1.1 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Легоконструирование» составлена с учетом следующих документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.2014г. №1726-р) 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. n 196». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации. 12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от «О проведении сертификации ДООП для включения в систему ПФДО детей Свердловской области в 2021 году». 13. Устав МБОУ СОШ № 19. Направленность (профиль) ДООП – техническая. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Легоконструирование» обусловлена тем, что полученные на занятиях умения и навыки становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии. При построении содержания используется интегрированный подход, способствующий решению важных задач по воспитанию личности современного ребенка – гуманной, духовно богатой, технически грамотной. Важным условием процесса реализации программы является межпредметный и метапредметный подходы в обучении. Развивая возможности использования интегрированных знаний в смежных научных областях: информатики, математики, химии, физики учащиеся учатся мыслить, культивируя практику здорового, нравственного, продуктивного технического мышления. 2 Адресат программы – дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на учащихся младшего, среднего школьного возраста. Число детей, одновременно находящихся в группе (не более 12 человек). Режим занятий – для первого года составляет 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, для второго года обучения 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Продолжительность одного занятия: продолжительность занятий в день I год обучения - 1 час 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия; II год обучения составляет 1 час 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия; III год обучения составляет 1 час 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность части программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах (до 68 часов). Срок освоения программы – 3 года, количество учебных часов по программе -204 часа, из них: I год обучения – 68 часа, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа; II год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа; III год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа. Уровень освоения содержания программы – базовый. Используя образовательную технологию LEGO WEDO в сочетании с конструкторами LEGO, учащиеся разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей жизнедеятельности. Технологические наборы LEGO WEDO ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Перечень форм обучения: - очная; - фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п. (в соответствии с возрастом); Перечень видов занятий – беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное занятие, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие и др. Перечень форм подведения итогов реализации ДООП: беседа, семинар, мастеркласс, практическое занятие, показательное выступление. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: обучение учащихся легоконструированию через создание моделей и управление готовыми моделями с помощью компьютерных программ. Задачи: -формирование умения самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования и объѐмного моделирования робототехнических моделей; -ориентирование учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере робототехники; - формирование у учащихся политехнического мышления; - формирование умения создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей; 3 -формирование умения работать с литературой, в Интернете, в программных средах «PowerPoint», «LEGO WEDO»; Метапредметные: -реализация межпредметных связей в процессе конструирования и моделирования технических устройств; -формирование у учащихся специальных компетенций, направленных на решение технологических задач в области образовательной робототехники; Личностные -развитие интереса учащихся к наукам технического профиля; -воспитание в детях патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к близким людям, истории своей страны; -формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, ответственного отношения к своему здоровью. 4 1.3 Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/ п Разделы и темы 1. Введение ( 2 ч.) 1. Знакомство с конструктором We Do. Элементы набора. Техника 1 безопасности 2. Программное обеспечение LEGO We Do ( 6 ч.) 2. Обзор. Перечень терминов. Сочетания клавиш. 1 2. Звуки. Фоны экрана. 2 3. Изучение механизмов (10 ч.) 3. Первые шаги. Обзор. 1 3. Зубчатые колѐса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые 2 колѐса. 3. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. 3 3. Шкивы и ремни. Перѐкрѐстная ременная передача. Снижение, 4 увеличение скорости. 3. Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. 5 4. Изучение датчиков и моторов (6 ч.) 4. Мотор и оси. 1 4. Датчик наклона, датчик расстояния. 2 5. Программирование We Do (8 ч.) Количество часов теория практика всего Формы Аттестации /контроля 2 0 2 Беседа - диалог 2 2 4 Игровой тест 1 1 2 Практическая работа 1 1 2 Викторина 1 1 2 1 1 2 1 1 2 Самостоятельная работа с творческим заданием Самостоятельная работа с творческим заданием Практическая работа 1 1 2 Контрольное тестирование 1 1 2 Практическая работа 1 3 4 Самостоятельная работа с творческим заданием 5. 1 5. 2 5. 3 5. 4 Блок «Цикл» 1 1 2 Практическая работа Блок «Прибавит к экрану», блок «Вычесть из экрана» 1 1 2 Практическая работа Блок «Начать при получении письма». Маркировка. 1 1 2 Практическая работа Итоговое занятие по пройденным темам. 1 1 2 Самостоятельна практическая работа 1 3 2 3 3 3 4 2 4 4 4 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 3 4 3 3 4 4 4 4 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Мини-выставка 1 1 2 Беседа-диалог 24 44 68 1 2 6. Конструирование и программирование заданных моделей ( 34 ч.) 6. Забавные механизмы 1 Танцующие птицы. Создание группы «Танцующие птицы» Умная вертушка. Обезьянка – барабанщица. Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных. 6. Звери 2 Голодный аллигатор. Создание макета заповедника. Рычащий лев. Создание львиной семьи (мама – львица и львѐнок). 7. Подведение итогов (2 ч.) 7. Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие 1 Итого: 1 1 1 1 Практическая работа УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. 1 1. Вводное занятие (2ч.) Правила поведения и ТБ в кабинете «LEGO - роботы» и при работе с конструкторами «LEGO». 2. Конструирование и программирование заданных моделей ( 34 ч.) 1 Беседа - диалог 6 2. 1 2. 2 Футбол Нападающий. Попадание в мишень (соревнование нападающих). Вратарь. Совместное занятие «Нападающий и вратарь» Ликующие болельщики. Создание группы болельщиков. Приключения Придуманная история про Макса и Машу. Спасение от великана. Управление великаном «волшебной» палочкой. Непотопляемый парусник. Итоговое занятие по разделу «Приключения». 3. Программы для исследований (14 ч.) 3. Управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление 1 мощностью мотора при помощи датчика наклона. 3. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный 2 выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. 3. Все звуки. Все фоны экрана. 3 4. Индивидуальная проектная деятельность (16 ч.) 4. Выработка и утверждение тем проектов. 1 4. Конструирование модели, еѐ программирование. 2 4. Презентация моделей. 3 4. Выставка технических проектов учащихся 4 1 1 2 3 3 3 2 2 2 4 4 4 2 Практическая работа Мини-соревнования Мини-соревнования Мини-соревнования Мини-соревнования Мини-соревнования 1 3 2 3 4 2 4 2 4 4 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 3 3 6 Самостоятельная работа 2 2 4 Самостоятельная работа 2 2 4 Мини-выставка 2 4 6 Самостоятельная работа 2 4 6 Практическая работа 2 2 2 2 Защита творческих проектов Промежуточная аттестация. Выставка презентация 1 1 1 1 1 1 5. Подведение итогов (2 ч.) 7 5. 1 Итого: Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие 1 1 20 48 2 Беседа-диалог 68 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Разделы и темы Количество часов теория практика всего Формы аттестации/контроля 1.Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство детей с историей робототехники. (2 ч.) 1.1 Правила поведения и ТБ в кабинете «LEGO – роботы» и при работе с 1 конструкторами «LEGO». 2.Основы конструирования (6 ч.) 1 2 Беседа – диалог 2.1 2.2 2.3 Знакомство с контроллером. Одномоторная тележка. 1 1 Встроенные программы. Двухмоторная тележка. 1 1 Датчики. Среда программирования. 1 1 3.Основы управления роботом (16 ч.) Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Защита от 2 2 «застреваний». Траектория с перекрестками. Пересеченная местность. Обход 2 2 лабиринта. Анализ показаний разнородных датчиков. 2 2 Синхронное управление двигателями. 2 2 4.Удаленное управление (12 ч.) 2 2 2 Игровой тест Практическая работа Практическая работа 4 Практическая работа 4 Практическая работа 4 4 Практическая работа Практическая работа Передача числовой информации. Кодирование при передаче. Управление моторами через bluetooth. 4 4 4 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 2 2 2 2 2 2 8 5.1 5.2 5.3 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 5.Игры роботов (12 ч.) «Царь горы». 2 Управляемый футбол роботов. 2 Футбол с инфракрасным мячом (основы). 2 6.Состязание роботов (10 ч.) Сборка и программирование модели Сумо. 1 Сборка и программирование модели для перетягивания каната. 1 Сборка и программирование модели Кегельринг. 1 Следование по линии. 1 Сборка и программирование модели для прохождения Лабиринта. 1 7.Творческие проекты (8 ч.) Правила дорожного движения. 1 Роботы – помощники человека. 1 Роботы – артисты. 1 Выставка технических проектов учащихся 1 8.Подведение итогов (2 ч.) Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие. 1 Итого: 34 2 2 2 4 4 4 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 1 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Выставка – презентация. 1 2 Защита творческих проектов 34 68 9 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1.Введение ( 2 ч. ) Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором. Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора Lego We D: 9580 конструктор ПервоРобот, USB LEGO – коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния. 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие. Форма организации занятия: групповая. Формы, методы и приѐмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж. Дидактическое обеспечение: выставочные экспонаты робототехнических изделий Форма подведения итогов по теме: заполнение анкеты «Почему я люблю LEGO?». Методы контроля: собеседование, опрос, анкетирование, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура 2.Программное обеспечение LEGO We Do (6 ч.) Теория: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш для быстрого доступа к некоторым функциям. Практическая работа: звуки – Блок «Звук» и перечень звуков которые он может воспроизводить. Фоны экрана которые можно использовать при работе. Форма организации занятия: групповая. Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: выставочные экспонаты робототехнических изделий Форма подведения итогов по теме: игровой тест «Фоны экрана» Методы контроля: собеседование, опрос, тестирование, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура 3.Изучение механизмов (10 ч.) Теория: первые шаги. Обзор основных приѐмов сборки и программирования. Построение моделей: зубчатые колѐса, промежуточное зубчатое колесо, коронные зубчатые колѐса, понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перѐкрѐстная ременная передача, снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг их обсуждение и программирование. Практическая работа: создание своей программы работы механизмов. Форма организации занятий: работа в парах Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: викторина в POWER POINT «Виды зубчатых передач» Методы и формы контроля: собеседование, опрос, тест-игра, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 4.