Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом

1

Приложение №1
к адаптированной образовательной программе
начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога
«Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом»
на 2021 - 2022 учебный год
1-4 класс

2021

2

Курс «Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом» направлен на
формирование учебной мотивации, развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях ребенка
1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные результаты
1)

2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)

11)
12)
13)
14)

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости засвою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование иразвитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
в том числе с использованием информационных технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и

3

объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересовсторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Предметные результаты

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений,
обучающихся с ЗПР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в
этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

4

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

5

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
2. Содержание
Содержание коррекционного курса 1 класс
Диагностика
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координацияИсследование
сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Развитие продуктивного взаимодействия
Наш класс, наша учительница. Наша школа.
Игры на формирование учебной мотивации. Запоминание имен одноклассников.
Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказпрезентация об учительнице.
Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и
воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная
связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального
отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). Творческие игры на формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (классе), повышению
социального статуса ребенка в коллективе.
Развитие коммуникативной сферы
Вежливость.
Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная
одежда.Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда
и обувь для осени.
Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините,
спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что
такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские
высказывания.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Коррекция крупной моторики.
Игры на формирование учебной мотивации. Общеразвивающие подвижные игры.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски
в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения
контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие
устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Коррекция мелкой моторики.
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза
(нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.
Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной
бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное
и слуховое восприятие.

6

Игры на формирование учебной мотивации. Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в
процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов.
Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов,
контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных
цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из
частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги),
правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве
(справа
- слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в
линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги
(центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по
речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени.
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность
событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из
разного материала.
Восприятие эмоций человека.
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг.
Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Творческие игры на
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в классе),
повышению социального статуса ребенка в коллективе.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых
предметов и явлений окружающей действительности.
Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ
объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышкастол). Загадывание наглядно представленных объектов
Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными
эталонами.
Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный).
Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями,
относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки
для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. Сходство в речи: подбор
синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках. Различия в
нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на
картинках.
Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков.
Содержание коррекционного курса 1дополнительный
класс
Диагностика
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координацияИсследование
сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Развитие продуктивного взаимодействия
Наш класс, наша учительница. Наша школа.

7

Игры на формирование учебной мотивации. Запоминание имен одноклассников.
Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказпрезентация об учительнице.
Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и
воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная
связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального
отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). Творческие игры на формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (классе), повышению
социального статуса ребенка в коллективе.
Развитие коммуникативной сферы
Вежливость.
Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная
одежда.Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда
и обувь для осени.
Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините,
спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что
такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские
высказывания.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Коррекция крупной моторики.
Игры на формирование учебной мотивации. Общеразвивающие подвижные игры.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски
в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения
контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие
устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Коррекция мелкой моторики.
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза
(нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.
Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной
бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное
и слуховое восприятие.
Игры на формирование учебной мотивации. Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в
процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов.
Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов,
контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных
цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из
частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги),
правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве
(справа
- слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в
линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги
(центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по
речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени.
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность
событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие.

8

Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из
разного материала.
Восприятие эмоций человека.
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг.
Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Творческие игры на
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в классе),
повышению социального статуса ребенка в коллективе.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых
предметов и явлений окружающей действительности.
Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ
объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышкастол). Загадывание наглядно представленных объектов
Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными
эталонами.
Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный).
Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями,
относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки
для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. Сходство в речи: подбор
синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках. Различия в
нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на
картинках.
Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков.
2 Класс
Диагностика
Диагностика
уровня
развития
внимания,
устойчивости,
объёма,
произвольности.
Упражнения на развитие внимания: «Что изменилось», «Найди 5 отличий»,
«Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с
ошибками»,
«Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба».рупповые методики
диагностики (запоминание
10
слов,
цифр,
образов-рисунков;
отсроченное
воспроизведение). Игры
«Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр:
заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и
фамилии
Развитие и коррекция сенсорной сферы.
Развитие осязательного восприятия.
Игры на формирование учебной мотивации. Упражнения, развивающие
осязательное восприятие формы объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на
ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».
Развитие зрительного восприятия.
Игры на формирование учебной мотивации. Упражнения, развивающие
зрительное восприятие: «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических
фигур»,
«Кляксы», «Необычные рисунки».
Развитие слухо-моторной координации.
Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию:
"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое
слово", "Кружок", "Длиннее-короче".
Развитие двигательной сферы.
Развитие мелкой и общей двигательной координации.
Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и
контроля простейших двигательных программ). Упражнения с использованием

