РП АОП ООО ЗПР Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе

основного общего образования
обучающихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
за курс основного общего образования
6 класс

2021 г.

1.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

2

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
•
•
•
•
•
•

Изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российскойгосударственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российскойгосударственности.

3

2. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Путь жизни
Нравственный выбор в жизни человека. Путь жизни и путь смерти. Поиски потерянного
рая. Святость. Основные понятия и термины: путь жизни, святость.
Тема 2. От Адама до Авраама: вера и доверие Сущность понятия вера.
Вера Адама и Евы. Вера как доверие Богу: истории жизни Ноя и Авраама. Основные
понятия и термины: вера. Основные персоналии: Адам, Ева, Ной, Авраам.
Тема 3. Пророк Моисей: урок смирения
Детство Моисея. Становление пророка. Путешествие в землю
обетованную. Десять
заповедей. Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди. Основные
персоналии: пророк Моисей.
Тема 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается
Ветхозаветные герои: источник силы и героизма. Судья Гедеон. История Самсона. Царь
Давид: приход к власти. Покаяние псалмопевца (царя Давида). Основные понятия и
термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние. Основные персоналии:
Гедеон, Самсон, царь Давид.
Тема 5.Спаситель: ранами Его мы исцелились
В ожидании Спасителя: пророчества о Христе. Первородный грех. Новый Адам.
Искушение Иисуса Христа. Смысл Тайной вечери и смерти Иисуса Христа. Основные
понятия и термины: первородный грех, искушение, Тайная вечеря. Основные персоналии:
Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.
Тема 6. Заповеди блаженства: грех и покаяние
Новый завет: заповеди блаженства. Различие ветхо- и новозаветных заповедей. Первые
две заповеди: чистота сердца, смирение, покаяние. Притча о блудном сыне. История
мытаря Закхея. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, грех, покаяние,
смирение. Основные персоналии: Иисус Христос, Закхей.
Тема 7. Заповеди блаженства: жажда правды
Истина, способы её познания. Следование истине и отстаивание справедливости.
Познание истины через подвиг. Подвиг Я. Корчака. Евангельская история
слепорождённого. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, истина, подвиг.
Основные персоналии: Иисус Христос, Я. Корчак, Иоанн Креститель.
Тема 8. Заповеди блаженства: землякротких
Божественная сущность: видение пророка Илии. Третья заповедь блаженства: «Блаженны
кроткие…». «Блаженны миротворцы…». Притча о немилосердном заимодавце. Прощение
в христианской традиции. Основные понятия и термины: заповеди блаженства, кротость,
милосердие, прощение. Основные персоналии: Иисус Христос, пророк Илия.
Тема 9. Свидетели благой вести: апостолы Пётр и Иоанн
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Призвание Петра и Иоанна. Исповедание веры,
отречение и покаяние апостола Петра. Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа.
Пятидесятница. Служение апостолов Петра и Иоанна после Вознесения Христа. Основные
понятия и термины: апостол. Основные персоналии: апостолы Пётр и Иоанн.
Тема 10. Гонитель, ставший апостолом: апостол
Павел Жизнь Савла до обращения в христианскую веру. Принятие христианства.
Миссионерская деятельности апостола Павла. Источник подвигов апостола.
4

