Положение Портфолио НОО.pdf

результатов (примерно один- два раз в год),
• помочь ребѐнку в сборе и оформлении материалов портфолио,
• помочь ребѐнку в анализе и самооценке своих достижений,
• помочь ребѐнку в обдумывании мотивов своих действий, учить ставить цель,
планировать и организовывать еѐ достижение, самостоятельно оценивать результат.
1.5. Содержание «Портфеля достижений»:
• показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц
результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
• показатели метапредметных результатов;
• показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
2. Содержание Портфеля достижений и его наполнение (приложение 2)
2.1. Названия разделов портфолио:
№ Разделы портфолио УУД
1 Знакомьтесь, это я!
Личностные УУД
Самоопределение
1.Формирование основ идентичности личности
2.Ознакомление с миром профессий
3.Осознание этнической принадлежности и
культурной идентичности
4. Формирование чувства сопричастности своей
2 Моя Земля.
Родине, народу, истории
Моя Родина.
5. Развитие Я-концепции и самооценки личности
Нравственно-этическая ориентация
1. Развитие толерантности
2. Знание основных моральных норм
3. Формирование моральной самооценки
4. Развитие доброжелательности, готовности к
сотрудничеству и дружбе.
Коммуникативные УУД
1.Потребность ребенка в общении со взрослыми
2.Коммуникация как взаимодействие и
коммуникация как сотрудничество
3 Моѐ здоровье
ЛичностныеУУД
Нравственно-этическая ориентация
1.Развитие доброжелательности , позитивного
отношения к жизни
2.Формирование установки на здоровый образ
жизни.
3.Формирование умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни,
здоровья, личной безопасности
4 Моя школа.
Личностные УУД
Мой класс.
Нравственно-этическая ориентация
1.Развитие доброжелательности, доверия, и
внимательности
2. Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной
отзывчивости

5

Успехи в учѐбе

Мои достижения
6.

3.Формированиеединого и целостного образа мира,
развитие толерантности
4.Знание основных моральных норм, формирование
моральной самооценки.
5.Выделение нравственного содержания своих
поступков.
Коммуникативные УУД
1.Потребность ребѐнка в общении со сверстниками.
2.Владение определенными средствами общения.
3. Коммуникация как взаимодействие и
коммуникация как сотрудничество.
Личностные УУД
Смыслообразование
Умение учиться и способность к организации своей
деятельности
1. Формирование ценностных ориентиров и
смысла учебной деятельности
Регулятивные УУД
1.Умение конторлировапть процесс и результаты
своей деятельности
2. Умение адекватно оценивать свою
деятельность
3.Умение адекватно воспринимать оценку со
стороны
4. Умение планировать свою деятельность
Формирование целеустремлѐнности и
настойчивости в достижении целей.
1.Готовность к преодолению трудностей
2. Формирование основ оптимистического
восприятия мира
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные учебные действия
Универсальные логические действия
Коммуникативные УУД
1.Коммуникация как взаимодействие и
коммуникация как сотрудничество
Личностные УУД
Самоопределение
1. Развитие Я-концепции и самооценки
личности
Нравственно-этическая ориентация
1.Формирование моральной самооценки
Регулятивные УУД
Умение учиться и способность к организации своей
деятельности
1.Умение контролировать процесс и результат своей
деятельности
2.Умение адекватно оценивать свою деятельность
3.Умение адекватно воспринимать оценку со
стороны
Формирование целеустремленности и

настойчивости в достижении целей.
4. Формирование основ оптимистического
восприятия мира
7.

Мои проектные и
исследовательские
работы

8.

