Логопедическая коррекция

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной
программе
МБОУ СОШ № 19 обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Логопедическая коррекция»
за курс начального общего образования
4 класс

2021г

1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты освоения обеспечивают связь между требованиями
ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и
системой оценки достижения планируемых результатов освоения.
К числу планируемых результатов освоения отнесены:
— личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в
различных средах;
— предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и жизни.
К личностным результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.

2

ПРОГРАММА определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами
и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (3035 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его
анализа.

2. Содержание коррекционного курса
Программа предусматривает проведение групповых занятий. На занятия с группой
обучающихся 40 минут. Наполняемость группы для занятий – 2 обучающихся.
Количество часов, предусмотренных учебным планом –34 часа в учебном году (1 час в
неделю, 34 учебных недели).
4 Класс (4 год обучения)
1. Обследование
2. Речь. Предложение. Слово
Органы речи. Речь. Речевые и неречевые звуки. Пространственные представления.
Временные представления. Понятие о предложении. Большая буква в начале
предложения. Интонационная законченность предложения. Членение речи на
предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Понятие о слове. Различение понятий слово - предложение.

3

3. Звуки речи. Звуковой анализ и синтез

Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Образование гласных
звуков. Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и
букв. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове.
Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв.
4. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов
Слогообразующая роль гласного. Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез
слов. Выделение первого слога в слове. Определение порядка слогов в слове. Составление
слов из слогов. Деление двух - и трёх-сложных слов на слоги.
5. Ударение
Понятие ударения. Соотношения слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в
слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его
ударного гласного.
6. Гласные 1-го ряда
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных
(отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса,
слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление
количества звуков в слове, их характеристика, последовательность). Выделение гласных
звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов.
7. Гласные. Твёрдые и мягкие согласные
8. Звонкие и глухие согласные
9. Свистящие и шипящие согласные.
10. Сонорные согласные
11. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и
кинетическим признакам. Дифференциация, букв сходных по оптическим и кинетическим
признакам (п-т, и-ш, л-м)
12. Контроль знаний
13.Обследование

3. Тематическое планирование, в том
числе с учетом рабочей программы
воспитания
4 класс (68 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Количество часов
Обследование навыкаписьменной речи –
диктант.
Обследование навыка письменной речи – списывание с
печатного
и рукописного текста.
Обследование навыка
чтения.
Пространственные
представления
Временные
представления
Предложение
Предложение. Деление
текста на предложения
Предложение. Слово

1
1

1
1
1
1
1
1

4

Дифференциация
понятий «предложение»
- «слово»
Определение
последовательности словв предложении.
Звуки речи. Способы их
образования
Гласные и согласные
звуки и буквы, ихразличия.
Алфавит
Дифференциация
гласных и согласныхзвуков и букв
Упражнение в
звукобуквенном анализе
Слогообразующая рольгласных. Деление слов
на слоги
Перенос слов при письме
Слоговой анализ и
синтез слов. Составлениеслов из слогов.
Ударение.
Смыслоразличительнаяроль ударения
Ударные и безударные
гласные.
Упражнение в постановке ударения в
словах
Гласные

1

Гласные

1

23

Твёрдые и мягкие согласные

1

24

Твёрдые и мягкие согласные

1

25

Обозначение мягкостисогласных буквой ь в конце слова
Обозначение мягкости
согласных буквой ь всередине слова

1

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дифференциация [ж]-[ш]Анализ гласных после
шипящих жи-ши
27 Дифференциация [с]-[ш]
28 Дифференциация [з]-[ж]
29 Свистящие и шипящие согласные.
26

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

30
31

Дифференциация [ч]-[т’]
Сонорные согласные

1
1

32

Обследование навыка
чтения.
Обследование навыкаписьменной речи –
диктант.
Обследование навыка письменной речи – списывание с
печатного
текста.

1

33
34

1
1

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».