ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Логопедическая коррекция» за курс начального общего образования 4 класс 2021г 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса Планируемые результаты освоения обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения. К числу планируемых результатов освоения отнесены: — личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах; — предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. К личностным результатам освоения относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 2 ПРОГРАММА определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: -различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; -деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -выделение из текста предложений на заданную тему; -участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: -различение звуков и букв; -характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (3035 слов); -дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -деление текста на предложения; -выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. 2. Содержание коррекционного курса Программа предусматривает проведение групповых занятий. На занятия с группой обучающихся 40 минут. Наполняемость группы для занятий – 2 обучающихся. Количество часов, предусмотренных учебным планом –34 часа в учебном году (1 час в неделю, 34 учебных недели). 4 Класс (4 год обучения) 1. Обследование 2. Речь. Предложение. Слово Органы речи. Речь. Речевые и неречевые звуки. Пространственные представления. Временные представления. Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Понятие о слове. Различение понятий слово - предложение. 3 3. Звуки речи. Звуковой анализ и синтез Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Образование гласных звуков. Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв. 4. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов Слогообразующая роль гласного. Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. Выделение первого слога в слове. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двух - и трёх-сложных слов на слоги. 5. Ударение Понятие ударения. Соотношения слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. 6. Гласные 1-го ряда Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность). Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов. 7. Гласные. Твёрдые и мягкие согласные 8. Звонкие и глухие согласные 9. Свистящие и шипящие согласные. 10. Сонорные согласные 11. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация, букв сходных по оптическим и кинетическим признакам (п-т, и-ш, л-м) 12. Контроль знаний 13.Обследование 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (68 часов) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Количество часов Обследование навыкаписьменной речи – диктант. Обследование навыка письменной речи – списывание с печатного и рукописного текста. Обследование навыка чтения. Пространственные представления Временные представления Предложение Предложение. Деление текста на предложения Предложение. Слово 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Дифференциация понятий «предложение» - «слово» Определение последовательности словв предложении. Звуки речи. Способы их образования Гласные и согласные звуки и буквы, ихразличия. Алфавит Дифференциация гласных и согласныхзвуков и букв Упражнение в звукобуквенном анализе Слогообразующая рольгласных. Деление слов на слоги Перенос слов при письме Слоговой анализ и синтез слов. Составлениеслов из слогов. Ударение. Смыслоразличительнаяроль ударения Ударные и безударные гласные. Упражнение в постановке ударения в словах Гласные 1 Гласные 1 23 Твёрдые и мягкие согласные 1 24 Твёрдые и мягкие согласные 1 25 Обозначение мягкостисогласных буквой ь в конце слова Обозначение мягкости согласных буквой ь всередине слова 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Дифференциация [ж]-[ш]Анализ гласных после шипящих жи-ши 27 Дифференциация [с]-[ш] 28 Дифференциация [з]-[ж] 29 Свистящие и шипящие согласные. 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 Дифференциация [ч]-[т’] Сонорные согласные 1 1 32 Обследование навыка чтения. Обследование навыкаписьменной речи – диктант. Обследование навыка письменной речи – списывание с печатного текста. 1 33 34 1 1 5 6