ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» 8 класс Серов ГО 2023г. 1 1. Содержание учебного предмета. 8 класс Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Тема и основная мысль сочинения. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Работа с текстом, границы микротем исходного текста. Определение основной мысли в микротемах. Структурные особенности сжатого изложения. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Работа с тестом, заполнение бланков Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению. Синонимы. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.Работа с тестом, заполнение бланков. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте Подбор стилистически нейтрального синонима к данному слову. Правописание корней. Правописание словарных слов. Работа с тестом, определение слов с данной орфограммой. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Работа с тестом, заполнение бланков. Повторение правописания приставок на пре-при; приставок на –з –с; Орфографический анализ Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Работа с тестом, заполнение бланков. Правописание Н-НН в разных частях речи. Синтаксический анализ. Словосочетание. Работа с тестом, заполнение бланков. Определение способов подчинительной связи по вопросу; подбор синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавание языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Работа с тестом, заполнение бланков. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. Уметь 2 различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения. находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. 2.Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: 1) совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): − создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; − развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; − овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); − понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и 4 функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; − умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; − выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; − умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.); 2) понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования через: − осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; − соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; − стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; 3) использовать коммуникативно-эстетических возможностей русского языка через: − распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; − уместное использование фразеологических оборотов в речи; − корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; − использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов; 4) расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики посредством: − идентификации самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; − распознавания существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умения различать слова категории состояния и наречия; − распознавания глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; − распознавания предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; − распознавания междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий; 5) формировать навыки проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: 5 − проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; − проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; − анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; − определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; − определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; − деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; − умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; − проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; − характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; − опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); − умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; − определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; − определение грамматической основы предложения; − распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; − распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; − определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; − определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования; 6) обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения через: − умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; − пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, 6 определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; − пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; − использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; − использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; − использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов; 7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические), нормы речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремления к речевому самосовершенствованию, овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка через: − поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; − освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; − применение правильного переноса слов; − применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; − соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; − выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; − нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; − соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте. 3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания. 8 класс № Тема урока Кол-во часов ЭОР 8 класс 1 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. 1 https://blog.maxim umtest.ru/post/kak -podgotovitsya-koge-po-russkomustruktura-iizmeneniya.html 7 1 3-4 Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Тема и основная мысль сочинения. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. 2 https://rusoge.sdamgia.ru/ 5 Структурные особенности сжатого изложения. 1 https://rusoge.sdamgia.ru/ 6 Основные приёмы компрессии исходного текста. 1 https://rusoge.sdamgia.ru/ 7-8 Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. 2 https://rusoge.sdamgia.ru/ 9 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 1 https://rusoge.sdamgia.ru/ 2 10-12 Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению. Синонимы. Выразительные средства грамматики. 3 13-14 Правописание корней. Правописание словарных слов 15-16 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. 17-18 Орфографический анализ Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 19 Синтаксический анализ. Словосочетание. Синтаксический анализ. 20 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. 21 Осложненное простое предложение 2 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Работа с тестом, заполнение бланков Контрольное тестирование задания 2-8 1 22 23 24 25 2 2 1 1 1 1 1 1 https://rusege.sdamgia.ru/sea rch?keywords=1& cb=1&search=%D 0%9F%D1%80% D0%B0%D0%B2 %D0%BE%D0% BF%D0%B8%D1 %81%D0%B0%D 0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D1 %81%D1%83%D 1%84%D1%84% D0%B8%D0%BA %D1%81%D0%B E%D0%B2%20% D1%80%D0%B0 %D0%B7%D0%B B%D0%B8%D1% 87%D0%BD%D1 %8B%D1%85%2 8 26 Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис сочинения на лингвистическую тему. 27-28 Аргументы и заключение в сочинении на лингвистическую тему. 29 Практическое занятие. 1 2 1 30 Анализ сочинения на лингвистическую тему. 1 31 Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2. 1 32 Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение в сочинениирассуждении. Практическое занятие. 1 Сочинение 9.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение в сочинении-рассуждении. 1 33 34 0%D1%87%D0% B0%D1%81%D1 %82%D0%B5%D 0%B9%20%D1% 80%D0%B5%D1 %87%D0%B8%2 0%28%D0%BA% D1%80%D0%BE %D0%BC%D0% B5%20%D0%9D-/%D0%9D%D0%9 D-%29&page=1 1 9