Пожелания и
отзывы

Личностные УУД
Смыслообразование
1.Формирование ценностных ориентиров и смысла
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Умение учиться и способность к организации своей
деятельности
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Универсальные логические действия
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Самоопределение
Нравственно – этическая ориентация
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

2.2. Форма представления «Портфеля достижений» - папка с файлами, хранящая
материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).
Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде.
В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и
из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от
времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в
папку – «официальный» «Портфель достижений»
2.3. Порядок и сроки пополнения портфолио.
• Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих
успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий,
награды и т.п.
• Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку
материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально»,
«хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться
по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала
(например, рисунка) в портфеле; в конце триместра или учебного года – сразу все
материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим
достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов
обязательной части.
• Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в полугодие помещает в
папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда
копию страницы Дневника с Таблицей результатов.
• В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические
метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные
данные – копию из Таблицы результатов.

2.4. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля
достижений»
Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные,
диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с
готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.
Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.
Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней
успешности самим учеником.
№ Уровни
1 Творческий (максимальный
уровень)

Т

2

Повышенный уровень
( программный)

3

Базовый уровень (необходимый)
Б/П
 Полное освоение
 Частичное усвоение

4

П

Слова успешности
Превосходно!
К работе подошел
творчески,
самостоятельно.
Молодец!
Умница!
Отлично!

Цвет
Оранжевый

Хорошо!
Право изменить!

Жѐлтый

Неплохо!
Возможность
исправить
Б/Ч
Занесение результатов в таблицу
* творческий уровень
! повышенный уровень

Зелѐный

Синий

+ базовый полный
 базовый частичный
- ниже базового

Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля
достижений», проводится в конце 4 класса педагогами-экспертами (учитель данного
класса, несколько учителей других начальных классов; возможно, школьный
психолог, представитель школьной администрации). Эксперты выносят
коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля
достижений» каждого ученика. Мнение фиксируется в виде листа-опросника
«Экспертная
комплексная
накопленная
оценка
достижений
ученика»
(приложение 4)

Приложение №1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПОРТФОЛИО
По признакам четырех уровней успешности.
Базовый (частичный) уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что
решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик
научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную
систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для
продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочѐтами).
Базовый (Необходимый) уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что
решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик
научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную
систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для
продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с небольшими
недочѐтами).
Повышенный (программный) уровень – решение нестандартной задачи, где
потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела
«Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе
выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем
уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с
недочѐтами).
Творческий (максимальный) уровень - решение не изучавшейся в классе
«сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не
изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия,
требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует
исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных
требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по
любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно
доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
Приложение №2
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ
ВОЗМОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ» ПО РАЗДЕЛАМ
№п/п Название раздела
1
Знакомьтесь, это я!

Возможные материалы
Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса
(заполняется вместе с родителями). Моя семья, моя родословная,
мои друзья.

2
3

Моя Земля.
Моя Родина.
Моѐ здоровье

4

Моя школа.
Мой класс.

5

Успехи в учѐбе

6

Мои достижения

7

Мои проектные и
исследовательские работы

8

Пожелания и отзывы

Моя маленькая Родина, мой адрес, символы моей страны, семь
чудес моей Родины. Природа родного края.
Режим дня, безопасный маршрут «дом-школа», правила ДТП, ППБ,
ТБ. Здоровый образ жизни. Спорт в моей жизни.
Мои одноклассники, традиции моего класса, законы школьной
жизни. Как я отношусь к людям, мои жизненные принципы, мои
добрые дела.
Учимся ставить цель, мое созвездие успеха. Итоги предметных
результатов. Мои лучшие работы.
Итоги участия в конкурсах разного уровня, олимпиадах. Награды,
грамоты.
Что такое проект, цели, задачи, гипотезы, работа с информацией.
Мониторинг участия в проектной деятельности. Лучшие проектные
и исследовательские работы.
Отзывы о портфолио учителя, родителей, друзей и одноклассников.

