелым Человек и человечность Человек и человечность 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 Практикум по теме «Нравственные основы жизни» Практикум по теме «Нравственные основы жизни» Урок обобщения тем: человек – личность, человек познает мир, человек и его деятельность. Урок обобщения тем: человек в группе, конфликты в межличностных отношениях, межличностные отношения. Урок обобщения тем: человек славен добрыми делами, человек и человечность. 1 1 1 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 7 класс № п/п 1 2 Тема урока Кол.час. Как добиваться успехов в познании обществознания в классе и дома 1 Что значит жить по правилам 1 12 3 Права и обязанности граждан 1 4 5 Права и обязанности граждан 1 1 Почему важно соблюдать законы 6 7 Почему важно соблюдать законы Защита Отечества * 1 1 8 Защита Отечества 1 9 Для чего нужна дисциплина. 1 10 Виновен – отвечай 1 11 12* * Кто стоит на страже закона Практикум по теме «Регулирование повеления людей в обществе» 1 1 13 14 15 Экономика и её основные участники Экономика и её основные участники Мастерство работника 1 1 1 16 17* 18 19* 20 21 22 Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство, затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама Деньги, их функции Экономика семьи 1 1 1 1 1 1 1 23 Экономика семьи 1 24 ** 25 ** 26 Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» 1 Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» 1 27 28 Охранять природу — значит охранять жизнь Закон на страже природы 1 1 29 ** 30 Практикум по теме «Человек и природа» 1 Практикум по теме «Человек и природа» 1 Человек — часть природы 1 13 ** 31 Урок обобщения по разделу: Человек. Деятельность человека. 1 32 33 34 ** Урок обобщения по разделу: Общество. Социальные нормы. Урок обобщения по разделу Гражданин и государство Урок обобщения по разделу: Основы Российского законодательства 1 1 1 8 класс № п/п 1 Тема урока Как добиваться успехов в познании обществознания в классе и дома Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 ** 8 Что делает человека человеком? Человек, природа, общество. Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум «Личность и общество» 1 1 1 1 1 1 Сфера духовной жизни 1 9 10 11 * 12 13 Мораль Долг и совесть Моральный выбор – это ответственность Образование Наука в современном обществе 1 1 1 1 1 14 15 ** 16 17 18 Религия как одна из форм культуры Практикум «Сфера духовной культуры» 1 1 Социальная структура общества Социальные статусы и роли Нации и межнациональные отношения 1 1 1 19 20 ** 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30* Отклоняющееся поведение Практикум «Социальная сфера» 1 1 Экономика и ее роль в жизни общества Главные вопросы экономики Собственность Рыночная экономика Производство- основа экономики Предпринимательская деятельность Роль государства в экономике Распределение доходов Потребление Инфляция и семейная экономика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 31 32* 33 ** 34 Безработица, ее причины и последствия Мировое хозяйство и международная торговля Практикум по теме: «Экономика» 1 1 1 Обобщение по теме: Экономика 1 9 класс № п/п 1 Политика и власть 1 2 3 4 Государство Политические режимы Правовое государство 1 1 1 5* 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Гражданское общество и государство Участие граждан в политической жизни Политические партии и движения Гражданин – человек, имеющий права Обобщение темы «Политика» Право, его роль в жизни общества и государства Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая ответственность Правонарушения и юридическая ответственность Правоохранительные органы Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ Права и свободы человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина Гражданские правоотношения Право на труд. Трудовые правоотношения Право на труд. Трудовые правоотношения Семейные правоотношения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 Семейные правоотношения Административные правоотношения Уголовно-правовые отношения. Уголовно-правовые отношения. Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образования Право в жизни человека. 31 32 33 34 Правовое государство и его граждане (обобщение) Право в жизни человека (обобщение) Политика и право (обобщение) Политика и право (обобщение) 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28* Тема урока Кол-во часов 1 1 15 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)