РП АОП ООО ЗПР Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования
обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
за курс основного общего образования
5 класс

2021 г.

1.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
2

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
•
•
•
•
•
•

Изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.

3

2. Содержание учебного предмета.

№

Разделы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение в курс
Христианство
Ислам
Иудаизм
Буддизм
Творческий проект
учащихся
Итого:

Количество часов
1 ч.
14 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
1 ч.
34ч.

Введение в курс. Традиционные религии России — неиссякаемый
источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции
русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева
для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион.
Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах—православный
христианин. «Поучение»Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов,
разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего
престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская
Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства
русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении
государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы
православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской
Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России
патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и
христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти
ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I.
Ограничение церковного землевладения ЕкатеринойII. Сохранение роли
христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий
Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не
будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь.
Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг.
Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой
Отечественной войны. Патриотизм—обязательное качество православного
христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической
системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь
в
современной России,
ее
участие
в
общественной
нравственности.
Русская
жизни и
проповедь христианской
Православная Церковь За границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх
Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и
справедливости. История Успенского собора – храма Нового Оскола.
4

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной
жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд
отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские
праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки
религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера
— основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий
Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии.
Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и
забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к
детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской
верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии —
Всероссийский день семьи, любви и верности.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в
Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя
Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в
Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском,
Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России.
Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России
мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в
СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение
ислама в нашей стране после 1991 г.
Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в
современной России.
Мусульманские ценности и идеалы. Роль ислама в развитии
благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении
межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья— домашняя школа мусульманина. Почитание
родителей в исламе. Уважение к матери.
Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения
в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в
Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их
отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в
правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная
синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против
них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия
Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991г.
Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в
утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском
обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в
сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме.
Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей.
5

Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная
черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны.
Лама в тибетском буддизме. Далай-лама
— духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение
тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул —
буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы
российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан
— буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм
тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с
Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских
буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России.
Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия,
милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и
развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль
лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских
буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического
конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы
гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и
тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в
утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира
и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и
дружбе.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.
№ п/п

Тема урока

1

Введение в курс.

2
3
4
5
6
7
8
9
10 ***

Православие в Древней Руси.
Поучение» Владимира Мономаха.
Православная Церковь в Московской Руси.
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.
Православие в Российском царстве.
Заветы оптинских старцев.
Православие в Советской России.
Православие в современной России.
Обобщающее повторение по теме
«Православие в истории и культуре России»
Православие в традициях русского народа.
Православие и традиционные ценности
русского народа.
Дом и семья в православии.

11
12
13

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

14
15 ***
16
17
18
19
20
21***
22
23
24
25
26
27***
28
29
30
31
32
33***

34**

Святые Петр и Феврония.
Повторение по теме «Православие в традициях
народов России»
Древняя история ислама на территории России
Мусульмане в России.
Ислам в современной России.
Мусульманские ценности и идеалы.
Дом и семья в исламе.
Повторение по теме «Ислам в истории и
культуре народов России»
Появление и развитие иудаизма в России.
Иудаизм в Российской империи.
Иудаизм в СССР.
Иудаизм в современной России.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского
народа.
Повторение по теме «Иудаизм в истории и
культуре еврейского народа»
Тибетский буддизм.
Распространение буддизма среди народов России.
Буддизм в СССР.
Буддизм в современной России.
Буддизм в культуре и традициях народов России.
Повторение по теме
«Буддизм в истории и культуре народов
России».
Защита творческих проектов по теме «Диалог
культур и поколений. Сохраняем культурное
наследие, святыни России».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».