а) самооценка учеником развития своих УУД – копии страниц Дневника:
- избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе».
Примеры – любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше
ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошѐл новый
уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что
вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д.,
- страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году»;
б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок,
мероприятий, решение реальной жизненной задачи или еѐ модели (вся совокупность
УУД).
Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи,
фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлѐнных мероприятий
− всѐ, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это
нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый
материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка
надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои
достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно
взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»
1.В начале этого проекта у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
Максимальный
уровень
Программный
уровень
Необходимый
уровень

«Нормально»

«Превосходно» Необыкновенный результат, его
будет сложно повторить
«Отлично» Очень доволен, так как результат отличается от
обычного
«Хорошо» Доволен, похоже на то, что делаю обычно
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

«Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных
и творческих) по предметам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы
предметных результатов из Дневника).
Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень
действий, помещается в «Портфель достижений»:
- стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в
начале каждого года);
- Таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или
электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих
достижениях и недостатках;
- итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса). Часть,
которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочѐты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и,
возможно, отметка):
Творческий
уровень
Повышенный
уровень
Базовый
Б/П
уровень
Б/Ч «Неплохо»

«Превосходно» Решена новая,
совершенно незнакомая
задача
«Отлично» Решена необычная, в чѐм-то новая
задача
«Хорошо»
Знакомая задача решена полностью
самостоятельно
Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Примеры материалов по предметам:
• Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения,
диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные
творческие работы детей и т.п.
• Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки,
схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, миниисследования и т.п.
• Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных
ответов, предметные мини-проекты, результаты мини-исследований, дневники
наблюдений, творческие работы и т.п.
• ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации,
продукты собственного творчества, аудиозаписи монологов-описаний и т.д.
• Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля
физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы
физических упражнений и т.п.

4) «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:
- любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений,
поделок и т.п.;
- каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого
дела».
Пример листа «Самооценка творческого дела»:
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
Творческий
уровень
Повышенный
уровень
Базовый
уровень

«Неплохо»

«Превосходно» Очень высокий
результат, его будет
сложно повторить
«Отлично» Очень доволен, так как результат
отличается от обычного
«Хорошо» Доволен, похоже на то, что делаю обычно
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе
Приложение №3

ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ И «ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ»
Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения
итоговых контрольных работы по предметам (один раз в полугодие) и диагностик
метапредметных результатов (примерно один-два раз в год). После проведения таких
работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов. В
текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется
привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:
- в 1-м, 2-м и 3 класс I полугодие в виду знаков:
* творческий уровень
! повышенный уровень
+ базовый полный

 базовый частичный
 ниже базового
Со II полугодия 3 класса отметки ставятся по традиционной 5- балльной шкале. Эти
данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются
с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные
учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы
портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с
учителем).

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольнооценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные

успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной
накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания,
показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся
не столь значительно.

Приложение 4
«Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика________
1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:
 появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение
учеником этих целей в начале каждого года).
 возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих
достижений, включение учеником в портфель материалов по самым
разным достижениям в учѐбе и вне учебы);
 в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и
педагога-эксперта) «нормально» («зачѐт») или «хорошо», «отлично»,
«превосходно».
Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов
(самоидентификация, моральный выбор и т.п.).
2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и
других материалов «Портфеля достижений»):
 сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия,
получать и оценивать результат?
а) Не сформировано  нет материалов о результатах достижений.
б) Сформировано неплохо  в материалах по этим действиям явно
преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта)
«нормально» /«зачѐт».
в) Сформировано хорошо или отлично  в материалах по этим действиям
явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта)
«хорошо» и «отлично»;
 умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать,
представлять в разных формах?
а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.
б) Умеет неплохо  в материалах по этим действиям явно преобладают
оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачѐт».
в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно
преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и
«отлично»;
 умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли,
понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то
сообща?
а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.
б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают

оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачѐт».
в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно
преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и
«отлично».
3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам –
текущих и контрольных)
По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой
предметных знаний?
а) Не освоил  нет материалов о результатах достижений.
б) Освоил неплохо  в материалах по этому предмету явно преобладают
оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачѐт».
в) Освоил хорошо или отлично  в материалах по этому предмету явно
преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и
«отлично».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».