МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 19 _________________ М.Н. Душко Приказ № 93/1 от 30.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся: 7-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Смирнов Анатолий Александрович, педагог дополнительного образования Серов 2021 1 1. Пояснительная записка Программа «Настольный теннис» разработана на основе программы «Настольный теннис» Барчуковой Г.В., Журавлевой А.Ю., рекомендованной Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Программа «Настольный теннис» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ №1089 Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.), отвечает положениям Закона «Об образовании». Занятия настольным теннисом рассматриваются, как одно из средств повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Целью программы является формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; использование средств настольного тенниса для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели программа по настольному теннису для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач: 1. Формирование здорового образа жизни средствами настольного тенниса. 2. Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. 3. Укрепление и сохранение здоровья, развитие специальных психофизических качеств (реакция, внимание, мышление), воспитание гармонично-развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности. 4. Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. С этой точки зрения упражнения с мячом и ракеткой, а так же обучение основам игры в настольный теннис представляет особый интерес, т.к. в процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются физические и морально-волевые качества. Программа раскрывает методические особенности обучения игре в настольный теннис. Для занятий по предлагаемой программе не требуются специализированные залы – подходят любые ровные поверхности, такие как школьный двор, игровая площадка или спортивный зал. Можно играть пластмассовыми или деревянными ракетками. Вместо сетки может использоваться веревка или лента. В качестве стола может быть использован стол любого размера с ровной поверхностью. Новизна данной программы заключается в том, что впервые основные этапы начального обучения настольному теннису адаптированы для обучающихся 7-10 лет. Разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в настольный теннис, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно играть в настольный теннис. Гармоничное 2. Общая характеристика программы развитие обучающихся, всестороннее совершенствование их 2 двигательных и психо-физиологических способностей, укрепление здоровья, привитие навыков, позволяющих в дальнейшем заниматься спортом всю жизнь, поддерживая тем самым свое физическое состояние – главная цель обучения детей настольному теннису. Широкая возможность вариативности нагрузки и ее направленности позволяют использовать настольный теннис как рекреационное и реабилитационное средство в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе. В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в себя три основных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности). В разделе «Знания о физической культуре» представлены основные термины и понятия игры в настольный теннис, история настольного тенниса и его роль в современном обществе. Также здесь раскрываются основные понятия подготовки теннисистов, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по настольному теннису, изложены правила игры и требования техники безопасности при проведении занятий настольным теннисом. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, ориентированные на активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: организацию и проведение самостоятельных занятий настольным теннисом с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбор инвентаря, одежды для занятий настольным теннисом. Раздел «Физическое совершенствование», ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Этот раздел включает в себя несколько направлений: «Физкультурнооздоровительная деятельность» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью». «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся. В этом разделе изучаются оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической, тактической и технической подготовки игроков в настольный теннис. Освоение обучающихся способам хватки ракетки, выполнения основных ударов по мячу, техники передвижений, а так же техникотактической направленности игровых действий в настольном теннисе. «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, интегральной (игровой) подготовки обучающихся настольному теннису. В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса. Основной формой организации занятий в образовательном учреждении является урочная форма. Урок по физической культуре состоит из вводно-подготовительной части, включающей упражнения общей и специальной подготовки, основной части, направленной на решение основных задач занятия, и заключительной части, включающей, как правило, подвижные игры с невысокой интенсивностью. Включение упражнений с 3 мячом и ракеткой в различные части урока будет способствовать не только развитию в игровой форме физических качеств и формированию сложнокоординационных ловкостных двигательных действий, но и повышению эмоциональной составляющей. Данные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятия по физическому воспитанию. Эффективность зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учѐта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и ступени подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм: - групповая форма обучения создаѐт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений; - индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даѐт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, педагог может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося; - фронтальная форма обучения позволяет педагогу одновременно контролировать выполнение задания всеми обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: - способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе; - владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. 4 В области эстетической культуры: - умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; - умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. 2. Содержание программы Знания о физической культуре. История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты. Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола (названия и назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение самостоятельных занятий по настольному теннису. Подготовка места для занятий по настольному теннису, размеры игровой площадки и теннисного стола, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в настольный теннис. Оценка эффективности занятий по настольному теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по настольному теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия в различных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в настольном теннисе. Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических 5 качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева: толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий. Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом. Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление. Командные форматы для соревнований 4 и более человек. Личные форматы соревнований для 2-3-х человек. Лично-командные форматы соревнований для 4-х и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков. Смены подач и сторон. «Охрана труда и техника безопасности при проведении занятий настольным теннисом» знакомит обучающихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой на основе настольного тенниса, формирует навыки страховки самостраховки. 3. Этапы обучения и содержание программы Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год разбит на два цикла (продолжительностью в две четверти или полтора триместра) с одной ведущей темой, которая заканчивается тестированием. 6 Формы и режим занятий Групповые занятия проходят 1 раз в неделю Этапы обучения и содержание курса Год обучения 1-ый Освоение «школы мяча», создание элементарных представлений о технике настольного тенниса. Обучение выполнению базовых ударов с отскока справа и слева с места, в движении. Получение представлений об основных стойках и работе ног при ударах с отскока, а также системе счета по упрощенной системе. Проведение первых соревнований в конце года в командном формате. Основные цели 1. Обучение разнообразным действиям с мячом и ракеткой («школа мяча»). 2. Обучение осознанному передвижению в пространстве. Показ и освоение основных ударов с отскока. 3. Активное взаимодействие с другими детьми. Задачи Средства и методы обучения Методы: 1. Игровой метод. 2. Метод строго регламентированного упражнения (дозировано, только при разучивании нового движения). 3. Соревновательный метод (только в командном формате). Средства: 1) обучение контролю частей (рук, ног, плеч) и позиций тела (положение 1. Упражнения с мячом, выполняемые рук в исходном положении, при рукой: отбивание ладонью, подбивание на замахе, выполнении удара и его ладони, отбивание, катание, ловля мяча. окончании, баланс ног и плеч при 2. Упражнения с ракеткой удержание выполнении удара). предметов на ракетке, ОРУ с ракеткой. 2) видение пространства (движения 3. Упражнения с мячом и ракеткой: удержание мяча на ракетке, катание и мяча) одновременно с контролем отбивание мяча. передвижений. 4. Игры и упражнения для удержания зрительной концентрации на мяче, 1) разучивание имитации ударов. развития контроля мяча на ракетке. 2) разучивание ударов с отскока. 5. Имитация ударов в зеркальном показе. 6. Подводящие упражнения для ударов с отскока: (концентрация на мяче, фиксация точки удара, сопровождение 1) обучение комбинированным мяча, балансировка и перенос веса тела действиям в парах и группах. с ноги на ногу). 2) обучение активным нападающим 7. Игры и упражнения для освоения действиям, которые усложняют навыков игры прием и контроль мяча сопернику. 8. Упражнения в парах: (ловля, броски, выполнение одиночных ударов, выполнение серии из 2,3,4 ударов). 9. Игры и упражнения на развитие элементарного чувства мяча и навыков ловли. 1) обучение детей ловле, бросанию и катанию теннисного мяча. 2) обучение детей контролю мяча и ракетки (умению носить мяч на ракетке, отбивать мяч от пола и подбивать на ракетке вверх). Сроки и формы контроля В конце 2-ой четверти (или середины 2-го триместра) тест «школа мяча». В конце 4-ой четверти (или в конце 3-го триместра) – тест «школа ударов с отскока» 2-ой Поэтапное закрепление полученных навыков игры с отскока. Освоение ударов с лета. Изучение ударов над головой – подачи и смэша. Формирование умений управления мячом: игра по различным направлениям: линия, диагональ. Проведение соревнований три раза за год в командном, командно-личном формате. 1. Обучение обмену ударами на площадке. 2. Разучивание ударов с лета, ударов над головой (подачи, смэша), обучение приему подачи. 3. Обучение основам тактики одиночной игры. 4. Воспитание физических качеств Методы: 1. Игровой метод. 2. Метод строго регламентированного ударов с отскока справа и слева. упражнения (дозировано, только при 2) обучение выполнению серии разучивании нового движения). ударов с отскока отдельно справа и 3. Соревновательный метод (в командном, слева. командно-личном формате). 3) обучение выполнению серии Средства: ударов с отскока, чередуя удары 1. Упражнения в парах, группах по 4-6 чел.: справа и слева. катание мяча, выполнение одиночных ударов в мишень, выполнение серии из 2-4 1) обучение ударам с лета, подаче, ударов. смэшу, приему подачи. 2. Индивидуальные упражнения: выполнение серии ударов с отскока отдельно справа и слева о стенку (сетку) в спортзале. 3. Игры в командах на счет 1) изучение названий основных направлений движения мяча (линия, 4. Подводящие упражнения для ударов с лета, подачи. диагональ. 5. Наброс с руки одиночных ударов для 2) обучение выполнению ударов с лета, друг другу в парах сериями элементарного розыгрыша очка по 6-8 ударов. (подача-прием подачи - удары справа, 6. Подводящие упражнения для ударов с слева). различным направлением (линия, 3)обучение ведению счета. диагональ). 7. Обмен 2-3 ударами по заданным 1) обучение контролю собственного направлениям: (линия, кросс). тела (позы, баланс) в статичном 8. Игровые упражнения в парах (разыграть положении и в движении. подачу-прием, подачу- прием-удар справа 2) воспитание скоростных и (слева) и т.д.). координационных 9. Игры и упражнения на закрепление способностей знаний названий линий и понимания границ площадки. 10. Элементы соревновательных игр (розыгрыш на очки, удары в свободный угол) в процессе обычного занятия. 11. Перемещения со сменой направления. Прыжки с правой на левую ногу с остановкой (балансом на каждой ноге). 1) совершенствование одиночных В конце 2-ой четверти (или середины 2-го триместра) тест «школа ударов с лета» В конце 4-ой четверти (или конце 3-го триместра) – тест «школа ударов над головой» 8 Движение с остановкой по сигналу. 12. Эстафеты с теннисными ракетками и мячами. Броски в цель. Прыжки вперед, вверх, в стороны в полную и в половину силы. 13. Подвижные и спортивные игры высокой интенсивности, развивающие ловкость («Салки мячом», «Ловишки», «Пустая ракетка», «Хоккей теннисным мячом»). 14. Прыжки на скакалке серией на двух и одной ногах. 15. Упражнения на координацию (игра «Зеркало», прыжки с одновременной и попеременной работой рук). 16. Различные виды бега: вперед, назад, в стороны, с поворотом вокруг собственной оси в различном темпе (быстрее, медленнее). 9 3-ий Поэтапное закрепление полученных навыков игры с отскока и слета. Освоение ударов с различным направлением полета мяча и длиной удара. Изучение способов вращения мяча. Знакомство с основами тактических комбинаций. Проведение соревнований (три раза в год) в командном, командноличном формате 1. Обучение удержанию мяча в игре, ведению счета и теннисному этикету. 1) обучение различным направлениям ударов при розыгрыше очка, начиная с подачи; 2) обучение продолжительной динамичной игре с акцентом на правильных базовых движениях; 3) совершенствование точности ударов с отскока и разных траекторий полета мяча; 4) Закрепление умения начислять очки при игре в паре, в команде. 2. Воспитание физических качеств. 1) воспитание координационных способностей (контроль собственного тела, баланс, ориентация во времени и пространстве) Методы: 1. Метод строго регламентированного упражнения (дозировано, только при разучивании нового движения). 2. Игровой метод. 3. Соревновательный метод (в командном, командно-личном формате). Средства: 1.Упражнения в парах, командах по 34 чел.: (удары на удержание мяча, выполнение серии из 2-4, 4-8 ударов в каждом розыгрыше). 2.Розыгрыш подача-прием, удар с лета. 3.