ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АОП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АОП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АОП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения конкретного учебного предмета опыт, специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной 3 научной картины мира. Предметные результаты овладения содержанием коррекционноразвивающей области обеспечивают обучающимся эффективное освоение АООП, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию. АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальныйи достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» на конец обучения в младших классах (IV класс): Минимальный уровень Достаточный уровень осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. 2. Содержание учебного предмета В учебном плане ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 4 часа в неделю, в год на 136 часов Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки. Сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, с взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др. Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время-потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки». «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», « Родная земля», «Лето пришло». Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением 4 правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т. д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивленно произнес и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведет; поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чем может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного, Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учителя). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед классом на уроке чтения. 5 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (136 часов) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Раздел, тема урока По повести Н. Носову «Снова в школу». Э. Мошковская «Жил-был Учитель». М. Пляцковский «Чему учат в школе». По Ю. Ермолаеву «Поздравление» По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила». По Е. Ильиной «Шум и Шумок. В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». По Л. Каминскому «Три желания Вити». В. Берестов «Читалочка». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. По М. Бартеневу «Зарубите на носу». 11. Загадки. 1 12. Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» 13. Н. Антонова «Жёлтой краской кто-то…» 14. По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка». 15. Е. Благинина «Подарки осени» 16. По Л. Воронковой «Лесные подарки» 17. А. Твардовский «Лес осенью» 18. По В. Путилиной «В осеннем лесу». 19. Н. Некрасов «Славная осень!..» 20. По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна». 21. К. Бальмонт «Осень» 1 22. По Ю. Ковалю «Три сойки». 1 23. По Н. Сладкову «Холодная зимовка» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 24. А. Плещеев «Скучная картина!..» (отрывок) 25. По О. Иваненко «Сказка про маленького жучка» 26. По К. Ушинскому «Пчёлы и мухи». 27. По Г. Граубину «Время листьям опадать…» 28. Загадки 1 29. Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …» 30. По Г. Граубину «Время листьям опадать…» 31. Русская потешка. «Пекла кошка пирожки…» 32. Чешская потешка. «Сенокос» 1 33. По Л. Пантелееву «Карусели» 34. По Н. Носову «Прятки» 1 35. Считалки 1 36. По М. Булатову «Жмурки» 1 37. По К. Ушинскому «Бодливая корова». 38. По В. Бирюкову «Упрямый котёнок». 39. По В. Гаранжину «Пушок». 1 40. По Е. Чарушину «Томка». 1 41. По Б. Житкову «Охотник и собаки». 42. По Л. Матвеевой «Чук заболел». 43. Г. Снегирёв «Хитрый бурундук». 44. По А. Баркову «Барсучья кладовая». 45. По А. Дорохову «Гостья» 1 46. Г. Корольков «Игрушки лисят». 47. По Ю. Дмитриеву «Лиса» 1 48. Загадки 1 49. Обобщающий урок по теме «В мире животных» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 50. Г. Ладонщиков «Мишамастер». 51. По Е. Пермяку. «Пичугин мост». Часть 1 52. По Е. Пермяку. «Пичугин мост». Часть 2 53. В. Хомченко «Михаськин сад». 54. По Баруздину «Когда люди радуются» 55. По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела». 56. В. Голявкин, Е. Благинина «Котёнок». 57. «Птичка». 1 1 1 1 1 1 1 58. Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрыедела» 59. «Снег идёт» По. Л. Воронковой 60. «Снегурочка» А. Слащёв. Часть 1 61. «Снегурочка» А. Слащёв. Часть 2 62. «Зима» (отрывок) И.Суриков 1 63. «Декабрь» (отрывок) 1 С. Маршак 64. «Ёлка» По В. Сутееву. Часть 1 65. «Ёлка» По В. Сутееву. Часть 2 66. «Вечер под рождество» По Л. Клавдиной 67. Где лежало «спасибо»? 1 1 1 1 1 1 1 1 68. «На горке» По Н. Носову. Часть 1 69. «На горке» По Н. Носову. Часть 2 70. «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)Ч.1 71. «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)Ч.2 72. «Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский 73. «Зимняя сказка» П.Головкин 1 74. «Митины друзья» Г.Скребицкий. Ч. 1 75. «Митины друзья» Г.Скребицкий. Ч. 2 1 1 1 1 1 1 1 8 76. «Снежная шапка» В.Бирюков 1 77. «В шубах и шапках» По А. Тумбасову 78. «Не ветер бушует над бором...» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Н. Некрасов 79. «Находчивый медведь» (По рассказу В. Бианки «Приспособился») 80. «Зимние приметы» По А. Спирину 81. Е. Благинина, А. Рождественская,Е.Тараховская 82. Обобщающий урок по теме «Зима наступила» 83. «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»По Н. Носову. Ч.1 84. «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»По Н. Носову. Ч.2 85. «Одни неприятности» Г. Остер 86. «Одни неприятности» Г. Остер 87. «Однажды утром» М. Пляцковский 88. «Почему комары кусаются» В. Бирюков 89. «Вот какой рассеянный» (Отрывок). С. Маршак 90. «Две лишние коробки» По О. Кургузову 91. «Отвечайте, правда ли?» (Отрывки). Г Чичинадзе 92. Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» 93. «Восьмое марта» По М. Фроловой. Ч. 1 94. «Восьмое марта» По М. Фроловой. Ч. 2 95. «Забота» Е. Благинина 1 96. «Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому 97. «Последняя льдина» По В. Бианки 98. «Весна» А. Плещеев 1 99. «Скворцы прилетели» По А. Баркову 100. «Всему свой срок» Э. Шим 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 101. «Полюбуйся, весна наступает...» И. Никитин 102. «Весенний вечер» По Ю. Ковалю 103. Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву 104. Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, веснанаступает…!» 105. «Хаврошечка» (Русская народная сказка) 106. «Хаврошечка» (Русская народная сказка) 107. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (Русская народнаясказка) 108. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (Русская народнаясказка) 109. «У лукоморья дуб зелёный...» (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»А. Пушкина) 110. «Подарки феи» По Ш. Перро 1 111. «Подарки феи» По Ш. Перро 1 112. «Горшочек каши» Братья Гримм 113. «Наши сказки» По В. Порудоминскому 114. Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» 115. «Царь-колокол» М. Ильин 1 116. «Город на Неве» С. Васильева 117. «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко 118. «Сочинение на тему» С. Вербова 119. «Какое это слово?» (По рассказу Л. Кассиля «Какпишется это слово») дело» (По рассказу 120. «Главное 1 Б. Никольского «О самомглавном») 121. «Защита» А. Усачёв 1 122. «Никто не знает, но помнят все» По Л. Кассилю 123. «День Победы» Т. Белозёров 1 124. Обобщающий урок по теме «Родная земля» 125. «Ливень» С. Козлов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 126. «Тучка» Г. Граубин 1 127. «Хитрый одуванчик» Н. Павлова 128. «Хитрый одуванчик» Н. Павлова 129. «Одуванчик» Е. Благинина 1 130. «Встреча со змеёй» По А. Дорохову 131. «Летний снег» А. Бродский 1 132. «После зимы будет лето» В. Голявкин 133. Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская 134. «Летние приметы» По А. Спирину 135. Обобщающий урок по теме «Лето пришло» 136. Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете 1 1 1 1 1 1 1 1 11