Мученическая смерть апостола Павла. Основные понятия и термины: апостол. Основные
персоналии: апостолы Павел и Сила.
Тема 11. Готово сердце моё, Боже
Мученичество в христианской традиции. История первомученника архидьякона Стефана.
Подвиг Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основные понятия и термины:
мученики. Основные персоналии: первомученик архидьякон Стефан, мученицы Вера,
Надежда, Любовь и мать их София.
Тема 12. Воины Царя Небесного
Мученический подвиг Георгия Победоносца. Икона «Чудо Георгия о змие». Подвиг
сорока севастийских мучеников. Основные понятия и термины: мученики. Основные
персоналии: великомученик Георгий Победоносец, сорок севастийских мучеников.
Тема 13. Выбор императора: святой Константин Великий
Лик равноапостольных святых. Детство и юность Константина. Война Константина с
Максенцием – «Сим победишь!» Миланский эдикт 313 г. и политика императора
Константина Великого в отношении христиан. Основные понятия и термины:
равноапостольные святые, свобода вероисповедания. Основные персоналии: Константин
Великий.
Тема 14. Светильники Церкви Христовой
Распространение ересей. Лик святителей. Борьба с арианством. Жизнь и творения трёх
святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Основные понятия и
термины: ересь, святитель, арианство Основные персоналии: святители Василий Великий,
Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Тема 15. Сокрытые в пустыне: преподобные
Антоний Великий и Симеон Столпник Лик преподобных. Особенности подвига
монашества. Жизнь и подвиги Антония Великого. Наставления Антония Великого.
Подвижничество Симеона Столпника. Основные понятия и термины: преподобный,
подвиг, столпничество. Основные персоналии: преподобные Антоний ВеликийиСимеон
Столпник.
Тема 16. Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника
Мудрость и духовное рассуждение. Жизни преподобного Ефрема Сирина. Великопостная
молитва Ефрема Сирина. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». Борьба с
унынием. Основные понятия и термины: преподобный, духовное рассуждение,
праздность, уныние, празднословие, целомудрие, любоначалие, покаяние, «Лествица».
Основные персоналии: преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник.
Тема 17. Рука дающего не оскудеет
Праведность в Православии. Жизнеописание Филарета Милостивого. Сущность
милосердия. Основные понятия и термины: праведник, милосердие. Основные
персоналии: праведный Филарет Милостивый, великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Тема 18. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Образование святых братьев. Призвание на служение в Моравию. Составление славянской
азбуки и перевод на славянский язык богослужебных текстов. Значение деятельности
Кирилла и Мефодия в русской культуре. Основные понятия и термины: древнеславянский
и церковнославянский языки. Основные персоналии: равноапостольные Кирилл и
Мефодий.
5

Тема 19. Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья
Княжеские междоусобицы в древней Руси. Князь Владимир: до и после Крещения.
Значение принятия христианства. Святые князья Борис и Глеб. Подвиг князя Михаила
Черниговского. Основные понятия и термины: крещение Руси, мученичество. Основные
персоналии: равноапостольный князь Владимир, святые мученики князья Борис и Глеб,
Михаил Черниговский.
Тема 20. За други своя Сила Руси – в единстве.
Жизнь и подвиги князя Александра Невского. Даниил Московский. Основные
персоналии: Александр Невский, Даниил Московский.
Тема 21. Богатыри духа
Значение служения духовенства в Русской православной церкви. Святитель Алексий
Московский и Дмитрий Донской. Подвиг патриарха Гермогена в Смутное время.
Основные понятия и термины: духовенство, Смутное время. Основные персоналии:
митрополит Алексий Московский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской, патриарх
Гермоген
Тема 22. Игумен земли Русской
Жизнь и духовные подвиги преподобного Сергия Радонежского. Основание ТроицеСергиева монастыря. Благословение князя Дмитрия Донского и русского войска перед
Куликовской битвой. Ученики Сергия Радонежского. Основные персоналии:
преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий Московский, Андрей Ослябя,
Александр Пересвет, преподобный Стефан Пермский.
Тема 23. Лучезарная Оптина
Оптина пустынь. Подвиг старчества. Плеяда оптинских старцев. Преподобные Амвросий
и Нектарий Оптинские: жизнь и духовные наставления. Основные понятия и термины:
старчество, духовное рассуждение. Основные персоналии: преподобные Амвросий,
Нектарий и другие оптинские старцы.
Тема 24. Юродивые Христа ради.
Пред ними склонялись сильные мира сего Сущность подвига юродства. Новгородские
юродивые Николай и Фёдор. Юродивые и Иван Грозный. Жизнеописание Василия
Блаженного. Основные понятия и термины: юродство, юродивые. Основные персоналии:
святые Николай и Фёдор Новгородские, Василий Блаженный.
Тема 25. Христианин в неволе
Святой Иоанн Русский – подвижник в неволе. Особенности сохранения православия в
иноверной среде. Подвиг Йозефа Шульца во время Второй мировой войны. Основные
персоналии: святой Иоанн Русский, Йозеф Шульц.
Тема 26. Свет Христов просвещает всех
Миссионеры в Русской Америке: служение святителя Иннокентия (Вениаминова).
Распространение Православия в Японии: святитель Николай (Касаткин). Основные
понятия и термины: миссионерство. Основные персоналии: святители Иннокентий
(Вениаминов), Николай (Касаткин).
Тема 27. Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский
Детство и юность Иоанна. Начало служения. Иоанн Кронштадтский и дети. Духовные
рассуждения праведного Иоанна Кронштадтского. Основные понятия и термины:
пастырская деятельность. Основные персоналии: праведный Иоанн Кронштадсткий.
6