Игра по линии и диагонали в парах, командах: на удержание мяча, в различном темпе. Тоже с начислением очков. 4.Упражнения на переключение внимания. 5. Подвижные игры большой и средней подвижности («Мишки на льдине», «Цепочные салочки», «Хвост догоняет голову»). 6. Прыжки на скакалке вперед, назад, со скрещиванием рук, на одной ноге. 7. Перемещения вперед, назад в стороны, регулируя размер и величину шагов. В конце 2-ой четверти (или середины 2-го триместра) тест «школа направления ударов» В конце 4 четверти (или конце 3-го триместра) - тест «школа управления мячом» 10 4-ый Закрепление основ базовой техники настольного тенниса, повышение стабильности и точности ударов, ознакомление с основами закрытых, полуоткрытых и открытых и тактических комбинаций, способами активного завершения розыгрыша. Проведение соревнований (четыре раза в год) в командно- личном и личном формате 1.Совершенствование точности, стабильности и эффективности ударов. 1)совершенствование ударов с отскока при игре с заданным направлением, траекторией или скоростью полета мяча. 2)обучение выходу к сетке с короткого мяча с завершающим ударом с лета. 3) совершенствование подачи, приема подачи и ударов с лета 2.Воспитание физических качеств 1)совершенствование координационных способностей (управление и контроль собственного тела при различных движениях) Методы: 1. Метод строго регламентированного упражнения (дозировано, только при разучивании нового движения). 2. Игровой метод. 3. Соревновательный Средства: 1. Упражнения в парах, группах по 4-6 человек на удержание мяча в игре. 2. Игра с двумя касаниями мяча на ракетке. 3. Упражнения для управления направления мяча: «Восьмерка», «Треугольник». 4. Закрытый розыгрыш: подача, прием, выход к сетке, завершающий удар. 5. Открытый розыгрыш подача, прием по диагонали (линии) - свободное завершение комбинации. 6. Подвижные игры с мячом и ракеткой высокой подвижности («Гонки с мячами», «Курочки», «Пустая ракетка»). 7. Прыжки на двух и одной ногах, перекаты с ноги на ногу, связки: бег, шаг для удара, приставной шаг. 8 Упражнения для релаксации. В конце 2 -ой четверти (или середины 2-го триместра) - тест «школа закрытых тактических комбинаций» В конце 4-ой четверти (или конце 3-го триместра) - тест «школа открытых тактических комбинаций» 11 4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 1-ый год обучения (34 ч) Знания о физической культуре История развития Основные содержательные Знать: историю развития настольного тенниса. линии. настольного тенниса, ведущих Возникновение настольного Выдающиеся зарубежные и теннисистов мира; тенниса. Основные этапы отечественные теннисисты. общие правила игры в развития настольного Правила игры в настольный настольный теннис. тенниса. теннис. Базовые понятия Основные содержательные Называть: основные признаки физической культуры. линии. правильной осанки. Физическое развитие. Значимость правильной осанки Выполнять: упражнения для для физического развития. формирования и профилактики Средства формирования осанки. правильной осанки. Способы физкультурной деятельности Оценка эффективности Основные содержательные Вести: дневник занятий физической линии. самонаблюдений. Выполнять: культурой. Самоконтроль на занятиях тестовые задания для Способы самоконтроля на настольным теннисом. определения физической занятиях настольным Ведение дневника подготовленности. теннисом. самонаблюдений. Физическое совершенствование ФизкультурноОсновные содержательные Выполнять: упражнения из оздоровительная линии. комплекса утренней зарядки и деятельность. Комплекс упражнений утренней домашние задания. Комплексы упражнений зарядки. утренней зарядки и Комплекс упражнений для домашних заданий. домашних заданий. СпортивноВыполнение разнообразных Выполнять: упражнения с оздоровительная действий с ракеткой и мячом мячом - чеканка, броски, деятельность с («школа мяча»); метания, жонглирование. соревновательной Контроль частей тела, позиций Выполнять: имитацию направленностью. тела; видение пространства ударов толчком и срезкой Контроль мяча и ракетки. одновременно с контролем справа и слева. Выполнять: Осознанное передвижение в передвижений. удары справа и слева срезкой пространстве. Освоение Имитация ударов справа и с отскока от пола и от стены. основных ударов с отскока. слева срезкой. Выполнение Выполнять: итоговые тесты ударов справа и слева срезкой с «Школа мяча» и «Школа ударов на столе». Активное взаимодействие с отскока от пола и от стены. Комбинированные действия в другими учениками. парах и группах. 2-ой год обучения (34 ч) Знания о физической культуре Знать: Основные термины и История физической Основные содержательные понятия в настольном культуры. линии. История настольного Цель, задачи Олимпийского теннисе. Углубление знаний в тенниса в Олимпийском движения. правилах игры (парная игра). движении. Настольный теннис – как один Основные термины и из олимпийских видов спорта. 12 понятия в настольном теннисе. Базовые понятия физической культуры. Классификация ударов в настольном теннисе. Подготовка игровой площадки и стола для занятий настольным теннисом. Успехи российских теннисистов на Олимпийской арене. Основные содержательные линии. Удары справа и слева с нижним вращением. Подачи ладонной и тыльной стороной ракетки. Знать: основные удары в настольном теннисе. Уметь: готовить стол и площадку для занятий настольным теннисом. Способы физкультурной деятельности Организация и проведение Основные содержательные Соблюдать правила занятий физической линии. безопасности на занятиях культурой. Основные требования к технике настольным теннисом. Требования к технике безопасности при занятиях Соблюдать правила личной безопасности при занятиях настольным теннисом. Правила гигиены во время занятий и в настольным теннисом. личной гигиены. повседневной жизни. Правила личной гигиены. Оценка эффективности Основные содержательные Вести дневник занятий физической линии. самонаблюдений. Выполнять культурой. Ведение дневника тестовые задания для Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение определения уровня самонаблюдений. за динамикой показателей физической подготовленности. Результаты тестирования физической подготовленности с Выполнять тесты для оценки общей и специальной помощью тестовых уровня физической подготовленности. упражнений подготовленности. Результаты Участвовать: во выступлений в внутриклассных соревнованиях. соревнованиях. Физическое совершенствование ФизкультурноОсновные содержательные Выполнять: комплексы оздоровительная линии. упражнений для развития деятельность. Комплексы упражнений для основных физических качеств Комплексы упражнений для развития основных физических (домашнее задание). развития основных качеств с учетом физических качеств индивидуальных особенностей (домашнее задание). физического развития. СпортивноОбучение ударам справа и Выполнять: имитацию оздоровительная слева, подаче и приему подачи. основных технических деятельность с Понимание «направления» действий (удары справа и соревновательной удара и контроль траектории слева толчком и срезкой; направленностью. полета мяча. Игра по средней выполнение и прием подач Обучение стабильному траектории полета мяча. толчком и срезкой). обмену ударами. Стабильность в выполнении Выполнять: удары справа и Обучение подачи. Обучение простейших технических слева толчком и срезкой, простейшим тактическим действий. подачу. приемам настольного Контроль собственного тела Выполнять: итоговые тесты тенниса. Воспитание (позы, баланс), контроль «Школа игры с ракеткой и физических качеств. движений. Воспитание мячом» и «Школа ударов на скоростных и координационных столе» и имитацию подачи. способностей. Координация Выполнять: тесты по 13 зрительного и двигательного анализаторов. физической подготовленности. Знать: простейшие тактические приемы настольного тенниса. 