ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занятия с педагогом-психологом» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «занятий с педагогом-психологом» 1. Развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); 2. Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации. 3. Формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; 4. Развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); 5. Развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); 6. Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). 2. Содержание учебного предмета: Рабочая программа по коррекционному курсу "Занятия с педагогом-психологом" состоит из основных направлений работы: 1. Диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); 2. Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); 3. Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); 4. формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Коррекционный курс «Занятия с педагогом-психологом» изучается в 5 классе в объеме 34 учебных часа (1 час в неделю). Исследование учащихся (4ч) Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а также самооценки. Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося. 1. Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"(15ч) 1.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов" (4ч) Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. 2 1 занятие Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «Пиши и слушай», «Запрещенное движение», «Что изменилось?» 2 занятие Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах». Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару». 3 занятие Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания «Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух». 4 занятие Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного внимания «Спрятанное слово». Зрительное внимание «Сравни картинки», «Скопируй фигуры», «Корректор», «Зеркало». 1.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" (4ч) Развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися 1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы». 2 занятие Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова», «Классификация». Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости мышления «Анаграммы», «Ребусы». 3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие гибкости мышления «Пословицы». 4 занятие Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы». Развитие умения действовать по плану. «Выполняй по порядку. Коррекция и развитие памяти (4ч) Память школьника — первостепенный психологический компонент учебнопознавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. 1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». 3 Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». 2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». Игра «Запрещенное движение». 3 занятие Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам. 4 занятие Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «Буквы заблудились». "Развитие пространственного восприятия и воображения" (5ч) Восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета. 1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия игра «Право - лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку» 2 занятие Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы». 3 занятие Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука - левая нога». Развитие восприятия «Собери картинку». Работа с развивающим конструктором «Воскобовича». Развитие зрительного восприятия «Лабиринт». «Помоги отремонтировать забор», Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15ч) «Как мы видим друг друга» (3ч) 1 занятие Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. 2 занятие Разгадываем характер через игру «Игрушки моим друзьям». Обсуждение кому какую игрушку я бы подарил и почему. Рисуем игрушку себе и другу. 3 занятиеФормируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?» «Этот странный взрослый мир» (2ч) 1 занятие Формирование умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через понимание семьи. Упражнение с использованием элементов арт-терапии «Портрет моей семьи» (коллаж). 2 занятие Формирование понимания правил поведения в обществе через игру «В магазине, «В автобусе», «Интервью». «Фантазия характеров» (3ч) 1 занятие Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»). 2 занятие 4 Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три хараткера», «Чертенок», «Мальчик - наоборот»). 3 занятие Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть») Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого чкеловека», «Мой двойник», «разговор по телефону»). «Умение владеть собой» (4ч) 1 занятие Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание. 2 занятиеУпражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения» 3 занятиеУпражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «Великаны-карлики», «Что слышно?» «Платочек смеха» 4 занятиеУпражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «4 стихии». «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение» Культура общения (3ч) 1 занятие Упражнения, направленные на поведения в различных бытовых ситуациях. «Поздороваемся разными способами. Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения), Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей» (использование игрушек) 2 занятиеКак себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор). 3 занятие. Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу...», «Письмо другу». Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (34 часа) № Тема урока п/п 1 Методика "Определения уровня умственного развития Замбецевичене, Методика «Корректурная проба» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевойрегуляции, динамики работоспособности) 2 Методика "Определения уровня умственного развития " Замбецевичене, Методика «Корректурная проба» (Свойствавнимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, Динамики работоспособности) 3 Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», самооценка Изучениетревожности с помощью проективных методик (Кактус,Несуществующее животное) Количество часов 1 1 1 5 1 17 18 19 20 Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Социально-личностное развитие с помощью диагностического лото "Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие произвольности психических процессов". "Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие произвольности психических процессов". "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психическихпроцессов". "Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие произвольности психических процессов". "Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций. Развитие внутреннего планадействий" "Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций. Развитие внутреннего планадействий" "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего планадействий" "Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций. Развитие внутреннего планадействий" "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". "Коррекция и развитие восприятия и воображения» "Коррекция и развитие восприятия и воображения". "Коррекция и развитие восприятия и воображения". "Учимся видеть друг друга" 21 "Учимся видеть друг друга" 1 22 "Учимся видеть друг друга" 1 23 "Этот странный взрослый мир" 1 24 25 "Этот странный взрослый мир" "Фантазия характеров" 1 1 26 "Фантазия характеров" 1 27 "Фантазия характеров" 1 28 29 30 31 "Умение владеть собой" "Умение владеть собой" "Умение владеть собой" "Умение владеть собой" 1 1 1 1 32 «Культура общения» 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 33 «Культура общения» 1 34 «Культура общения» 1 7