Тема 28. Род праведных благословится
Жизнь и подвиги праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род праведной
Иулиании. Георгий Михайлович Осоргин. Основные понятия и термины: праведник,
милосердие. Основные персоналии: праведная Иулиания Лазаревская (Осоргина), Г.М.
Осоргин.
Тема 29. В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века
Русская православная церковь в ХХ в. Новомученики и исповедники Российские.
Священномученник Вениамин Петроградский. Икона новомученников и исповедников
Российских. Основные понятия и термины: новомученники и исповедники Российские.
Основные персоналии: священномученник Вениамин Петроградский, священномученник
Пётр (Полянский), новомученницы великая княгиня Елизавета Фёдоровна и монахиня
Варвара.
Тема 30. Главное в жизни – делать добро
Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Основные понятия и термины:
исповедник Основные персоналии: святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Тема 31. История одной любви
Герои Отечественной войны 1812 г. История одной любви: Маргарита Нарышкина и А.А.
Тучков. Создание Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле. Памятники
героям Отечественной войны 1812 г. Основные персоналии: М.М. Тучкова (Нарышкина),
А.А. Тучков, Н.А. Тучков, митрополит Филарет (Дроздов).
Тема 32. Герои нашего времени
Героизм и современность. Алексей Талай. Подвиг Андрея Туркина в Беслане. Героизм
Шаварша Карапетяна. Основные понятия и термины: героизм, героический поступок.
Основные персоналии: А. Талай, А. Туркин, Ш. Карапетян.
Тема 33. Впереди у нас вечность
Праздник Сретения Господня. Православное отношение к старости. Подведение итогов
года. Основные понятия и термины: Сретение. Основные персоналии: праведный Симеон.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока

Введение в предмет
Путь жизни
От Адама до Авраама: вера и доверие
Пророк Моисей: урок смирения
Судьи, цари и пророки: сила моя в немощи совершается
Спаситель: ранами его мы исцелились
Заповеди блаженства: грех и покаяние
Заповеди блаженства: жажда правды
Заповеди блаженства: земля кротких
Свидетели благой вести: апостолы Петр и Иоанн
Гонитель, ставший апостолом: апостол Павел

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

12
13
14
15
16*
17
18
19
20
21
22
23
24*
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Отдавшие жизнь за Христа
Воины Царя Небесного
Выбор императора: святой Константин Великий
Светильники Церкви Христовой
Сокрытые в пустыне: преподобные Антоний Великий и
Симеон Столпник
Духовная мудрость преподобных Ефрема сирина и Иоанна
Лествичника
Милосердие праведника
Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Вот я и дети, которые дал мне Бог: русские святые князья
Святые защитники веры и Руси
Пастыри Русской Церкви
Игумен земли Русской
Лучезарная Оптина
Юродивые Христа ради
Христианин в неволе
Святые проповедники веры
Всероссийский батюшка: Святой Иоанн Кронштадский
Род праведных благословится
В конце всех победителей победит Христос: новомученикиXX
века
Главное в жизни – делать добро
История одной любви
Герои нашего времени
Впереди у нас - вечность

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».