3-ий год обучения (34 ч) Знания о физической культуре Основные содержательные Знать: историю настольного линии. Упрощенные правила и тенниса в средние века, размеры детского стола для историю зарождения настольного тенниса.. современного настольного тенниса, происхождения теннисного счета. История физической культуры. История настольного тенниса в средние века. История зарождения современного настольного тенниса. История происхождения теннисного счета. Базовые понятия Основные содержательные Знать: направления ударов в физической культуры. линии. Организация настольном теннисе Направления удара. самостоятельных занятий по (диагональ и прямая). Удары по прямой и настольному теннису. Значение Знать: Понятие длинного и диагонали. Зависимость занятий настольным теннисом короткого удара. направления удара от точки в формировании здорового Уметь: провести разминку удара и направления образа жизни. перед занятием по сопровождения мяча. настольному теннису. Постановка ног при ударах. Понятие длинного и короткого удара. Способы физкультурной деятельности Организация и проведение Основные содержательные Знать: тесты для определения занятий физической линии. уровня культурой. Тесты для определения уровня физической и специальной Тестирование физической и физической и специальной подготовленности. специальной подготовленности. Уметь: оказывать помощь подготовленности. Помощь учителю в организации и учителю в организации и проведении тестирования. проведении тестирования. Оценка эффективности Основные содержательные Вести дневник занятий физической линии. самонаблюдений. Выполнять культурой. Ведение дневника тестовые задания для Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение определения уровня самонаблюдений. за динамикой показателей физической подготовленности. Результаты тестирования физической подготовленности с Выполнять тесты для оценки общей и специальной помощью тестовых уровня физической подготовленности. упражнений подготовленности. Результаты выступлений в Участвовать: во соревнованиях. внутриклассных соревнованиях. 14 Физическое совершенствование СпортивноОбучение и закрепление Уметь: направлять мяч по оздоровительная умений направлять мяч по линии и кроссом. Тест «Школа деятельность с диагонали и по прямой. направления ударов». соревновательной Обучение и закрепление умений Уметь: выполнять удары, направленностью. направлять мяч по разной разные по длине. Тест «Школа Удары справа и слева по траектории. управления мячом». направлениям диагональ и Обучение ударам с разным Уметь: выполнять удары с прямая. видом вращений мяча (верхним разным вращением мяча. Удары с разной траекторией и нижним). и длиной. Удары с разным вращением мяча (верхним и нижним). 4-ый год обучения (34 ч) Знания о физической культуре Физическая культура и Основные содержательные Знать: о здоровом образе спорт в современном линии. жизни. Знать: о значении занятий обществе. Значение занятий настольным настольным теннисом в Значимость здорового теннисом в формировании формировании здорового образа здорового образа жизни. образа жизни. жизни в современном обществе. Способы физкультурной деятельности Организация и проведение Основные содержательные Знать: понятия об очке, занятий физической линии. партии, встрече, командном культурой. Общие представления о матче. Понятие об очке, партии, значимости заключительной Уметь: Проводить встрече, командном матче. части урока. заключительную часть урока. Проведение Подвижные игры, упражнения Знать: подвижные игры, заключительной на гибкость. упражнения на гибкость. части урока. Оценка эффективности Основные содержательные Вести дневник занятий физической линии. самонаблюдений. Выполнять культурой. Ведение дневника тестовые задания для Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение определения уровня самонаблюдений. за динамикой показателей физической подготовленности. Результаты тестирования физической подготовленности с Выполнять тесты для оценки общей и специальной помощью тестовых уровня физической подготовленности. упражнений подготовленности. Результаты Участвовать: во выступлений в внутриклассных соревнованиях. соревнованиях. 15 Физическое совершенствование ФизкультурноОсновные содержательные Знать: понятия о оздоровительная линии. стабильности технических деятельность. Совершенствование действий. Понятия о стабильности стабильности технических Знать: понятия о технических действий. действий. стабильности технических Понятия об атакующем и Обучение и совершенствование действий. завершающем ударах. атакующих ударов. Знать: понятия об атакующем Простые тактические Простейшие варианты и завершающем ударах. комбинации. Комбинации с тактических комбинаций. Знать: простые тактические началом атаки со своей комбинации. Комбинации с подачи. Комбинации на началом атаки со своей приеме подачи. подачи. Комбинации на приеме подачи. СпортивноОсновные содержательные Демонстрировать технику оздоровительная линии. ударов с различными видами деятельность с Совершенствование техники вращения, выполнение соревновательной выполнения ударов с подачи, прима подачи. Знать: направленностью. различными видами вращения, Тактику одиночной игры. Простейшая тактика выполнение подачи, прима Тактику парной игры: одиночной игры. подачи Тактика одиночной способы расстановки игроков игры. Тактика парной игры: на площадке; перемещения способы расстановки игроков игроков на площадке. на площадке; перемещения Выполнять: атакующие и игроков на площадке. завершающие удары. Упражнения специальной Демонстрировать: физической подготовки. простейшие тактические комбинации. 16 Тематическое планирование 1- ый год обучения № 1 2-3 4-5 6-7 Тема урока Обучение правилам техники безопасности (ТБ) поведения во время игры. Теория: Введение в мир настольного тенниса. Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча». Воспитание скоростных и координационных способностей. Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча». Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча». Содержание Беседа о ТБ. Ознакомление с теннисным инвентарем: ракетки, мячи, теннисный стол. Подвижные игры с мячом («Поймай мяч», «Прыгуны»). Упражнения «школы мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Подвижные игры с мячом («Зевака», «Куча мала»). Упражнения с мячом и ракеткой: разнообразные подбивания мяча, удержание конуса на ракетке. Катание, бросание, ловля мяча. Упражнения с мячом и ракеткой: разнообразные подбивания мяча, удержание конуса на ракетке. Игры с ловлей мяча («Мяч соседу»). 8 Обучение ударам с отскока. Удар Имитация удара толчок слева. толчок слева с отскока на месте. Удары с наброса учителя. Подбивания Упражнения «школы мяча». мяча вверх, вниз, вверх- вниз. 9-10 Обучение удару срезка справа с отскока. Выполнение ударов срезка справа в Упражнения «школы мяча». тренировочную стенку и на полу с наброса учителя. 11-12 Обучение удару срезка слева с отскока Имитация удара срезка слева. Удары на месте. Упражнения «школы мяча». с наброса учителя. 13-14 Обучение удару срезка слева с отскока. Выполнение ударов срезка слева в Выполнение движений с мячом и без тренировочную стенку и на полу с наброса мяча. Упражнения «школы мяча». учителя. 