Профилактика суицидального поведения подростков

27.02.2023

 

Проблема профилактики суицидального поведения представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь несовершеннолетнего.

Изучение проблемы суицида среди несовершеннолетних показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Родителям и педагогам следует обращать особое внимание на поведение подростка, чтобы вовремя выявить первые признаки суицидального настроения.

Своевременная профилактика суицидального поведения заключается в компетентной психологической поддержке, внимательном и чутком участии, оказанном подростку в трудной жизненной ситуации.

Среди подростков самоубийства часто носят демонстративный характер, в том числе – шантаж. Большинство эксцессов совершаются после ссор с родителями и сверстниками, а также как бравада или обряд

«братания». Более 49% суицидальных действий совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

В детском и подростковом возрасте причины суицидов следующие:

1)              несформированное понимание смерти - в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;

2)              отсутствие идеологии в обществе - подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии;

3)              ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям;

4)              дисгармония в семье;

5)              саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);

6)              в подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;

7)              депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

 

За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

·       с нарушением межличностных отношений «одиночки»;

·       злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

·       с затяжным депрессивным состоянием;

·       сверхкритичные к себе;

·       страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

·       фрустрированные          несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

·       страдающие от болезней или покинутые окружением;

·       из социально-неблагополучных семей уход из семьи или развод родителей;

·       из семей, в которых были случаи суицидов;

·       потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

·       частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

·       необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

·       постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

·       ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

·       уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека- «одиночку»;

·       нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

·       погруженность в размышления о смерти;

·       отсутствие планов на будущее;Хочу такой сайт

·       внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Необходимо отметить, что суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.


Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:

1.                      Приведение своих дел в порядок раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2.                      Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3.                      Внешняя удовлетворенность прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4.              Письменные указания письмах, записках, дневнике).

5.              Словесные указания или угрозы.

6.              Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7.                      Потеря       близкого        человека,        за        которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8.              Бессонница.

9.              Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке и литературе.

10.          Рассуждения на тему «Я никому не нужен».

11.          Фантазии на тему собственной смерти.

 

Возможные мотивы:

·                          Поиск помощи – большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что- либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

·                          Неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания.

·                 Двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны

             уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников).

·                          Максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

·                          Безнадежность жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

·                          Множественные проблемы все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

·                          Попытка сделать больно другому человеку «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

·                          Способ разрешить проблему человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.


Если вы рядом с суицидентом

 

Рекомендации для подростков и взрослых:

1.                      Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

2.                      Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.

3.              Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.

4.                      Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

5.                      Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, о чём он говорит.

6.                      Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.

7.                      Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.

8.                      Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.

9.              Не предлагайте упрощенных решений.

10.                   Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

11.                   Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.

12.                   Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.

13.                   При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.

14.                   Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Просмотров всего: , сегодня:

памятка.doc (скачать)

Дата создания: 28.02.2023

Дата обновления: 28.02.2023

Дата публикации: 27.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».