ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Алгоритм написания сочинения-рассуждения»
10 - 11 класс
Серов ГО
2023г.
1. Содержание учебного предмета.
10 класс
1. Композиционное построение сочинения по литературе. Сочинение по литературе как
вид литературно-критической деятельности. Требования к сочинению. Название
сочинения. Тема сочинения. Основная мысль сочинения. Сочинение как смысловое и
структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения:
вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем
сочинения. Роль эпиграфа в сочинении. Принципы подбора эпиграфа. План сочинения.
Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления:
академический, от «я», «киношный», дневниковый, цитатный.
Способы и приемы раскрытия темы в основной части сочинения.
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления
концовки сочинения.
Сложное синтаксическое целое. Виды и средства межфразовой связи.
Цитата как обязательный элемент сочинения на литературную тему. Логика
использования цитат. Способы их оформления.
2. Особенности сочинений различных типов
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Синтез типов речи в сочинении по
литературе.
Сочинения оценочного характера. Сочинение-характеристика героя, группы героев,
произведения или определенного периода творчества писателя (поэта).
Сочинения сопоставительного характера. Сочинения типа сравнительной и групповой
характеристики персонажей, произведений одного писателя или разных писателей по одной
тематике и сходной проблематике.
Особенности создания сочинений по лирическому произведению. Своеобразие
сочинений типа «Восприятие и оценка стихотворения...».
Сочинения литературоведческого характера (анализ эпизода, сцены, использование
тропов и стилистических фигур как средства выражения авторского замысла).
Сочинение на морально-этическую тему.
Жанровые особенности сочинений-эссе.
Синтаксис сочинений различных типов. Синтаксическая синонимия и стилистика.
11 класс
На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:
Проблемы семьи:
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек
ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни
человека?);
проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что
значит любить свою семью и свою Родину?);
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и
др.
2
Проблемы экологии:
проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на
природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);и др.
Человек и общество:
проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли
деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из
бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);
проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут
ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию
своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию
своих способностей?);
проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может
ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество
свободу человека?);
проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий
человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли
создание идеального общества?);
проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе
коммерциализации культуры?). и др.
Нравственные проблемы:
проблема нравственного выбора;
проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;
проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.
Философские проблемы:
проблема добра и зла;
проблема жизни и смерти;
проблема поиска смысла жизни;
проблема одиночества;
проблема утраты веры в человечества;
проблема свободы личности;
проблема творчества.
Информационно-коммуникативные:
проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится
русский язык благодаря заимствованиям?);
проблемы развития и сохранения русского языка;
3
проблема языкового бескультурья;
проблема массовой культуры.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
4
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
5
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
6
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
7
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
8
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
9
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения базового курса «Алгоритм
написания сочинения-рассуждения» должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
10
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5)сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка.
6) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
11
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
10 класс
№
урока
12
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
Тема урока
Сочинение как творческая работа. Этапы работы над сочинением.
Требования к сочинению. Критерии оценивания.
Название сочинения. Тема. «Ведущая идея анализа». Характер
темы сочинения.
План сочинения, его составляющие. План простой, сложный,
цитатный. Рабочий план (для себя).
Общая схема сочинения: вступление, основная часть,
заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Проблема текста. Виды проблем, приемы выделения проблем
текста, способы формулирования проблемы.
Эпиграф в сочинении, его роль. Цитаты, использование цитат
2222222
как
средства доказательства тезиса. Приемы цитирования.
Графическое оформление эпиграфа и цитат.
Логическая связь
композиционных частей
сочинения.
Лексические, морфологические, синтаксические средства связи
предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений
в тексте. Тема и рема в высказывании.
Часы
2
2
2
2
2
2
2
12
Комментарий
текста.
Выявление
авторской
позиции.
Особенности
комментария
публицистического
текста.
Особенности комментария художественного текста.
Особенности формулировки собственного мнения. Система
аргументации собственного мнения.
Сочинения оценочного характера. Выражение личностного
отношения к теме. «Автобиографический путь», путь «через
самое интересное».
Сочинения
сопоставительного
плана,
сравнительной
характеристики. Соотнесение, аналогия как главные приемы в
работе над подобными сочинениями. Сходство и различие как
основные исследуемые элементы.
Сочинения типа групповой характеристики. Обобщение как
основной прием работы; перечисление как основной недочет
сочинения.
Анализ эпизода как один из типов сочинения. Определение роли
эпизода в сюжете произведения. Принципы анализа эпизода,
составляющие компоненты анализа.
Особенности сочинений по лирическому произведению. Анализ
лирического стихотворения.
Сочинение на свободную (морально-этическую) тему. Понятия
«современность» и «своевременность» Учет литературного
фактора.
Сочинение по одному из предложенных направлений.
2
№
Тема урока
Часы
1
Требования к творческой части (сочинению) ЕГЭ по русскому
языку. Знакомство с критериями оценки сочинения. Структура
сочинения.
1
2
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи.
1
3
Учимся формулировать проблему
1
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
2
2
2
2
2
2
2
4
33-34
11 класс
Что такое проблема текста? Категории (виды) проблем
4
Как выявить проблему (проблемы) текста?
1
5
Как сформулировать проблему текста?
1
6
Выполнение заданий, связанных с выявлением и формулировкой
проблемы текста
1
7
Учимся комментировать
1
Что такое комментарий. Типы комментариев
8
Как оформить комментарий. Отличие комментария от пересказа
1
9
Как оформить цитаты
1
13
10
Задания, связанные с формулированием комментированием
проблемы текста
1
11
Позиция автора. Что такое позиция автора?
1
Как выявить позицию автора?
12
Как сформулировать позицию автора?
1
13
Автор или рассказчик?
1
14
Учимся аргументировать
1
Согласие/несогласие с позицией автора
15
Что такое аргументация?
1
Основные типы аргументов
16
Искусственные доказательства. Логические аргументы.
Чувственные аргументы
1
17
Задания на аргументацию
1
18
Что такое композиция сочинения?
1
С чего начать и чем закончить?
19
Работа со вступительной и заключительной частями сочинения
1
20
Ошибки в сочинении.
1
Фактические ошибки. Логические ошибки
21
Грамматические ошибки и их виды
1
22
Речевые ошибки. Типы речевых ошибок
1
23
Обобщение изученного.
1
Основные этапы работы над сочинением
24
Этические проблемы в сочинении
1
25
Сочинения с проблемой гуманизма, гуманного отношения ко
всему живому
1
26
Сочинение , затрагивающее духовное развитие нации
1
27
Работа над сочинением с проблемой выбора гражданской
позиции
1
28
Философские проблемы в сочинении
1
29
Проблема истинных и мнимых ценностей в сочинении
1
30
«Человек и война» как проблема сочинения на ЕГЭ.
1
31
Проблема отношения человека к природе в сочинении
1
32
Другие проблемы в сочинении на ЕГЭ
1
33-34
Зачетный урок. Работа с текстами для самостоятельной работы
2
14
15