9

пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по
пунктиру, копирование рисунков, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.
Формирование пространственно-временных отношений.
Формирование собственно пространственных представлений (умение ориентироваться в
собственном теле, во внешнем пространстве улицы, района).
Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа,
ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное
лото». Игры на формирование учебной мотивации.
Формирование школьной мотивации
профилактика школьной
дезадаптации.
Установление причинно-следственных отношений. Обобщение и нахождение
противоположностей.
Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление
закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления,
абстрагирования.
Развитие и активизация воображения.
Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение», «Фантастическое животное», Фантастическая
планета»,
«Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной
фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до
заданного образа.
Развитие эмоционально-волевой сферы

10

3 класс
Диагностика
Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности.
Упражнения на развитие внимания: «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь»,
«Муха»,
«Нарисуй
по
памяти»,
«Подсчитай правильно»,
«Текст
с
ошибками»,
«Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба». Групповые методики диагностики
(запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Игры
«Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание
слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилии
Профилактика
школьной
дезадаптации,
развитии
коммуникативных
способностей.
Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения,
сплочение детского коллектива.
Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным
способам общения. «Мы - дружная команда». Развитие навыков сотрудничества,
доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты». Формирование у детей
мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества.
Формирование положительной учебной мотивации.
Развитие произвольного внимания и поведения.
Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и
контроля над поведением.
Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Развитие
переключения внимания и умения действовать по правилу. Развитие объема внимания,
произвольности, умения действовать по инструкции. Тренировка распределения внимания.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Игры на формирование учебной
мотивации.
Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование).
Развитие логического и понятийного мышления.
Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении
умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм
мышления: логического мышления, абстрагирования. Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие
умения
обобщать
и
находить
противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления;
психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Развитие умения
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры на формирование учебной
мотивации.
Развитие двигательной сферы.
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая
организация двигательного акта.
Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону
и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений
предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. Развитие умения организации и
контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей
моторики. Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми
инструкциями. Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг- уроки с
использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов
произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я - робот». Игры на формирование
учебной мотивации.
Формирование пространственно-временных отношений.
Формирование сплоченности и профилактики конфликтов «Мы - дружная команда»

11

Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый
остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки - два разных мира»,
«Портрет хорошего мальчика (девочки)».
Развитие компетенций коммуникативной сферы
Развитие творчески способностей, воображения.
Развитие воображения учащихся.
Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. Изучение
особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие
особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать
новые идеи и т.п. Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической
инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические
возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа.
Развитие эмоционально-личностных качеств.
Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально- волевыхнарушений у детей.
Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и
сотрудничества. Формирование умения эффективного общения, закрепление правил
дружеского общения. «Как мы все похожи!», «Какие мы все разные!». Формирование
сплоченности и профилактики конфликтов «Мы - дружная команда». Проведение игр
«Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и девочки - два разных мира»,
«Портрет хорошего мальчика (девочки)». Творческие игры на формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышению социального статуса
ребенка в коллективе.
Диагностика.
4 класс
Диагностика
Развитие пространственных представлений.
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных,
временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации; развитие
ориентировки во времени и в пространстве.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие зрительной памяти в
процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных
ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и
дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций
(оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного
формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. Игры на
формирование учебной мотивации.
Развитие воображения.
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Развитие активного воображения с использованием техник: «Чернильные пятна»,
«Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули».
Развитие функций программирования
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально- понятийного
аппарата.
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»;
Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие пространственных представлений. Развитие словесно - логического
мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления
(логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Игры на
формирование учебной мотивации.
Развитие эмоционально-волевой сферы.

12

Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств.
Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств.
Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его
внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов
реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных
эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие
внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных
чувств (Я - это Я), развитие умения различать виды поведенияи умения работать в команде.
Творческие игры на формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими,
повышению социального статуса ребенка в коллективе.
Диагностика.
Итоговая диагностика.
Подведениеитогов,
определение
динамики
развития
детей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
1класс

№
Тема занятия
п/п
1
Диагностика
Развитие продуктивного взаимодействия
2
Моя семья
Наш класс, наша учительница. Наша школа.
3

Кол-во
часов
2

Мои друзья
4
Развитие коммуникативной сферы

1

6
Вежливость.
7
Правила поведения в школе
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторныхнавыков.

