ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за курс основного общего образования 6 класс 2021 г. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. • • • • • • Изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российскойгосударственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российскойгосударственности. 3 2. Содержание учебного предмета. Тема 1. Путь жизни Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски потерянного рая. Святость. Основные понятия и термины: путь жизни, святость. Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие Сущность понятия вера. Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и Авраама. Основные понятия и термины: вера. Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам. Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю обетованную. Десять заповедей. Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди. Основные персоналии: пророк Моисей. Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида). Основные понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние. Основные персоналии: Гедеон, Самсон, царь Давид. Тема 5.Спаситель: ранами Его мы исцелились В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам. Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа. Основные понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря. Основные персоналии: Иисус Христос, Адам, пророк Исайя. Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо- и новозаветных заповедей. Первые две заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча о блудном сыне. История мытаря Закхея. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, грех, покаяние, смирение. Основные персоналии: Иисус Христос, Закхей. Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды Истина, способы её познания. Следование истине и отстаивание справедливости. Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина, подвиг. Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель. Тема 8. Заповеди блаженства: землякротких Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства: «Блаженны кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном заимодавце. Прощение в христианской традиции. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, кротость, милосердие, прощение. Основные персоналии: Иисус Христос, пророк Илия. Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры, отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа. Пятидесятница. Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа. Основные понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Пётр и Иоанн. Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства. Миссионерская деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола. 4 Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Павел и Сила. Тема 11. Готово сердце моё, Боже Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона Стефана. Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основные понятия и термины: мученики. Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Тема 12. Воины Царя Небесного Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие». Подвиг сорока севастийских мучеников. Основные понятия и термины: мученики. Основные персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских мучеников. Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война Константина с Максенцием – «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора Константина Великого в отношении христиан. Основные понятия и термины: равноапостольные святые, свобода вероисповедания. Основные персоналии: Константин Великий. Тема 14. Светильники Церкви Христовой Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения трёх святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Основные понятия и термины: ересь, святитель, арианство Основные персоналии: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник Лик преподобных. Особенности подвига монашества. Жизнь и подвиги Антония Великого. Наставления Антония Великого. Подвижничество Симеона Столпника. Основные понятия и термины: преподобный, подвиг, столпничество. Основные персоналии: преподобные Антоний ВеликийиСимеон Столпник. Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с унынием. Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение, праздность, уныние, празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние, «Лествица». Основные персоналии: преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник. Тема 17. Рука дающего не оскудеет Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого. Сущность милосердия. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию. Составление славянской азбуки и перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение деятельности Кирилла и Мефодия в русской культуре. Основные понятия и термины: древнеславянский и церковнославянский языки. Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и Мефодий. 5 Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения. Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя Михаила Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси, мученичество. Основные персоналии: равноапостольный князь Владимир, святые мученики князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский. Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве. Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил Московский. Основные персоналии: Александр Невский, Даниил Московский. Тема 21. Богатыри духа Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время. Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время. Основные персоналии: митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской, патриарх Гермоген Тема 22. Игумен земли Русской Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание ТроицеСергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского войска перед Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского. Основные персоналии: преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий Московский, Андрей Ослябя, Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский. Тема 23. Лучезарная Оптина Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев. Преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления. Основные понятия и термины: старчество, духовное рассуждение. Основные персоналии: преподобные Амвросий, Нектарий и другие оптинские старцы. Тема 24. Юродивые Христа ради. Пред ними склонялись сильные мира сего Сущность подвига юродства. Новгородские юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и Иван Грозный. Жизнеописание Василия Блаженного. Основные понятия и термины: юродство, юродивые. Основные персоналии: святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий Блаженный. Тема 25. Христианин в неволе Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения православия в иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй мировой войны. Основные персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц. Тема 26. Свет Христов просвещает всех Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия (Вениаминова). Распространение Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин). Основные понятия и термины: миссионерство. Основные персоналии: святители Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин). Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети. Духовные рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского. Основные понятия и термины: пастырская деятельность. Основные персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий. 6 Тема 28. Род праведных благословится Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род праведной Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные персоналии: праведная Иулиания Лазаревская (Осоргина), Г.М. Осоргин. Тема 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века Русская православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские. Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и исповедников Российских. Основные понятия и термины: новомученники и исповедники Российские. Основные персоналии: священномученник Вениамин Петроградский, священномученник Пётр (Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня Варвара. Тема 30. Главное в жизни – делать добро Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Основные понятия и термины: исповедник Основные персоналии: святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Тема 31. История одной любви Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина и А.А. Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле. Памятники героям Отечественной войны 1812 г. Основные персоналии: М.М. Тучкова (Нарышкина), А.А. Тучков, Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов). Тема 32. Герои нашего времени Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане. Героизм Шаварша Карапетяна. Основные понятия и термины: героизм, героический поступок. Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян. Тема 33. Впереди у нас вечность Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Подведение итогов года. Основные понятия и термины: Сретение. Основные персоналии: праведный Симеон. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Введение в предмет Путь жизни От Адама до Авраама: вера и доверие Пророк Моисей: урок смирения Судьи, цари и пророки: сила моя в немощи совершается Спаситель: ранами его мы исцелились Заповеди блаженства: грех и покаяние Заповеди блаженства: жажда правды Заповеди блаженства: земля кротких Свидетели благой вести: апостолы Петр и Иоанн Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 12 13 14 15 16* 17 18 19 20 21 22 23 24* 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Отдавшие жизнь за Христа Воины Царя Небесного Выбор императора: святой Константин Великий Светильники Церкви Христовой Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник Духовная мудрость преподобных Ефрема сирина и Иоанна Лествичника Милосердие праведника Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян Вот я и дети, которые дал мне Бог: русские святые князья Святые защитники веры и Руси Пастыри Русской Церкви Игумен земли Русской Лучезарная Оптина Юродивые Христа ради Христианин в неволе Святые проповедники веры Всероссийский батюшка: Святой Иоанн Кронштадский Род праведных благословится В конце всех победителей победит Христос: новомученикиXX века Главное в жизни – делать добро История одной любви Герои нашего времени Впереди у нас - вечность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)