РП АОП ООО ЗПР Обществознание

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Обществознание»
за курс основного общего образования
6 - 9 классы

2021 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
2

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Изучение предмета обществознание должно обеспечить:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
3

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
егоприроды;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подростковоговозраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельностичеловека;
характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностейчеловека;
- приводить примеры основных видов деятельностичеловека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностныхконфликтов.
- приводить примеры проявления антикоррупционных стандартов поведения и общего
уровня правосознания и правовой культуры на современномэтапе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностьючеловека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека иобщества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающихздоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностныхконфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делатьвыводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизничеловека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типыобществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественногопрогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественнойжизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферахобщества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологическогокризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональноеповедение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество
иличность;
- конкретизировать примерами опасность международноготерроризма;
- характеризовать значение коррупции для состояния общественныхотношений;
- определять
характер вреда, причиняемый общественнымотношениям
коррупционным поведением граждан, должностныхлиц;
- определять
и использовать социальные институты,обеспечивающие
4

противодействиекоррупции;
- выбирать
корректную модель правомерного поведения в
потенциально коррупциогенных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественнойжизни;
- выявлять
причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественногоразвития;
- осознанно содействовать защитеприроды.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведениячеловека;
- различать отдельные виды социальныхнорм;
- характеризовать основные нормыморали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современногообщества;
- характеризовать специфику нормправа;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты иособенности;
- раскрывать сущность процесса социализацииличности;
- объяснять причины отклоняющегосяповедения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения, в том числе с нарушением антикоррупционных стандартовповедения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества ичеловека;
- оценивать социальную значимость здорового образажизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовнойкультуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современноммире;
- оценивать роль образования в современномобществе;
- различать уровни общего образования вРоссии;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различноготипа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение кним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современныхусловиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональнойдеятельности;
- раскрывать роль религии в современномобществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовнойкультуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
5

культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современныхусловиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес имода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности игруппы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей игрупп;
- характеризовать
ведущие направления социальной политики
Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статусличности;
- приводить примеры предписанных и достигаемыхстатусов;
- описывать основные социальные ролиподростка;
- конкретизировать примерами процесс социальноймобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современноммире;
- объяснять
причины межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
вобществе;
- раскрывать основные роли членовсемьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условийжизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейныхконфликтов;
- выполнять осознанный выбор в пользу правомерногоповедения;
- понимать значимость правовых явлений дляличности;
- формировать мотивы коррупционного поведения и определение коррупциогенных
факторов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейныхконфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейныхконфликтов;
-находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике
из адаптированных источников различноготипа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизниобщества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
6

- давать характеристику формам государственно-территориальногоустройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципыдемократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать
их на
конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политическойжизни;
- выявлять признаки коррупционногоповедения;
- осознавать степень общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- осознать неотвратимость наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционногохарактера);
- определять
роль политических институтов в системе
противодействия коррупции.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашегогосударства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованныевыводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной властиРФ;
- раскрывать достижения российскогонарода;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия«гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные КонституциейРФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашегогосударства;
- характеризовать конституционные обязанностигражданина;
- раскрывать содержание понятия коррупции, его основныхпризнаках;
- осуществлять классификацию форм проявлениякоррупции;
- объяснять негативные последствия, наступающие в случае привлечения к
ответственности за коррупционныеправонарушения;
- характеризовать разграничения коррупционных и схожих некоррупционных
явлений в различных сферах жизни общества.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений
на положение России вмире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданинаРФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российскогозаконодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособностинесовершеннолетних;
- характеризовать гражданскиеправоотношения;
- раскрывать смысл права натруд;
- объяснять роль трудовогодоговора;
- разъяснять
на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовыхотношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей,детей;
7

- характеризовать особенности уголовного права и уголовныхправоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания заних;
- характеризовать специфику уголовной ответственностинесовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получитьобразование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка,преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попеченияродителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нормами поведения, установленнымизаконом;
- определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону иправопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление иразвитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами исредствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономическихресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей
и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономическойдеятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительностьтруда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономическихсистемах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять рольконкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджетагосударства;
- называть и конкретизировать примерами видыналогов;
- характеризовать функции денег и их роль вэкономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функциипредпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления ипроцессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и
предпринимательскойдеятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономическойдеятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру
семейного бюджета;
8

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономическойдеятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненногоуспеха;
 характеризовать характер вреда, наносимого коррупцией
экономическим отношениям;
 выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированныхисточников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российскойэкономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведенияпотребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельностичеловека;
 грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального
поведения
и
порядка
действий
в
конкретныхситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейныйбюджет.
2.Содержание учебного предмета.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные
ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
9

жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль:
общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты
и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
10

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под
защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы
и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги
и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный
работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства
в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление
домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3. Тематическое планирование, с учетом рабочей программы воспитания.
6 класс
№ п/п

Тема урока

1

Как добиваться успехов в познании обществознания в классе
и дома

2

Человек - личность

Кол-во
часов
1

1
11

3
4

Человек - личность
Человек познает мир

1
1

5*
6

Человек познает мир
Человек и его деятельность

1
1

7
8***
9
10
11
12**

Человек и его деятельность
Потребность человека
Потребность человека
На пути к жизненному успеху
На пути к жизненному успеху
Практикум по теме: «Человек в социальном измерении»

1
1
1
1
1
1

13**

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

14
15

Межличностные отношения
Межличностные отношения

1
1

16
17
18
19
20
21
22**
23**
24
25
26
27
28
29

Человек в группе
Человек в группе
Общение
Общение
Конфликты в межличностных отношениях
Конфликты в межличностных отношениях
Практикум по теме «Человек среди людей»
Практикум по теме «Человек среди людей»
Человек славен добрыми делами
Человек славен добрыми делами
Будь смелым
Будь смелым
Человек и человечность
Человек и человечность

1
1
1
1
1
1
1

30
31
32

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Урок обобщения тем: человек – личность, человек познает
мир, человек и его деятельность.
Урок обобщения тем: человек в группе, конфликты в
межличностных отношениях, межличностные отношения.
Урок обобщения тем: человек славен добрыми делами,
человек и человечность.

1
1
1

33
34

1
1
1
1
1
1

1
1

7 класс
№
п/п
1

2

Тема урока

Кол.час.

Как добиваться успехов в познании обществознания в классе и
дома

1

Что значит жить по правилам

1
12

3

Права и обязанности граждан

1

4
5

Права и обязанности граждан

1
1

Почему важно соблюдать законы
6
7

Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества
*

1
1

8

Защита Отечества

1

9

Для чего нужна дисциплина.

1

10

Виновен – отвечай

1

11
12*
*

Кто стоит на страже закона
Практикум по теме «Регулирование повеления людей в
обществе»

1
1

13
14
15

Экономика и её основные участники
Экономика и её основные участники
Мастерство работника

1
1
1

16
17*
18
19*
20
21
22

Производство, затраты, выручка, прибыль.
Производство, затраты, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи

1
1
1
1
1
1
1

23

Экономика семьи

1

24
**
25
**
26

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

1

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

1

27
28

Охранять природу — значит охранять жизнь
Закон на страже природы

1
1

29
**
30

Практикум по теме «Человек и природа»

1

Практикум по теме «Человек и природа»

1

Человек — часть природы

1

13

**
31

Урок обобщения по разделу: Человек. Деятельность человека.

1

32
33
34
**

Урок обобщения по разделу: Общество. Социальные нормы.
Урок обобщения по разделу Гражданин и государство
Урок обобщения по разделу: Основы Российского
законодательства

1
1
1

8 класс
№
п/п
1

Тема урока
Как добиваться успехов в познании обществознания в классе и
дома

Кол-во
часов
1

2
3
4
5
6
7
**
8

Что делает человека человеком?
Человек, природа, общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум «Личность и общество»

1
1
1
1
1
1

Сфера духовной жизни

1

9
10
11 *
12
13

Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор – это ответственность
Образование
Наука в современном обществе

1
1
1
1
1

14
15
**
16
17
18

Религия как одна из форм культуры
Практикум «Сфера духовной культуры»

1
1

Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения

1
1
1

19
20
**
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30*

Отклоняющееся поведение
Практикум «Социальная сфера»

1
1

Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство- основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

31
32*
33
**
34

Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме: «Экономика»

1
1
1

Обобщение по теме: Экономика

1
9 класс

№
п/п
1

Политика и власть

1

2
3
4

Государство
Политические режимы
Правовое государство

1
1
1

5*
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Гражданин – человек, имеющий права
Обобщение темы «Политика»
Право, его роль в жизни общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30

Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения.
Уголовно-правовые отношения.
Социальные права.
Международно-правовая
защита
жертв
вооруженных
конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Право в жизни человека.

31
32
33
34

Правовое государство и его граждане (обобщение)
Право в жизни человека (обобщение)
Политика и право (обобщение)
Политика и право (обобщение)

1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28*

Тема урока

Кол-во
часов

1
1

15

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».