15-16 Обучение сочетаниям ударов справа Выполнение ударов срезкой справа и и слева срезкой с отскока от стены. слева в тренировочную стенку и на полу с Упражнения «школы мяча». партнером. Закрепление точки контакта Воспитание координационных мяча с ракеткой. Отрабатывание ударов в способностей. парах. Упражнения на координацию. Подвижные игры («Пустая ракетка», «Прыгуны»). 17-19 Промежуточное тестирование Тестирование теннисных умений. Тест №1 «Школа мяча». 20 Обучение ударам с перемещением. Имитация подхода к удару. Выполнение Удар срезкой справа с отскока от стены с ударов в тренировочную стенку и на полу передвижением. с партнером. Игра «Линии». Теория: Понятия о точке удара по мячу и плоскостях ракетки. 21 Обучение ударам с перемещением. Удар Выполнение ударов срезкой справа в справа срезкой с отскока в движении. тренировочную стенку и на полу с Закрепление знаний о правилах игры на партнером. Подвижные игры счет. Правило подачи. («Каракатица», «Рыцарский бой»). 22 23 Обучение ударам срезкой справа с перемещением вдоль стола. Обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад. 24-25 Обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании. Воспитание скоростных и координационных способностей. 26-27 Обучение основным стойкам теннисиста. Обучение перемещениям по площадке. Обучение работе ног при ударах справа в движении. 28-29 Обучение работе ног при ударах справа и слева в движении. Воспитание скоростных и координационных способностей. Подготовка к тестированию. 30-31 Итоговое тестирование 1-го года обучения. 32 Теория: Понятие о счете в настольном теннисе. Демонстрация игровых моментов с последующим объяснением правил начисления очка. 33-34 Игры на полу со счетом. Имитация подхода к удару. Выполнение ударов в стенку и на полу с партнером. Выполнение ударов срезкой справа в тренировочную стенку и на полу с партнером. Подвижные игры («Горячая картошка»). Выполнение ударов срезкой справа и слева в тренировочную стенку. Обмен ударами на полу в парах. Подвижные игры («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»). Беговые и прыжковые упражнения. Стойки для ударов справа. Упражнения на работу ног: перемещение в стойке теннисиста в различных направлениях с оббеганием конусов, упражнения на частоту движений ног. Обмен разнообразными ударами в стенку и на полу с партнером. Упражнения на работу ног: перемещения в стойке теннисиста в различных направлениях с обеганием конусов, упражнения на частоту движений. Упражнения на быстроту реакции, быстроту начала движения, равновесие. Тестирование теннисных умений. Тест №2 «Школа ударов с отскока». Обучение простейшему ведению счета. Обмен ударами на полу с подсчетом очков. Соревновательные командные матчи с использованием подсчета очков. Итого 34 18 2– ой год обучения № 1 2-3 4 5 6-7 8 9 10 Тема урока Обучение правилам техники безопасности поведения на площадке. Теория: Ведущие теннисисты мира. Обучение ударам срезкой, основным стойкам теннисиста, технике передвижений (повторение материала 1-го года обучения). Обучение ударам срезкой. Обучение удару откидкой справа. Упражнения с мячом и ракеткой: подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока. Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. Обучение удару срезкой справа. Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах. Промежуточные соревнования. Соревнования в лично-командном формате. Обучение ударам откидка слева. Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. Обучение удару срезка слева. Имитация ударов срезка слева. Удары срезка слева с наброса мяча в парах. Обучение ударам справа и слева Имитация ударов справа и слева откидкой, откидкой. Разучивание подготовительных имитация удара слева с отскока. Удары с упражнений к подаче. Воспитание наброса друг другу в парах. Метание мяча скоростных, скоростно- силовых и движением подачи. Бег «веером». координационных способностей. 11-12 Обучение ударам справа и слева срезкой. Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Подготовительные упражнения для подачи. Подготовка к тестированию. 13-14 Тестирование 15-16 Соревнования в классах 17 Обучение ударам над головой. Теория: Общее понятие об ударах срезкой справа и слева и их применение. Обучение подаче. 18 Содержание Беседа о ТБ, рассказ о ведущих теннисистах мира и их достижениях. Обучение подбросу мяча при подаче. Обучение балансу при подаче. Обучение ударам с лета. Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку. Метание мяча движением подачи. Тестирование теннисных умений Тест «школа ударов с лета». Соревнования в командном формате. Подброс мяча при подаче. Имитация подачи. Выполнение укороченного движения с мячом из точки контакта ракетки с мячом. Подвижные игры с мячом («Курочки», «Гонки с мячами»). Упражнения для подброса мяча при подаче. Имитация подачи со зрительным ориентиром (яркая лента на веревке). Выполнение движения подачи с мячом. Удары срезкой справа и слева в большие мишени. 19 19 20 21 22 25 26 27 28 29 30 Подача (точка удара). Разучивание ударов срезкой. Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Подводящие упражнения (броски мяча) для правильной точки удара. Удары срезкой справа и слева без передвижения. Удары справа и слева срезкой с акцентом на точность попадания. Обучение технике выполнения наката. Имитация наката. Объяснение постановки ног, точки контакта ракетки с мячом. Выполнение удара с наброса учителя. Обучение технике выполнения наката. Совершенствование ударов справа и слева накатом. Имитация наката. Выполнение наката справа с наброса учителя. Выполнение наката справа в парах. Удары справа и слева накатом в парах. Обучение целостному выполнению Выполнение подачи в тренировочную подачи и наката. Совершенствование сетку. Обмен ударами накатами на столе в ударов накатом. Воспитание скоростных, парах. Подвижные игры, направленные на скоростно-силовых и координационных воспитание скоростных и способностей. координационных способностей («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»). Совершенствование подачи, накатов, Подача в правую, левую половины стола, срезок и откидок. в большие мишени. Подача с подсчетом очков (из 5 попыток). Выполнение наката справа на месте, с перемещением вправовлево. Удары накатом в чередовании справа и слева в мишени. Тестирование Тестирование теннисных умений Тест №3 «Школа ударов на столе» Обучение приему подачи. Воспитание Выполнение приема подачи. Ловля мяча скоростных, скоростно- силовых и из различных исходных положений. Игра координационных способностей. «Два цвета». Прыжки на скакалке на 4 счета с чередованием на двух и одной ноге. Перемещения приставным шагом с одновременным и попеременным вращением рук. Подвижные игры («Салют», «Гонки с мячом»). Обучение подаче и приему подачи. Прием подачи по заданному направлению. Совершенствование ударов справа и Прием подачи по выбранному слева накатом. направлению и розыгрыш очка. Игры в парах. Обучение ударам накатом с разной Демонстрация учителем ударов накатом с траекторией полета мяча (высокой, различной траекторией полета мяча. средней, низкой). Воспитание Выполнение ударов накатом с высокой скоростных, скоростно-силовых и траекторией. координационных способностей. Обучение ударам накатом с высокой Выполнение ударов накатом с высокой траекторией полета мяча. траекторией полета мяча (игра через Совершенствование наката справа. высокую веревочку) с попаданием в стол или на полу. Упражнения в парах – высокий удар накатом. Розыгрыш мяча ударами накатом. 