Приложение №1 к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» 5-9 класс 2021 1.Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования отражают: для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. 2 Личностные результаты освоения АОП ООО включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Метапредметные результаты Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3 Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). 4 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического 5 или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); 6 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. 7 Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования отражают: для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи; для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какоголибо вопроса; формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. Метапредметные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они отражают базовый уровень планируемых результатов. Планируемые предметные результаты коррекционно-развивающей работы В результате реализации программы обучающиеся 5-9 классов овладеют следующими умениями и навыками в развитии письменной речи: положительная мотивация к изучению русского языка; - уметь самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков. - знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.; пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости; - уметь дифференцировать оппозиционные звуки; - знать образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок; - владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне; - различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; - производить фонетический разбор слова; - производить звукобуквенный разбор слогов и слов; - подбирать слова на заданный звук; 8 - сравнивать слова со сходными звуками; - составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; - восстанавливать предложения и текст с заданными звуками - понимать основное содержание необходимого по программе по объему - текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную мысль, структурные части исходного текста; - правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; - разбирать слова орфоэпически; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и антонимы; - пользоваться толковым - выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов; - подбирать однокоренные слова; - разбирать слова по составу; - квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; - правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи; - образовывать формы изученных частей речи; - разбирать слово морфологически; - выделять словосочетания в предложении; - определять главное и зависимое слово; - определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; -составлять простые и сложные предложения; - разбирать простое предложение синтаксически; - находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с изученными орфограммами; - правильно писать слова с непроверяемыми согласными; - пользоваться орфографическим словарем; - находить в предложениях места для постановки знаков препинания; - расставлять знаки препинания в предложениях; - определять тему и основную мысль текста, его стиль; - составлять простой план текста; - подробно и сжато излагать повествовательные тексты; - писать сочинения повествовательного характера; - совершенствовать содержание и языковое оформление; -будут устранены специфические ошибки письма и чтения. 2. Содержание коррекционно-развивающего курса. Диагностика. Логопедическая диагностика: вводная, промежуточная, итоговая (изучение состояния устной, письменной речи и неречевых функций). Проводятся диагностические работы: диктанты, списывания, тесты. Модуль «Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки» Модуль направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены). Модуль «Морфемика и словообразование». Модуль направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление ошибок специфических и дизорфографических ошибок. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Модуль направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне 9 словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация». Модуль направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания № 5 класс 9 Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Согласные звук Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. 10 10 Двойные согласные. Двойные согласные. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Морфемика и словообразование Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, ск-, -енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Словоизменение Имя существительное Изменение существительных по числам. Изменение прилагательных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе 10 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Имя прилагательное Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. 1 1 1 1 1 24 Согласование прилагательных с существительными в числе. 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Глагол Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Развитие анализа структуры предложения Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 6 класс Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Звонкие и глухие согласные Правописание согласных в приставках. Твёрдые и мягкие согласные Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Развитие слогового анализа и синтеза Правописание сложных слов. Словообразование Сложные слова. Сложносокращённые слова. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 11 12 13 14 15 16 17 Словоизменение Имя существительное Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное Степени сравнения имени прилагательных. Имя числительное Согласование порядковых числительных с существительными. Местоимение Согласование местоимений с существительными. Глагол Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов Развитие анализа структуры предложения Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 34 часа 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема коррекционного занятия Кол-во часов Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. 1 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. 1 Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. 1 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 1 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего 1 времени. Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. 1 Наречие. Конечные гласные наречий. 1 Согласные звуки Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. 1 Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. 1 Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология Причастие как особая форма глагола. 1 Причастный оборот. 1 Анализ предложений с причастным оборотом. 1 Деепричастие как особая форма глагола. 1 Деепричастный оборот. 1 Анализ предложений с деепричастным оборотом. 1 12 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, поза, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Развитие анализа структуры текста Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 8 класс Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Работа над предложением Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Работа над текстом Пересказ по серии сюжетных картинок. Пересказ по сюжетной картинке. Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Текст – повествование. Составление рассказа. Текст – описание. Составление рассказа. Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. Замена в тексте лица рассказчика. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа 9 класс № Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант 1 слогов, слов, предложений и текстов. 2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация 3 Уточнение представлений о предложении. 4 Типы предложений по цели высказывания. 5 Главные и второстепенные члены предложений. 6 Нахождение слов, связанных с подлежащим. 7 Нахождение слов, связанных со сказуемым. 8 Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). 9 Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. 10 Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. 11 Конструирование бессоюзных сложных предложений. 14 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Работа над текстом Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова. Типы текстов. Структура текста. Понятие о микротеме. План. Виды плана. Составление планов разных видов. Составление плана по данному тексту. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Редактирование изложения. Типы текста. Сравнительное описание. Сочинение – сравнительное описание. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Типы текста. Повествование. Типы текста. Рассуждение. Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. Редактирование сочинения. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)