РП АОП ООО ЗПР Познай физику в задачах и экспериментах 7 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Познай физику в задачах и экспериментах»
за курс основного общего образования
7 класс

.

2021г.

1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
2

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Изучение предмета физика должно обеспечить:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле),
движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений,
проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с
использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности
погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств
передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их
на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и
магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных
ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм
человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных
знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью
сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии,
загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
3

9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными
методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение,
эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
10) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами
самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа
полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
11) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических формул
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.
Выпускник научится:

 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным

оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,
радиационный фон (с использованием дозиметра), при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания
для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения
с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
4

поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно- популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми
телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения,
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости,
сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические

законы: закон сохранения энергии, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей
силы), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
 решать задачи, используя физические законы :закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения,
на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии,) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и
при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
5

 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные

свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей
и твердых тел;

 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

2. Содержание учебного предмета, курса.
Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели.
Физика и техника.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема
жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.
Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение
свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со
средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное
равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения
расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение
скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила
упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы измерения силы. Сила
тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия
тел. Нахождение центра тяжести плоского тела.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы
измерения энергии, работы и мощности.
6

Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления
барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие
плавания тел.

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.
№
урока

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

Физические величины. Измерение физических величин.

1

2**

Определение цены деления приборов и измерение физических
величин.
Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"

1

1

5

Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины
алюминиевой пластины прямоугольной формы"
Строение вещества. Диффузия. Решение качественных задач

6***

Решение задач по теме «Механическое движение»

1

7***

Решение задач по теме «Средняя скорость»

1

8**

Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего
объема стеклянной полости"
Решение задач по теме «Плотность вещества»

1

Экспериментальная работа № 4 "Определение пустого
пространства теннисного шарика, заполненного кусочками
алюминия"
Решение задач по теме «Масса и плотность»

1

1

14**

Экспериментальная работа № 5 "Определение массы
латуни(меди) и алюминия"
Решение задач по теме «Сила»

15**

Решение задач по теме «Давление твердых тел»

1

16**

Экспериментальная работа № 6 "Определение давления,
создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную
поверхность"
Решение задач по теме «Давление в жидкостях»

1

Решение задач по теме « Давление в жидкостях.
Сообщающиеся сосуды»
Решение задач по теме «Архимедова сила»

1

Решение задач по теме «Условие плавания тел»

1

Экспериментальная работа № 7 "Определение массы тела,
плавающего в воде"
Экспериментальная работа № 8 "Определение объема куска
льда"

1

3**
4**

9–
10**
11***

12***
13***

17*
18*
19 –
20**
21**
22*
23*

1

1

2

1

1

1

2

1
7

Экспериментальная работа № 9 "Определение плотности
твердого тела"
Решение задач по теме «Архимедова сила»

1

Экспериментальная работа № 10 "Определение плотности
камня"
Анализ олимпиадных задач.

1

1

29*

Механическая работа и мощность. Решение задач по теме
«Работа силы»
Решение задач по теме «Работа и мощность»

30*

Решение задач по теме «Работа и мощность»

1

31**

1

32***

КПД простых механизмов. Решение задач по теме «Расчёт
КПД».
Решение комбинированных задач.

33***

Анализ олимпиадных задач.

1

34

Повторительно-обобщающее занятие

1

24**
25**
26**
27**
28

1

1

1

1

8

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».