20 31 32 Совершенствование изученных ударов (откидкой, срезкой, накатом) Совершенствование ударов срезкой и накатом с контролем траектории полета мяча и сменой направлений. 33-34 Соревнования Итого Игры и упражнения на закрепление ударов. Подвижные игры («Гонки с мячами», «Ловишки»). Соревновательные командные матчи с использованием простейшего подсчета очков. Соревновательные игры со счетом 34 21 3- ий год обучения № 1 2-3 4-5 Тема урока Повторение правил техники безопасности поведения в спортивном зале. Теория: Основные турниры по настольному теннису. Повторение материала 2-го года. Совершенствование ударов срезкой и накатом с контролем траектории полета мяча и сменой направлений. Совершенствование ударов накатом справа и слева. Воспитание скоростных, скоростно- силовых и координационных способностей. Совершенствование подачи и приема подачи. Воспитание скоростно-силовых и координационных способностей. Содержание Беседа о ТБ, рассказ о соревнованиях «Чемпионат Европы» «Чемпионат Мира», Открытый чемпионат России и др. Игра срезкой на удержание мяча. Направление мяча по прямой и по диагонали. Игра накатом, обращая внимание на работу ног, точку удара, положение головки ракетки. Прыжковые упражнения, ускорения. 6-7 Выполнение подачи (необходимо обращать внимание на правильное положение ног, подброс мяча, точку удара). Прыжки со скакалкой на двух ногах, на одной ноге, вращая скакалку вперед, назад. 8-9 Совершенствование подачи и приема Подача в заданные зоны стола. Прием подачи с дальнейшим розыгрышем очка. подачи: по диагонали и по прямой. Воспитание скоростных, скоростноПовторение теннисного счета. силовых и координационных способностей. 10-11 Промежуточные соревнования. Соревновательные игры со счетом по правилам 12 Обучение ударам по направлениям. Выполнение приема подачи по диагонали Теория: Удары накатом по прямой и по и по прямой. Игра «Зеваки». Ловля мяча с диагонали. Зависимость направления выбеганием вперед. Оббегание катящегося удара от сопровождения мяча. мяча и его ловля. Ловля мяча различных Постановка ног при различных видах исходных положений. Перекаты с ноги на ударов. ногу, перемещения вправо-влево, впередназад с вращением рук и ног. 13 Демонстрация полета мяча (диагональ и Выполнение приема подачи по диагонали прямая). Воспитание скоростных, и по прямой. скоростно- силовых и координационных способностей. 14-15 Обучение ударам накатом по прямой и Выполнение ударов накатом с наброса по диагонали. учителя по прямой, по диагонали. Выполнение ударов срезкой с наброса учителя по линии, по диагонали по линии и диагонали в парах. Игры в парах. 16-17 Обучение длине удара. Подводящие упражнения: броски мяча на Теория: понятие длинного и короткого разное расстояние. Удары справа и слева удара. Зависимость длины удара от срезкой по мишеням, расположенным на высоты полета мяча и силы удара. столе на разном расстоянии от сетки с Обучение длинному и короткому ударам акцентом на точность попадания. с отскока. 22 18-19 Совершенствование длинных и коротких ударов срезкой в игровых ситуациях. Игра по направлению – линия, диагональ. 20-21 Тестирование 22-23 Соревнования 24-25 Обучение вращению мяча. Теория: понятие о видах вращения мяча при ударах (крученый, резаный). Обучение крученому удару. 26-27 Обучение крученому удару справа и слева. Воспитание скоростных, скоростно- силовых и координационных способностей. Выполнение ударов срезкой с заданием варьировать длину и направление полета мяча. Тестирование теннисных умений Тест №4 «Школа направления ударов». Соревновательные игры со счетом по упрощенным правилам Упражнения для разучивания крученых ударов. Выполнение ударов с верхним вращением по диагонали. Упражнения на быстроту реакции, быстроту начала движения, баланс – прыжки со скакалкой, перемещения с вращением рук и ног. 28 Обучение подрезке. Выполнение ударов справа по диагонали подрезкой по топ-спину. 29 Обучение подрезке справа и слева. Выполнение подрезки справа и слева по прямой по топ-спину. 30 Закрепление ударов с вращением мяча. Игра по прямой и диагонали справа Игра справа и слева топ-спином справа и направо топ-спинами. Игра по линии и подрезкой слева с различной диагонали слева налево подрезкой по траекторией полета мяча (высокая, высокой, низкой и средней траектории. средняя, низкая). Воспитание скоростных, скоростно- силовых и координационных способностей 31-32 Тестирование Тестирование теннисных умений Тест №5 «Школа управления мячом». 33 Повтор и закрепление пройденного Последовательное набивание по 4, 6, 8, 10 материала года. Розыгрыш очка с ударов при игре в парах друг с другом. использованием ударов срезкой и Подача, прием, розыгрыш очка. Удары с накатом с разной траекторией и различными вариациями по длине, направлением полета мяча. Траектория высоте, направлению полета мяча. полета мяча (высокая, средняя, низкая). 34 Соревнования (командная форма) Соревновательные игры со счетом по правилам Итого 34 23 4- ый год обучения № 1 2-3 4-5 6-7 8 9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19-20 Тема урока Повторение правил техники безопасности поведения в спортивном зале. Теория: Правила настольного тенниса. Понятие об очке, партии, встрече, турнире. Повторение материала предыдущих лет обучения: совершенствование ударов справа и слева срезкой по разным траекториям и направлениям. Совершенствование ударов срезкой справа и слева. Воспитание скоростных, скоростно- силовых и координационных способностей. Совершенствование подачи и приема подачи. Содержание Беседа о ТБ, правила ведения счета в одиночной встрече и командном матче. Игра срезкой на удержание мяча. Выполнение ударов с направлением мяча по прямой и по диагонали. Игра срезкой, обращая внимание на работу ног, точку удара, положение и угол наклона ракетки. Беговые и прыжковые упражнения. Выполнение подачи. Необходимо обращать внимание на правильное положение ног, подброс мяча, точку удара. Промежуточные соревнования Соревнования в командном формате Совершенствование стабильности Подача в заданные части стола. выполнения технических действий Упражнения на удержание мяча накатами (ударов срезкой, накатом, подачи, и срезками. Необходимо обращать приема подачи). внимание на правильное положение ног, Теория: понятие стабильности и ее роль ритм удара, точку удара и окончание в игре. удара. Упражнения для совершенствования Подача в заданные части стола. стабильности выполнения технических Упражнения на удержание мяча накатами действий. и срезками. Необходимо обращать внимание на правильное положение ног, ритм удара, точку удара и окончание удара. Игра накатами с акцентом на Игры на удержание мяча на столе стабильность. Игра с заданным накатами. Упражнения с переводом направлением удара. направления ударов. Соревнования (лично-командные) Соревновательные игры со счетом. Совершенствование точности ударов Закрытые комбинации из 2-3 ударов. Игра накатами и срезками. Сочетание срезкой справа и слева по прямой и стабильности и точности выполнения диагонали. Игра накатом справа и слева ударов. по прямой и диагонали с использованием Теория: простые тактические мишеней на столе. Удары справа и слева комбинации и их построение в игре. накатом по мишеням, расположенным на Основы предугадывания действий разном расстоянии от сетки с акцентом на соперника. точность попадания. Выполнение ударов в пустую часть стола. Виды точек удара (высокая, средняя, Удары справа и слева накатом с акцентом низкая). на высоту полета мяча. Демонстрация Игра в средней и низкой точках удара. различных по высоте ударов и их связи с Закрытые комбинации из 2-3 ударов. отскоком мяча. Закрытые комбинации из 3 ударов с Розыгрыш комбинаций с последующим подачей и завершением атаки. Выход завершением атаки. на атаку после короткого мяча. 24 21-22 Комбинации со своей подачи с выходом Выполнение ударов срезкой с на атаку последующим выходом на атаку (выполняется с наброса учителя). 