РП АОП ООО ЗПР Решение физических задач 8 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Решение физических задач»
за курс основного общего образования
8 класс

.

2021г.

1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

2

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Изучение предмета физика должно обеспечить:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,
об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата
изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных
идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов
электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

3

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных
и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и
механизмов;
9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными
доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
10) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными
методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов,
описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности
полученного результата;
11) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических
формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.
Выпускник научится:

 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и

лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств
тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;
проводить опыт и формулировать выводы;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса
тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра), при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений.
4

 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием

прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом
заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу
о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку
достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно- популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Тепловые явления
Выпускник научится:

 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоемкость
вещества,
удельная
теплота
плавления,
удельная
теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
5

теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;

 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
 приводить примеры экологических последствий работы двигателей
внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:

 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся

знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с
током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических
цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление
вещества,
работа

6

электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании,
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.

 приводить примеры практического использования физических знаний об
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчета электрического сопротивления
при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые
организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

2.Содержание учебного предмета, курса
1. Классификация задач
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в
обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу
решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления
задач. Примеры задач всех типов.
7

2. Правила и приёмы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с
текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование
вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные
недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
3. Молекулы
Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела.
Капиллярные явления.
4. Тепловое расширение тел. Теплопередача.
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности
теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляци.
5. Физика атмосферы.
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность
выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное
влияние.
6. Электрический ток.
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике.
Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.
7. Электромагнитные явления.
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле.
Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных
полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли.
Магнитные бури.
8. Световые явления.
Скорость света в различных средах. Законы распространения света. Формула тонкой
линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.

№

Тема занятия

1.

Классификация задач. Примеры типовых задач.

1

2.

Правила и приёмы решения задач.

1

3.

Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела.

1

4.**

Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

1
8

5.

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

6.**

Решение задач на уравнение теплового баланса.

1

7.

Исследование теплопроводности тел.

1

8.

Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы

1

9.*** Решение комбинированных задач на тепловые процессы.
10.

Влажность воздуха, определение точки росы.

11.** .Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.

1
1
1

12.**

Расчёт сопротивления человеческого тела.

1

13.

Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.

1

14**.

Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности
потребителя и по счётчику.

1

15.

Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки

1

16.**

Определение КПД электродвигателя.

1

17.*** Законы отражения и преломления.

1

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».