Изучение датчиков и моторов (6 ч.) Теория: построение модели с использованием мотора и оси, обсуждение, программирование. Практическая работа: построение модели с использованием датчика наклона и расстояния, обсуждение и программирование, создание своей программы. Форма организации занятий: индивидуальная, групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: практическая работа по созданию собственной программы Методы и формы контроля: собеседование, опрос, тест-игра, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 5.Программирование We Do (8 ч.) Теория: изучение основных блоков программирования: блок «Цикл», блок «Прибавить к экрану», блок «Вычесть из экрана», блок «Начать при получении письма». Практическая работа: маркировка основных блоков. Программирование основных блоков. Форма организации занятий: групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачѐт. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: практическая работа по созданию определенного блока программирования. Методы контроля: собеседование, опрос, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 6.Конструирование и программирование заданных моделей (34 ч.) 6.1.Забавные механизмы Теория: приемы конструирования механических конструкций. Использование системы ременных передач. Практическая работа: «Танцующие птицы» - конструирование двух механических птиц которые способны издавать звуки и танцевать, программирование их поведения. Создание группы «Танцующие птицы» - конструирование и программирование моделей. «Умная вертушка» - построение модели механического устройства для запуска волчка и программирование его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался. «Обезьянка – барабанщица» - построение модели механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Создание из обезьян – барабанщиц группы ударных. 6.2 Звери. Теория: приемы конструирования механических конструкций. Использование системы зубчатых передач. Практическая работа: «Голодный аллигатор» -конструирование и программирование механического аллигатора, который мог бы открывать и закрывать свою пасть и одновременно издавать различные звуки. Создание макета заповедника. «Рычащий лев» - построение модели механического льва и программирование его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи (мама – львица и львѐнка). 7.Подведение итогов (2 ч.) Теория: закрепление изученного материала. Подведение итогов за год. Перспективы работы на следующий год. Формы занятий: самостоятельная работа, зачѐт, практическая работа. 11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1.Введение (2 ч.) Теория: задачи учебной группы. Программа и план занятий на предстоящий год. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности. Транспортные средства. Определение направлений проектной деятельности с учетом «метапредметной» деятельности. Практическая работа: Демонстрация образцов моделей. Форма организации занятия: групповая. Формы, методы и приѐмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж. Дидактическое обеспечение: выставочные экспонаты робототехнических изделий. Методы контроля: собеседование, опрос, анализ. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура. 2.Конструирование и программирование заданных моделей (34 ч.) 2.1.Футбол. Теория: приемы конструирования механических конструкций. Использование системы ременных и зубчатых передач. Практическая работа: «Нападающий» - конструирование и программирование механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Попадание в мишень (соревнование нападающих) конструирование группы нападающих. «Вратарь» - конструирование и программирование механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Групповая работа по конструированию вратаря и нападающего. «Ликующие болельщики» - конструирование и программирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы, и подпрыгивать на месте. Создание группы болельщиков. 2.2.Приключения. Теория: закрепление приемов конструирования механических конструкций. Использование системы ременных и зубчатых передач. Практическая работа: «Спасение самолѐта» - конструирование и программирование модели самолѐта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолѐта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и еѐ проигрывание. «Спасение от великана» - конструирование и программирование модели механического великана, который встает, когда его разбудят. Управление великаном «волшебной» палочкой. «Непотопляемый парусник» - конструирование и программирование модели парусника, которая способна покачиваться вперѐд и назад, как будто он плывѐт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками. Форма организации занятий: индивидуальная, групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, мозговой штурм, практическая работа, зачѐт. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: практическая работа по созданию конструкций и программированию всех трѐх моделей из раздела, придумывание сценария с участием всех трѐх моделей и его проигрывание. Методы контроля: собеседование, опрос, анализ Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 12 3. Программы для исследований (14 ч.) Теория: обзор предлагаемых программ, чтобы исследовать возможности программного обеспечения. Практическая работа: управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. Все звуки. Все фоны экрана. Лотерея (запустите программу, чтобы узнать, кто же выиграет в лотерею). Джойстик (Поворачивайте датчик наклона «носом» вверх и вниз и наблюдайте, как будет меняться направление вращения мотора). Попугай (скажите, что – нибудь в микрофон и наблюдайте за результатом). Хранилище (запустите программу и введите свой секретный код. Сможете ли вы отпереть замок?). Случайная цепная реакция. Форма организации занятий: работа в парах, групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачѐт. