ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе МБОУ СОШ № 19 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психокоррекционные занятия» за курс начального общего образования 4 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 1. Развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); 2. Развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизацияпсихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); 3. Развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); 4. Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). 2. Содержание коррекционного курса: Рабочая программа по коррекционному курсу "Психокоррекционные занятия" состоит из основных направлений работы: 1. Диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); 2. Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); 3. Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интерграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); 4. Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, 2 классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Программа для 4 класса (года обучения ) рассчитана на 68 часов, по 2 часу в неделю. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (68 часов) № п/п 1 Разделы Методики: «Корректурная проба», «Исключение лишнего», "Найди закономерность и продолжиряд"; Количество часов 2 2 Методики: «10 слов», «10 картинок»; "Дорисовываниефигур". 2 3 Узнавание предметов на картинках, контурных изображений предметов. Узнавание предметов, их контуры в «зашумлённых»условиях. Целый предмет и его части. Составление предмета из 2-6частей по образцу Различие праволевостороннюю организацию среды с опоройна маркер, ориентировка на листе бумаги (верх – низ,справа – слева) Определение на ощупь знакомые предметы с выделением признаков. 2 7 Лепка и конструирование. Аппликации. Упражнения с молниями, шнурками. 2 8 Работа с ножницами. Плетение косички, рисование линии с помощью линейки. 2 9 Дорисовывание симметричную половину изображения. Выполнение графических диктантов. Дорисовываниенезаконченных изображений. Рисованиепредметов по памяти. Упражнения: "Перепутанные линии", "Корректурнаяпроба", "Кодирование" 2 Упражнения "таблицы Шульте", "Пройди лабиринт""Тест на лабильность мышления" Упражнения: "10 слов", "10 предметов", "Пиктограмма". 2 Осваивание приемов запоминания в играх: "Ассоциации", "Кораблик", "Придумываем рассказ по очереди" Упражнения: "Квадраты Никитина", "Разрезные картинки"; собирание пазлов, конструирование. 2 Упражнения: "Графический узор"; геометрических фигур посхеме; 2 4 5 6 10 11 12 13 14 15 16 собирание предметов из 2 2 2 2 2 2 2 3 17 Классифицирование, выполнения упражнений:исключение «лишнего», обобщение, сравнивание,выделение общего и различного при обследовании предметов 2 18 Понимание смысла сюжетных картинок, располагание в смысловом порядке 2-3 ситуационныхкартинки. 2 19 Упражнения: "Лягушки-прятки", "Насекомыепрятки" 2 20 Упражнения: "Лягушки-прятки", "Насекомыепрятки" 2 21 Упражнение: "Кроссворд". Участие в беседах 2 22 Упражнение: "Кроссворд". Участие в беседах 2 Методики: «Корректурная проба»; «Исключение лишнего», "Найди закономерность и продолжиряд"; «10 слов», «10 картинок»; "Дорисовывание фигур". "Изучение понимания детьми графических изображений эмоций", "Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей в конкретных жизненных ситуациях" 2 Понимание собственных эмоциональных состояний.Выражение эмоций и чувства различными способами. Понимание собственных эмоциональных состояний.Выражение эмоций и чувства различными способами. Распознавание эмоциональных проявлений других людей. Обогащение словаря за счетслов, обозначающих различные эмоции, чувства,настроения. 2 "Изучение понимания детьми графических изображений эмоций", "Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей в конкретных жизненных ситуациях". методика Сишора в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения»М.А. Панфилова Формирование навыков сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других. 2 Устанавливание доверительных, дружеских отношений с товарищами. Игры: "Калейдоскоп", "Я знаю, что ты...", "Путаница" 2 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 2 2 2 2 2 2 4 33 34 Упражнения: "Подари улыбку", Здравствуйте", "Мы похожи мы отличаемся", "Свет мой,зеркальце, скажи..." Методики: Сишора в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения»М.А. Панфилова 2 2 5