Занятия с педагогом-психологом

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
МБОУ СОШ № 19
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занятия с педагогом-психологом»
за курс начального общего образования
4 класс

2021г.

1. Планируемые результаты освоения коррекционного
курса «занятий с педагогом-психологом»
1. Развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
2. Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,
обобщения, навыков группировки и классификации.
3. Формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и
самооценки;
4. Развитие
эмоционально-личностной
сферы
(гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля);
5. Развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию);
6. Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения).

2. Содержание учебного предмета:
Рабочая программа по коррекционному курсу "Занятия с педагогом-психологом"
состоит из основных направлений работы:
1. Диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной
мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной
деятельности);
2. Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля);
3. Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
4. формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения).
Коррекционный курс «Занятия с педагогом-психологом» изучается в 5 классе в
объеме 34 учебных часа (1 час в неделю).
Исследование учащихся (4ч)
Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка
в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к
окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а также
самооценки.
Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития
учащегося.
1.
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"(15ч)
1.1
"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности
психических процессов" (4ч)
Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса:
восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность
выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся
в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при
одновременном отвлечении от других.
2

1 занятие
Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного
внимания: «Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания «Пиши и
слушай», «Запрещенное движение», «Что изменилось?»
2 занятие
Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах». Развитие зрительного
внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери
пару».
3 занятие
Развитие слухового внимания игра «Хлопок». Развитие произвольного внимания
«Переплетенные линии», «Склеенные слова», «Подбери пару». Развитие устойчивости
внимания «Корректор». Упражнение «Рисунок на слух».
4
занятие
Упражнение «Графический диктант». Игра «Что изменилось?». Развитие произвольного
внимания «Спрятанное слово». Зрительное внимание «Сравни картинки», «Скопируй
фигуры», «Корректор», «Зеркало».
1.2
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий" (4ч)
Развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех
видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов
мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять
перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С
помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного
материала, а также применение знаний учащимися
1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты
«Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом».
Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные
признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на
зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из
3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».
2 занятие Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери
заплатку к коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные
признаки «Главные слова», «Классификация». Развитие абстрактного мышления
«Пословицы». Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего»,
«Продолжи ряд». Развитие гибкости мышления «Анаграммы», «Ребусы».
3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие
логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа
и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие
способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие гибкости
мышления «Пословицы».
4 занятие Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд.
Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов».
Развитие гибкости мышления «Анаграммы». Развитие умения действовать по плану.
«Выполняй по порядку.
Коррекция и развитие памяти (4ч)
Память школьника — первостепенный психологический компонент учебнопознавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по
объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то
мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для
запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят
специальные приемы быстрого запоминания.
1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов».
3

Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой
путь от дома до школы».
2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма».
Развитие слуховой памяти «Пары слов». Игра «Запрещенное движение».
3 занятие Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что
изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами
к сказкам.
4 занятие Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа
с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «Буквы заблудились».
"Развитие пространственного восприятия и воображения" (5ч)
Восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку
непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов
строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на
уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти,
мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и
полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.
1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по
восприятию целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия игра «Право - лево, верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»
2 занятие Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на
картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи
историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы».
3 занятие Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука - левая нога».
Развитие восприятия «Собери картинку». Работа с развивающим конструктором
«Воскобовича». Развитие зрительного восприятия «Лабиринт». «Помоги отремонтировать
забор»,
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (15ч)
«Как мы видим друг друга» (3ч)
1 занятие
Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с
использованием фотографии друзей, людей других рас, животных.
2 занятие
Разгадываем характер через игру «Игрушки моим друзьям». Обсуждение кому какую
игрушку я бы подарил и почему. Рисуем игрушку себе и другу.
3 занятиеФормируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер.
Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых
норм поведения через стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое
плохо?»
«Этот странный взрослый мир» (2ч)
1 занятие
Формирование умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через
понимание семьи. Упражнение с использованием элементов арт-терапии «Портрет моей
семьи» (коллаж).
2 занятие
Формирование понимания правил поведения в обществе через игру «В магазине, «В
автобусе», «Интервью».
«Фантазия характеров» (3ч)
1 занятие
Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на
передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет
справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).
2 занятие
4

Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три хараткера»,
«Чертенок», «Мальчик - наоборот»).
3 занятие
Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений
(«Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть») Игры-импровизации на передачу характеров
персонажей («Игра в другого чкеловека», «Мой двойник», «разговор по телефону»).
«Умение владеть собой» (4ч)
1 занятие Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в
состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие
коты» Упражнение на дыхание.
2 занятиеУпражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с
напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение».
«Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»
3 занятиеУпражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое
поведение: «нос-пол-потолок», «4 стихии». «Великаны-карлики», «Что слышно?»
«Платочек смеха»
4 занятиеУпражнения направленные на умение регулировать и контролировать свое
поведение: «Дыхательная техника», «4 стихии». «мешочек гнева», «Что слышно?»
«Запретное движение»
Культура общения (3ч)
1 занятие Упражнения, направленные на поведения в различных бытовых
ситуациях. «Поздороваемся разными способами. Использование волшебных слов
(приветствия, благодарности. Извинения), Правила хорошего тона. Моделирование
ситуаций. «За столом», «Я жду гостей» (использование игрушек)
2 занятиеКак себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся
вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор).
3 занятие. Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила
общения по телефону. Игра «Телефон» Упражнение на развитие навыков письменного
общения: «Я вам пишу...», «Письмо другу».

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания
4 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
1
Методика "Определения уровня умственного развития
Замбецевичене, Методика «Корректурная проба» (Свойства
внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость,
психомоторного темпа, волевойрегуляции, динамики
работоспособности)
2
Методика "Определения уровня умственного развития "
Замбецевичене, Методика
«Корректурная проба» (Свойствавнимания: концентрация,
устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа,
волевой регуляции, Динамики
работоспособности)
3
Анкета Н.Г. Лускановой
«Школьная мотивация и учебная активность», самооценка
Изучениетревожности с помощью проективных методик
(Кактус,Несуществующее
животное)

Количество
часов
1

1

1

5

1

17
18
19
20

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Социально-личностное развитие с помощью диагностического
лото
"Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие
произвольности психическихпроцессов".
"Коррекция и развитие внимания иего свойств. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций.
Развитие внутреннего планадействий"
"Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций.
Развитие внутреннего планадействий"
"Коррекция и развитие мышления
и мыслительных операций. Развитие внутреннего планадействий"
"Коррекция и развитие мышленияи мыслительных операций.
Развитие внутреннего планадействий"
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам
запоминания".
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам
запоминания".
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам
запоминания".
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам
запоминания".
"Коррекция и развитие восприятия и воображения»
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
"Учимся видеть друг друга"

21

"Учимся видеть друг друга"

1

22

"Учимся видеть друг друга"

1

23

"Этот странный взрослый мир"

1

24
25

"Этот странный взрослый мир"
"Фантазия характеров"

1
1

26

"Фантазия характеров"

1

27

"Фантазия характеров"

1

28
29
30
31

"Умение владеть собой"
"Умение владеть собой"
"Умение владеть собой"
"Умение владеть собой"

1
1
1
1

32

«Культура общения»

1

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

33

«Культура общения»

1

34

«Культура общения»

1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».