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: самостоятельная работа по программированию всех моделей по темам раздела. Методы и формы контроля: собеседование, опрос, анализ, самостоятельная работа Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 4.Индивидуальная проектная деятельность (16 ч.) Теория: закрепление приемов конструирования механических конструкций. Использование системы различных передач Практическая работа: разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, еѐ программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования Форма организации занятий: индивидуальная, групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачѐт. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «WEDO» Форма подведения итогов по теме: самостоятельная работа по программированию всех моделей по темам раздела. Методы и формы контроля: собеседование, опрос, анализ, самостоятельная работа Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO, мультимедийный проектор, видеоаппаратура, ПК 5.Подведение итогов (2 ч.) Теория: закрепление изученного материала. Подведение итогов за год. Формы занятий: самостоятельная работа, практическая работа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1.Введение (2 часа: теория – 1ч., практика – 1ч.) Теория: Значение робототехники для современного общества. Исторические сведения. Обсуждение тематики занятий. Понятие о проектировании и конструировании робототехнических устройств. Знакомство с материально-технической базой. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с электроприборами, питающимися от сети переменного тока: компьютер, принтер, зарядное устройство для аккумуляторов Правила поведения и ТБ, ПБ в кабинете и при работе с конструкторами, режим работы ДТО. Форма организации занятия: групповая. 13 Формы, методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж. Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы. Дидактическое обеспечение: выставочные экспонаты робототехнических изделий. Формы и методы контроля: собеседование, опрос, анкетирование, анализ. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0, мультимедийный проектор, видеоаппаратура. 2.Основы конструирования (6 часа: теория – 3ч., практика – 3ч.) Теория: Основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0. Спецификация деталей конструктора. Общая структура и основные узлы робота. Способы соединения деталей и узлов робота. Разъемные и неразъемные, подвижные и неподвижные соединения. Датчики, их устройство, назначение. Устройство, принцип работы датчиков. Датчики и их параметры: датчик касания, микрофон, датчик освещенности (цвета), ультразвуковой датчик для определения расстояний. Практическая работа: Способы соединения деталей и узлов робота. Разъемные и неразъемные, подвижные и неподвижные соединения, сборка роботов по готовым схемам. Кнопки управления, передача программы. Запуск программы. Роботы собственной конструкции. Оптимизация собранной конструкции (рациональная компоновка, облегчение ее, за счет уменьшения числа деталей). Форма организации занятия: групповая. Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа. Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: выставочные экспонаты робототехнических изделий. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0, видеоаппаратура. Методы контроля: собеседование, опрос, тестирование, анализ. 3.Основы управления роботом (16 часа: теория – 8ч., практика – 8ч.) Теория: Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Защита от «застреваний». Траектория с перекрестками. Пересеченная местность. Обход лабиринта. Анализ показаний разнородных датчиков. Синхронное управление двигателями. Практическая работа: создание модели робота по схеме, создание программы для лабиринта. Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «LEGO WEDO 2.0.». Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0, видеоаппаратура, ПК. Методы контроля: собеседование, опрос, тест-игра, анализ. 4.Удаленное управление (12 часов: теория – 6ч., практика – 6ч.) Теория: Передача числовой информации. Кодирование при передаче. Управление моторами через bluetooth. 14 Практическая работа: Конструирование робота, его программирование группой разработчиков. Кинематические (ходовые) испытания. Отладка программы. Форма организации занятий: индивидуальная, групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «LEGO WEDO 2.0. Форма подведения итогов по теме: практическая работа по созданию собственной программы. Методы контроля: собеседование, опрос, анализ. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0. ПК. 5.Игры роботов (12 часов: теория – 6ч., практика – 6ч.) Теория: Программа «ROBOLAB»: освоение палитры функций, моторы, модификаторы, структуры, ожидания, контейнеры, коммуникации и др. Знакомство с микрокомпьютерами NXT. Освоение нескольких управляющих программ. Практическая работа: Задание роботу инструкции поведения (разработка алгоритма). ИК приемо-передатчик. Датчики различных входных сигналов. Форма организации занятий: групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачѐт. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «LEGO WEDO 2.0.» Методы контроля: собеседование, опрос, анализ. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0. ПК. 6. Состязание роботов (10 час: теория – 5ч., практика – 5ч.) Теория: основные виды соревнований по робототехнике. Практическая работа: создание и программирование роботов: «Сумо», «Кегельринг», робот для перетягивания каната, «Лабиринт». Форма организации занятий: групповая Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «LEGO WEDO 2.0.». Форма подведения итогов по теме: практическая работа по созданию роботов для соревнований. Методы контроля: собеседование, опрос, анализ. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0. ПК. 7. Творческие проекты (8 час: теория – 4ч., практика – 4ч.) Теория: Выработка и утверждение темы мини – проектов. Практическая работа: Конструирование робота, его программирование группой разработчиков. Кинематические (ходовые) испытания. Отладка программы. Оформление исследовательских мини - проектов. Презентация роботов. Основные требования к технической документации. Создание технического паспорта на робота (габаритные размеры назначение, принцип действия и правила эксплуатации фотография общего вида, фотография отдельных (дополнительных) деталей), описание программы для робота и создание компьютерной презентации. Отбор лучших роботов на выставки технического творчества. Форма организации занятий: индивидуальная, групповая. 15 Формы, методы и приемы обучения: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа. Дидактическое обеспечение: установочный диск с программой для «LEGO WEDO 2.0.». Форма подведения итогов по теме: самостоятельная работа по программированию всех моделей по темам раздела. Материалы и оборудование: основные детали конструктора LEGO WEDO 2.0. ПК. 8.Подведение итогов (2 часа: теория – 1ч, практика – 1ч.) Теория: закрепление изученного материала. Подведение итогов за год. Формы занятий: самостоятельная работа, практическая работа. 1.4 Планируемые результаты Показателями эффективности реализации программы и возможными критериями результативности являются: Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Предметные: Учащиеся: - Будут понимать смысл основных терминов робототехники, правильно произносить и адекватно использовать; - Поймут принципы работы и назначение основных блоков и смогут объяснять принципы их использования при конструировании роботов; - Смогут понять принципы кодирования и декодирования, а также идеи использования их в робототехнических системах; - Смогут использовать знания из области физических основ робототехники для построения робототехнических систем; - Смогут осуществлять самостоятельную разработку алгоритмов и программ с использованием конструкций ветвления, циклов, а также использовать вспомогательные алгоритмы; - Смогут самостоятельно и/или с помощью педагога производить отладку роботов в соответствии с требованиями проекта; - Приобретут навыки самостоятельного выполнения проектов в соответствии с заданиями в учебнике и/или устно сформулированного задания педагога. - Расширят представление о возможностях использования датчиков ультразвука, и блока переменная, смогут использовать знания при выполнении проектов; - Смогут выполнять настройки блоков Звук и Переменная, а также датчика Ультразвук. 4.Сформированность образовательных (программных) результатов: к концу первого года обучения учащиеся: понимают: - значение основных научно-технических понятий и терминов; - виды техники; 16 - правила безопасной работы с конструкторами LEGO; - несложные приемы конструирования; умеют: -создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей; - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт конструирования модели и других объектов и т.д.); - самостоятельно выполнять рабочие программы на графическом языке «WEDO»; -готовить творческие работы к представлению на различных мероприятиях (создавать презентации средствами PowerPoint с помощью педагога). владеют: -навыками дизайна (оригинальность конструкторского решения), -начальными навыками программирования в графической среде «WEDO»; к концу второго года обучения учащиеся: понимают: -значение понятий и терминов: чертеж, схема, наглядное изображение, алгоритм, графический редактор, роботология; -основные приемы конструирования; умеют: -работать с литературой, с каталогами, в Интернете, с видеотекой (изучать и обрабатывать информацию по теме проекта); - читать графические изображения, -выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы); -разрабатывать чертежи для несложных моделей; -представлять творческие проекты на мероприятиях технической направленности различного уровня; владеют: -особенностями составления технологической схемы сборки модели; -особенностями программирования в графических средах «WEDO»; -конструктивными особенностями составления различных моделей, зданий, сооружений и механизмов; -принципами подвижных и неподвижных соединений; -приемами конструирования. Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней сделана попытка интеграции знаний, получаемых учащимися в школе в различных областях естественных и гуманитарных наук, с новой областью знаний – робототехникой. Содержательную основу данной программы составляют занятия техническим конструированием с использованием конструкторов «LEGO WEDO». Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на учащихся младшего, среднего школьного возраста. Объем и срок освоения программы: срок реализации программы- 2 года, количество учебных часов по программе -204 часов, из них: I год обучения – 68 часа, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа; II год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа; III год обучения – 68 часов, 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения: 17 -учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных правил, установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28; -при организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности: кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Материально-техническое обеспечение: -стол ученический – 6 шт; -стулья ученические – 12 шт; -компьютер – 1шт; -ноутбуки – 6 шт. (ПК для обучающихся), -наборы базовых конструкторов LEGO WEDO – 6 шт. (по 6 шт. для каждой из групп) -наборы ресурных конструкторов LEGO WEDO – 4 шт. (по 2 шт. для каждой из групп), -дополнительные датчики сторонних фирм для конструкторов LEGO WEDO – 2шт., В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (приложение к письму Минпросвещения России от 07мая 2020 г. № ВБ976/04) учебные занятия в рамках реализации программы могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий. Для этого необходимы следующие технические средства: - рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером; локальной сетью с выходом в сети Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам. Учащиеся дома должны иметь: - персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - стабильный канал подключения к сети Интернет. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители (законные представители). Методическое и дидактическое обеспечение программы: В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Для эффективности реализации образовательной программы необходимы программные интернет - ресурсы: - лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education WeDo™; - комплект заданий 2009580 LEGO Education We Do; - персональный компьютер (ноутбук); - электронные, мультимедийные источники (обучающие презентации в программе Power Point); - компьютерные обучающие программы: методическое руководство «Введение в робототехнику». 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН). 18 Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы. Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН: • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября; • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая на каждом году обучения; • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая. Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе. Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). Начальный контроль проводится в форме практического занятия. Используемые методы: наблюдение, оценивание, анализ, самоанализ. Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая. Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки. Критерии оценки ОУУи Н в ходе реализации программы: I год обучения: Начальный контроль УиН учащихся - с 15 по 25 сентября: владение начальными сведениями о робототехнических устройствах; умение создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей; навыки начального программирования в графической среде «WEDO»; Промежуточная аттестация - с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая: владение ключевыми понятиями и терминами; уровень представления о робототехнических объектах, видах техники; умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей; умение осуществлять мини-проекты в соответствии с пошаговой инструкцией; II год обучения: Начальный контроль УиН - с 15 по 25 сентября: умение работать с литературой, электронными источниками, Интернет-ресурсами; умение читать графические изображения; владение навыками конструирования. Промежуточная аттестация - с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая: владение ключевыми понятиями и терминами; умение выражать свой замысел на плоскости; умение осуществлять проектную работу в соответствии с технологической картой; владение навыками самостоятельности при конструировании различных моделей, зданий, сооружений и механизмов. III год обучения: Аттестация по завершении реализации программы - с 12 по 19 мая: владение способами передачи в среде «WEDO»; навыки самостоятельности при оформлении проектной работы; 19 навыки создания реально действующих моделей роботов при помощи специальных элементов конструкторов «LEGO WEDO»; по самостоятельно разработанной схеме. Основными методами контроля являются: наблюдение и собеседование, оценивание, анализ, самооценка, взаимоконтроль. Текущий контроль по теме осуществляется в форме практической и самостоятельной работы. Оценка результатов достигнутых каждым учащимся проводится по шести основным критериям выполнения творческого проекта. Критерии оценки творческого проекта: 1. Предметность - соответствие формы и содержания проекта поставленной цели. понимание учащимся проекта в целом (не только своей части групповой работы). 2. Содержательность - проработка темы проекта. - умение находить, анализировать и обобщать информацию. - количество практических предложений. - доступность изложения и презентации. 3. Оригинальность - уровень дизайнерского решения. - форма представления (макет, видео, компьютерная презентация, и т.п.) 4. Практичность - уровень технического решения. - возможность использования проекта в разных областях деятельности. - междисциплинарная применимость. 5. Самостоятельность - степень самостоятельности в процессе работы. - успешность презентации. 6. Индивидуальный вклад - доля индивидуального вклада в коллективный труд. Внесение изменений в программу. Программа рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Корректировка программы может быть связана: 1) с изменениями требований и рекомендаций педагогического (методического) совета образовательного учреждения; 2) с учетом педагогического анализа, осуществляемого педагогом дополнительного образования в конце каждого учебного года. 3. Список литературы Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса 1.Филиппов С.А, Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. 319 с. 2.Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. 3.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр. 4.Основы языка программирования LabView для программирования роботов на NXT. Белиовская Л.Г. 5.Основы робототехники: учебное пособие 5-6 класс/Д.А. Каширин, Н.Д.Федорова. – Курган: ИРОСТ, 2013. – 240с., ил. 6.Буйлова Л.Н. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы/Л.Н. Буйлова, Г.П.Буданова. – М.: Просвещение, 2008. 7.Курс «Робототехника»: внеурочная деятельность, 2-е издание дополненное переработанное, методические рекомендации для учителя/ Д.А.Каширин, Н.Д. Федорова, М.В.Ключникова.- Курган: ИРОСТ, 2013. – 80 с.. 8.Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/ Д.Г. Копосов. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286 с. : ил., (4) с. Цв. Вкл. 9.Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: в условиях введения ФГОС НОО : учеб.-метод. Пособие/ М-во образования и науки Челяб. Обл., -Челябинск: Челябинский дом печати, 2012. – 208 с. 10.