23-24 Тестирование Тестирование теннисных умений Тест «Школа закрытых тактических комбинаций» 25-26 Завершающий удар при игре накатами Комбинация с завершающим ударом при и топ-спинами. Воспитание игре накатами и топ-спинами. скоростных, скоростно-силовых и Розыгрыш очка с подачей и завершением координационных способностей. атаки. 27-28 Игра топ-спинами справа и слева с Выполнение ударов топ-спинами с последующим завершением атаки. последующим обязательным завершением Воспитание скоростных, скоростноатаки с короткого мяча. Игры высокой силовых и координационных подвижности («Мишки на льдине», способностей. «Космонавты»). 29 Промежуточные соревнования. Соревнования в командно-личном формате. 30 Атакующий удар. Розыгрыш с подачи по всему столу с Воспитание скоростных, скоростноиспользованием всех технических силовых и координационных действий и завершением розыгрыша способностей очка атакующим ударом. 31-32 Итоговое тестирование. Тестирование теннисных умений Тест «Школа открытых тактических комбинаций» 32 Повтор и закрепление пройденного Игра по всему столу с использованием материала. Розыгрыш очка с всех технических действий. использованием технических приемов с разной траекторией, разным вращением и направлением полета мяча. Траектория полета мяча (высокая, средняя, низкая). 33-34 Итоговые соревнования. Соревновательные игры со счетом Итого 34 25 - - 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета К концу 1-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками: свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча; выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч; выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре; перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева; уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке; иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет; активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности. К концу 2-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками: - демонстрировать все умения, приобретенные за 1-ый год обучения; - выполнять удары накатом справа и слева одиночными ударами, серией ударов только справа или только слева, чередованием справа – слева; - вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и правильным ритмическим рисунком удара, выполнять быстрый накат; - при розыгрыше очка выполнять прием подачи, уметь отвечать ударами с высокой, средней и низкой траекторией полета мяча; - свободно перемещаться при игре по площадке на 1-3 шага в сторону и 1-2 впередназад; понимать процесс соревновательной деятельности, уметь бороться за очки, активно взаимодействовать с другими детьми в позициях «соперничество» и «сотрудничество»; - уметь самостоятельно проводить короткие соревновательные игры на счет. При правильно организованном педагогическом процессе у детей закрепляется положительный настрой на занятия физической культурой вообще и настольным теннисом в частности. К концу 3-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками: - пользоваться умениями, полученными за первые два года обучения, значительно расширив вариативность ударов за счет использования различных траекторий (высокая, низкая, средняя), направлений (линия, диагональ) и длины (длинный, короткий) удара, а также способов вращения мяча (крученый, резаный); - свободно перемещаться по всей игровой площадке у стола вправо-влево на 2-4 шага, вперед-назад и по диагонали на 2-3 шага, выходить к короткому мячу, демонстрировать активную игру, используя весь арсенал полученных умений. - уметь вести счет во врем я соревнований; - при самостоятельном судействе придерживаться теннисного этикета, доброжелательно относиться к другим детям в группе. К концу 4-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками: - демонстрировать стабильность выполнения технических действий: подачи, 26 - приема подачи, ударов справа и слева срезкой, накатом и топ-спином; иметь представление о точке удара, выполнять удар в средней и низкой точках отскока мяча, выполнять закрытые комбинации по заданной схеме выполнения ударов и открытые комбинации с заданным способом выигрыша очка; при розыгрыше очка использовать атакующий удар, при игре накатами уметь выигрывать очко завершающим ударом; активно двигаться по всей площадке, демонстрируя стабильную точку удара, правильное перемещение к мячу, остановку и возврат в исходное положение; при игре с соперником уметь переводить мяч, чтобы сыграть в свободную сторону, понимать геометрию стола, видеть правильный момент защиты и атаки, для выигрыша очка связывать удары между собой; знать порядок ведения счета в партии, встрече, командном матче; иметь положительный настрой на соревнования. 6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебно-методические пособия 1. Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 2. Барчукова Г.В.Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Физкультура и Спорт, 2008. 3. Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010. 4. Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М Советский спорт, 1990 5. Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. // Барчукова Г.В.,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, 2009. 6. Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Сост. А.М.Кондратов. – Л.: Лениздат, 1989 7. Фримерман Э.Я. Настольный теннис (Краткая энциклопедия спорта)/ Сост. серии - Штейнбах В.Л./- М.: Олимпия Пресс, 2005. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения, учебнолабораторного оборудования и натуральных объектов. Базовый инвентарь: Сетки для настольного тенниса Ракетки для настольного тенниса Мячи настольного тенниса Столы настольного тенниса (детские) 27 Приложение 1 Тестовые задания Теннисные умения для 1-го года обучения Класс Навыки ФИО Класс Навыки ФИО Протокол тестирования «Школы мяча» Дата проведения теста: Броски мяча об пол и ловля двумя руками (количество раз за 30 сек) Подброс вверх и ловля мяча двумя руками. (количество раз за 30 сек) «Чеканка»Подбивание мяча «Чеканка» отбивание мяча на ракетке через набивание мяча от пола ракеткой раз об пол на ладонной и (количество раз (количество раз тыльной за 30 сек) за 30 сек) сторонах ракетки (количество раз за 30 сек) Протокол тестирования «Школы ударов срезкой» Дата проведения теста: Поочередное выполнение Игра срезкой в ударов справа паре ребенок- –слева срезкой с наброса ребенок учителя (количество отбитых ударов) (количество отбитых ударов из 10 попыток) Удар справа срезкой Удар слева срезкой Имитация удара срезкой с места (экспертная оценка) Имитация удара срезкой с места (экспертная оценка) Игра срезкой в паре ребенокребенок (количество отбитых ударов) 28 Теннисные умения для 2-го года обучения Класс Навыки Протокол тестирования «Школы ударов накатом» Дата проведения теста: Удар справа накатом Имитация ударас места ФИО Класс Навыки ФИО Удар слева накатом Выполнение ударов с Имитация наброса учителя удара с (количество отбитых ударов места из 10 попыток) Выполнение ударов с наброса учителя (количество отбитых ударов