Справочное пособие к программному обеспечению Robolab – М.: ИНТ. 20 11. Образовательная робототехника в дополнительном образовании детей: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конферененции, 13-14 октября 2014 г. –Якутск: СВФУ, 2014. – 237 с.. 12. Ш78 Интегрированная система выявления и развития одаренной молодежи – основа современного довузовского образования. – М.: МФТИ, 2003. – 247 с. Список рекомендованной литературы для детей и родителей 1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, Спб.: Наука,2010. 2. Д.Г.Копосов. Первые шаги в робототехнику. - Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 286 с. Интернет-ресурсы Робототехника http//:robosport.ru Виртуальный клуб Лего-педагогов http://do.rkc-74.ru/course/category.php?id=29 ЛЕГО – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO Мир ЛЕГО http://www.lego-le.ru/ Федеральная сеть секций робототехники «Лига роботов» https://ligarobotov.ru/ 21 Приложения Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лего-конструирование» Начало учебных занятий - 5 сентября. Продолжительность учебного года - 34 учебных недель (работа с детьми в группе и индивидуально). Продолжительность учебной недели – 5 дней. Окончание учебного года – 31 мая. Промежуточная аттестация: с 19 по 24 декабря, с 15 по 20 мая. октябрь сентябр ь сентябр ь сентябр ь Месяц 1 год обучения Число Время проведения Форма занятия Всего часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 10 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Знакомство с конструктором We каб. Do. Элементы набора. Техника безопасности Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка 17 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие Обзор. Перечень Сочетания клавиш. терминов. каб. Выполнение самостоятельной практической работы 24 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы 1 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы Первые шаги. Обзор. октябрь октябрь октябрь октябрь 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Зубчатые колѐса. каб. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колѐса. Понижающая зубчатая каб. передача. Повышающая зубчатая передача. Выполнение самостоятельной практической работы 15 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие 22 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Шкивы и ремни. Перѐкрѐстная каб. ременная передача. Снижение, увеличение скорости. Выполнение самостоятельной практической работы 29 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Червячная зубчатая передача, каб. кулачок, рычаг. Выполнение самостоятельной практической работы 12 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Мотор и оси. каб. Выполнение самостоятельной практической работы 19 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие Датчик наклона, расстояния. датчик каб. Выполнение самостоятельной практической работы 26 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы 3 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы декабрь ноябрь ноябрь ноябрь 8 Блок «Цикл» Выполнение самостоятельной практической работы 23 декабрь декабрь декабрь 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Блок «Прибавит к экрану», блок каб. «Вычесть из экрана» Выполнение самостоятельной практической работы 17 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Блок «Начать при получении каб. письма». Маркировка. Выполнение самостоятельной практической работы 24 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие Итоговое занятие пройденным темам. по каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка 14 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие Танцующие птицы. каб. Выполнение самостоятельной практической работы 21 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы 28 12:20–13:00 13:10–13:50 Занятиеэкскурсия 4 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 11 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие февраль февраль январь январь январь 10 4 Создание группы «Танцующие каб. птицы» Умная вертушка. Выставка работ, опрос каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы 24 февраль февраль 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 25 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие 4 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 11 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие 18 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 1 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие 8 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 15 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие апрель апрель апрель март март март 18 каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Создание из обезьянок – каб. барабанщиц группы ударных. Выполнение самостоятельной практической работы Обезьянка – барабанщица. Голодный аллигатор. Создание макета заповедника. каб. Выставка работ, опрос каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы 25 12:20–13:00 13:10–13:50 Занятиеэкскурсия 29 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие 6 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 13 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 4 занятие 20 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное занятие 27 12:20–13:00 13:10–13:50 комбинированное 2 занятие каб. Выставка работ, опрос каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Создание львиной семьи (мама каб. – львица и львѐнок). Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка Подведение итогов работы за каб. год. Заключительное занятие Выполнение самостоятельной практической работы, опрос Рычащий лев. май май май май апрель апрель 22 Итог 68 26 Месяц 2 год обучения Число Время проведения Форма занятия Всего часов комбинированное 2 занятие Тема занятия Место проведения Форма контроля Правила поведения и ТБ в каб. кабинете «LEGO - роботы» и при работе с конструкторами «LEGO». Нападающий. каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное 2 занятие Попадание в мишень каб. (соревнование нападающих). Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие Вратарь. каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Совместное занятие каб. «Нападающий и вратарь» Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 2 занятие комбинированное занятие комбинированное 4 занятие Выполнение самостоятельной практической работы 27 комбинированное занятие комбинированное 4 занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы датчик каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы про каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Ликующие болельщики. комбинированное занятие комбинированное 4 занятие Датчик наклона, расстояния. комбинированное занятие комбинированное 2 занятие Создание группы болельщиков. комбинированное 2 занятие Придуманная история Макса и Машу. комбинированное 4 занятие Спасение от великана. 28 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное 2 занятие Управление великаном каб. «волшебной» палочкой. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие Непотопляемый парусник. каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Итоговое занятие по разделу каб. «Приключения». Выполнение самостоятельной практической работы Занятиеэкскурсия комбинированное 4 занятие комбинированное занятие комбинированное 6 занятие комбинированное занятие каб. Управление с клавиатуры. каб. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. каб. Выставка работ, опрос Выполнение самостоятельной практической работы Выполнение самостоятельной практической работы 29 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы Случайный порядок каб. воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. каб. Выполнение самостоятельной практической работы Все звуки. Все фоны экрана. каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие комбинированное занятие комбинированное 4 занятие комбинированное занятие Выполнение самостоятельной практической работы, опрос 30 комбинированное 6 занятие Выработка и утверждение тем каб. проектов. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы, опрос комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы еѐ каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 6 занятие комбинированное занятие Конструирование модели, программирование. 31 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы, опрос комбинированное 2 занятие Презентация моделей. Занятиеэкскурсия 2 Выставка технических проектов каб. учащихся Выставка работ, опрос комбинированное 2 занятие Подведение итогов работы за каб. год. Заключительное занятие Выполнение самостоятельной практической работы Итог 68 32 Месяц 3 год обучения Число Время проведения Форма занятия Всего часов комбинированное 2 занятие Тема занятия Место проведения Форма контроля Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное 2 занятие Правила поведения и ТБ в каб. кабинете «LEGO - роботы» и при работе с конструкторами «LEGO». Знакомство с контроллером. каб. Одномоторная тележка. комбинированное 2 занятие Встроенные программы. каб. Двухмоторная тележка. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 2 занятие Датчики. программирования. Среда каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Релейный регулятор. каб. Пропорциональный регулятор. Защита от «застреваний». Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие комбинированное 4 занятие Выполнение самостоятельной практической работы 33 комбинированное занятие комбинированное 4 занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы Траектория с перекрестками. каб. Пересеченная местность. Обход лабиринта. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Анализ показаний разнородных каб. датчиков. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное занятие комбинированное 4 занятие комбинированное занятие комбинированное 4 занятие Синхронное двигателями. управление каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие Передача информации. числовой каб. Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие Кодирование при передаче. каб. Выполнение самостоятельной практической работы 34 комбинированное занятие каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка через каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы Футбол с инфракрасным мячом каб. (основы). Выполнение самостоятельной практической работы комбинированное 4 занятие Управление bluetooth. комбинированное 4 занятие «Царь горы». моторами комбинированное занятие комбинированное 4 занятие комбинированное занятие комбинированное 4 занятие комбинированное занятие Управляемый футбол роботов. каб. Выставка работ, опрос 35 комбинированное 2 занятие Сборка и программирование каб. модели Сумо. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы и программирование каб. для перетягивания Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы, опрос Вс Сборка и программирование каб. модели Кегельринг. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы. Опрос Выставка комбинированное занятие комбинированное 2 занятие Сборка модели каната. комбинированное занятие комбинированное 2 занятие комбинированное занятие комбинированное 2 занятие комбинированное занятие Следование по линии. 36 комбинированное 2 занятие Сборка и программирование каб. модели для прохождения Лабиринта. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы каб. Выполнение самостоятельной практической работы, опрос комбинированное занятие комбинированное 2 занятие Правила дорожного движения. комбинированное занятие комбинированное 2 занятие Роботы – помощники человека. комбинированное занятие комбинированное 2 занятие Роботы – артисты. Занятиеэкскурсия Выставка технических проектов каб. учащихся 2 Выставка работ, опрос 37 комбинированное 2 занятие Итог Подведение итогов работы за каб. год. Заключительное занятие Выполнение самостоятельной практической работы 68 38