из 10 попыток) Протокол тестирования «Школы подачи» Дата проведения теста: Подача справа (ладонной стороной ракетки) Имитация подачи Попадания подачи ладонной стороной в заданный квадрат ракетки (количество из 10 попыток) Подача слева (тыльной стороной ракетки) Имитация подачи Попадания подачи в тыльной стороной заданный ракетки квадрат (количество из 10 попыток) 29 Теннисные умения для 3-го года обучения Класс Навыки Удар накатом справа Класс ФИО Удар накатом слева Выполнение наката Выполнение наката Выполнение наката по по прямой по диагонали диагонали (количество (количество отбитых (количество отбитых ударов из ударов из 10 отбитых ударов из 10 попыток) попыток) 10 попыток) ФИО Навыки Протокол тестирования «Школы направления ударов» Дата проведения теста: Выполнение наката по прямой (количество отбитых ударов из 10 попыток) Протокол тестирования «Школы управления мячом» Дата проведения теста: Длина удара Выполнение Выполнение длинного короткого наката (срезки) с наката (срезки) с наброса наброса учителя учителя (количество (количество ударов из 10 ударов из 10 попыток) попыток) Вращение мяча Выполнение топ-спина справа с наброса учителя (количество ударов из 10 попыток) Выполнение топспина слева с наброса учителя (количество ударов из 10 попыток) 30 Теннисные умения для 4-го года обучения Протокол тестирования «Школы закрытых тактических комбинаций» Класс Дата проведения теста: Навыки Выполнение комбинации из 3 ударов: Розыгрыш очка: - срезка слева, накат слева, накат -подача, накат слева, накат справа, справа или завершающий удар или топ спин справа срезка справа накат слева, накат справа. ФИО Зачет/незачет из 3 попыток Зачет/незачет из 3 попыток Протокол тестирования «Школы открытых тактических комбинаций» Класс Дата проведения теста: Навыки Завершение розыгрыша очка с подачи Завершение розыгрыша очка с приема в 3 удара подачи в 3 удара ФИО Зачет/незачет из 3 попыток Зачет/незачет из 3 попыток 31 Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в настольном теннисе Теннисные умения для 1-го года обучения Тест «Школа мяча» Нормативная шкала Контрольные нормативы Удовлетворительно Хорошо Отлично 1. Броски мяча об пол и ловля до 15 15-20 20 и более двумя руками (количество раз за 30 сек) 2. Подброс вверх и ловля до 15 15-20 20 и более мяча двумя руками (количество раз за 30 сек) 3. «Чеканка» - отбивание до15 15-25 25 и более мяча от пола ракеткой (количество раз за 30 сек) 4. Подбивание мяча на до 10 11-15 15 и более ракетке через раз об пол (количество раз за 30 сек) «Чеканка» - набивание мяча до 20 20-40 40 и более на ладонной и тыльной сторонах ракетки (количество раз за 30 сек) Для проведения тестов «школа мяча» дети делятся на пары. После сигнала учителя – один выполняет задание, второй считает. Попытка сразу фиксируется. Далее дети меняются ролями. В зачет идет лучшая из трех попыток. Удар справа Тест «Школа ударов срезкой» Контрольные нормативы 1. Имитация удара срезкой с места (баллы, экспертная оценка) Удар слева 2. Игра срезкой в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов) 3 попытки 3. Имитация срезкой с места (баллы, экспертная оценка) 4. Игра срезкой слева в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов) - 3 попытки. 5. Поочередное выполнение ударов справа – слева срезкой с наброса учителя (количество отбитых ударов) - 2 попытки. Нормативная шкала Удовлетворительно Хорошо Отлично до 2 3-5 5 до 5 5-8 8 и более до 5 6-10 11-15 до 5 5-8 8 и более до 6 5 - 10 10 и более 32 Удар слева накатом Удар справа с лета Теннисные умения для 2-го года обучения Тест «Школа ударов накатом» Нормативная шкала Контрольные нормативы Удовлетворительно Хорошо 1. Имитация удара с места (баллы, экспертная оценка)* 2. Выполнение ударов накатом справа с наброса учителя (количество отбитых одиночных ударов из 10 раз) - 2 попытки 3. Имитация наката слева с места (баллы, экспертная оценка) 4. Выполнение накатов слева с наброса учителя (количество отбитых одиночных ударов из 10 раз) - 2 попытки Контрольные нормативы до 2 3-5 5 до 4 5-6 7 -10 до 2 3-5 5 до 4 5-6 7 -10 Тест «Школа подачи» Нормативная шкала справа ладонн ой сторон ой 1. Имитация подачи ладонной стороной ракетки (баллы, экспертная оценка)* 2. Попадания подачи ладонной стороной ракетки в квадрат (количество из 10 раз) 3. Имитация удара с места (баллы, экспертная оценка) Подача слева тыльной стороной ракетки Отлично 4. Попадания подачи тыльной стороной ракетки в квадрат (количество из 10 раз) Удовлетворительно Хорошо Отлично до 2 3-5 5 до 4 5-6 7 -10 до 2 3-5 5 до 4 5-6 7 -10 * Имитация удара накатом оценивается по следующим критериям: Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. Правильный замах (счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. Выполнение ударного движения (удар) (счет «два»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов. 33 Теннисные умения для 3-го года обучения Тест «Школа направления ударов» Нормативная шкала Удар накатом слева Удар накатом справа Контрольные нормативы 1. Выполнение наката по диагонали (количество отбитых ударов из 10 раз) 2 попытки 2. Выполнение наката по прямой (количество отбитых ударов из 10 раз) - 2 попытки 3. Выполнение наката по диагонали (количество отбитых ударов из 10 раз) - 2 попытки 4. Выполнение наката по прямой (количество отбитых ударов из 10 раз) - 2 попытки Удовлетворительно Хорошо Отлично до 3 4-6 7-10 до 3 4-6 7-10 до 3 4-6 7-10 до 3 4-6 7-10 Удары с вращением мяча Длина удара Тест «Школа управления мячом» Нормативная шкала Контрольные нормативы Удовлетворительно Хорошо 1. Выполнение длинного наката (срезки) с наброса учителя (количество до 3 4-6 правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки 2. Выполнение короткого наката (срезки) с наброса до 3 4-6 учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки 3. Выполнение топ-спина справа с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) — 2 попытки 4. Выполнение топ-спина слева с наброса учителя (количество правильно выполненных ударов из 10 раз) - 2 попытки Отлично 7-10 7-10 до 3 4-6 7-10 до 3 4-6 7-10 34 Теннисные умения для 4-го года обучения Тест «Школа закрытых тактических комбинаций» Нормативная шкала Контрольные нормативы Удовлетворительно Хорошо 1. Выполнение комбинации из 3 ударов: срезка слева, накат слева, выполнен 1удар выполнено 2 удара накат справа или - срезка справа накат слева, накат справа -3 попытки 2. Розыгрыш очка: выполнено 2 и менее выполнено 3 удара - подача, накат слева, накат справа, завершающий удар или ударов топ спин справа - 3 попытки Отлично комбинация выполнена полностью комбинация выполнена полностью Тест «Школа открытых тактических комбинаций» Нормативная шкала Контрольные нормативы Удовлетворительно Хорошо Отлично комбинация ошибка после 2-го выполнена 1. Завершение розыгрыша ошибка после 1-го полностью; удара очка с подачи в 3 удара - 3 удара розыгрыш попытки завершен в 3 удара. комбинация ошибка после 1-го ошибка после 2-го выполнена 2. Завершение розыгрыша полностью; удара удара очка с приема подачи в 3 розыгрыш удара - 3 попытки завершен в 3 удара. В данном тесте дети демонстрируют игровые навыки, поэтому оценивается также умение видеть стол и игровую ситуацию, умение направлять мяч в пустой угол, перемещение к мячу, уровень эмоциональной вовлеченности в игру. Если ребенку удалость завершить розыгрыш (выиграть очко) на 3 удар, комбинация считается выполненной. Тесты проводит учитель. Также можно воспользоваться помощью хорошо играющего ребенка. 35