1
1

2
2

Формирование учебной мотивации. Общеразвивающие подвижные
игры.
9
Развитие точности, ловкости движений. Развитие устойчивости.Развитие
слуховой и тактильной координации.
10
Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
11
Развитие координации движений руки и глаза.
4. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений

2

Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности
предмета.
Конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
Определение на ощупь предметов.
Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

1

19
Восприятие эмоций человека.
6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Произвольное длительное удержание внимания.
20
21
Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания.

1

8

12
13
14
15
16
17
18

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

13

22
Релаксация
Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция еенедостатков
23
24
25
26
27

Каким я был маленьким. Моя семья
Я и мои эмоции
Настроение
Развитие
Диагностика
1 дополнительный класс

2
1
2
1
1
2
33

№
Тема занятия
п/п
1
Диагностика
Развитие продуктивного взаимодействия
2
Моя семья
Наш класс, наша учительница. Наша школа.
3

Кол-во
часов
2

Мои друзья
4
Развитие коммуникативной сферы

1

6
Вежливость.
7
Правила поведения в школе
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторныхнавыков.

1
1

2
2

Формирование учебной мотивации. Общеразвивающие подвижные
игры.
9
Развитие точности, ловкости движений. Развитие устойчивости.Развитие
слуховой и тактильной координации.
10
Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
11
Развитие координации движений руки и глаза.
4. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений

2

Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности
предмета.
Конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
Определение на ощупь предметов.
Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

1

19
Восприятие эмоций человека.
6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Произвольное длительное удержание внимания.
20
21
Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания.
22
Релаксация
Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция еенедостатков

1

8

12
13
14
15
16
17
18

23
24
25
26
27

Каким я был маленьким. Моя семья
Я и мои эмоции
Настроение
Развитие
Диагностика

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
2
1
2
1
1
2
33

14

2

класс
№
Тема занятия.
п/п
1
Диагностика
Развитие и коррекция сенсорной сферы.
Игры на формирование учебной мотивации.
Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы
объемных предметов.
4
Игры на формирование учебной мотивации.
5
«Копирование точек».
6
«Составь предмет из геометрических фигур».
7
«Кляксы», «Необычные рисунки».
8
"Назови слова"
9
"Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
10
"Придумай новое слово", "Кружок".
11
"Длиннее-короче".
Развитие двигательной сферы
Развитие мелкой моторики.
12
13
Развитие общей двигательной координации.
Формирование пространственно-временных отношений
14
Упражнения на формирование пространственных представлений.
15
Игры на формирование учебной мотивации.
17
Работа с серией сюжетных картинок, часами.
18
Работа с календарем, моделью календарного года.
2
3

Кол-во
часов
2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2

Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации
Формирование приемов учебной деятельности (действовать по
образцу, следовать указаниям)
Формирование приемов учебной деятельности (действовать
17
работать по алгоритму)
Развитие эмоционально-волевой сферы
Развития эмоциональной стабильности в отношениях сосверстниками.
18
Общение в классе
19
Эмоции
20
Эмоциональный мир
21
16

22

Итоговая диагностика

2
2

1
2
1
1
2

15

3

класс
№ Тема занятия
п/п
1 Диагностика
2 Профилактика школьной дезадаптации, развитие
компетенцийкоммуникативной сферы
3 Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервнопсихического напряжения.
4 Сплочение детского коллектива.
Развитие произвольного внимания и поведения
5 Развитие и коррекция функции внимания.
6 Обучение навыкам произвольного внимания и контроля надповедением.

Кол –во
часов
2
2
1
1
1
1

Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной
координации
7 Развитие логического мышления и сообразительности.

4

8 Развитие умения устанавливать причинно-следственные
отношения.
9 Развитие умения обобщать и находить противоположности.
10 Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать.
Развитие двигательной сферы.
11 Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики,
рисование.
12 Развитие умения организации и контроля двигательных программ.
13 Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики.
14 Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с
речевыми инструкциями.
15 Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).
Формирование пространственно-временных отношений
Формирование сплоченности и профилактики конфликтов «Мы –
16 дружная команда».
17 Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка».
18 Проведение игр «Собираемся в путешествие», Необитаемый
остров», «Строим дом».
19 Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Развитие компетенций коммуникативной сферы

1

20 Ожидания и опасения
21 Мастер коммуникации
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
22 Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть,гордость,
страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд.

1
1
3
1

23 Работа с чувством страха и тревожности.
24 Формирование умения различать и принимать эмоции другихлюдей.
Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций.
Развитие творческих способностей, воображения
25 Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и
фантазия.
26 Изучение особенностей творческого мышления школьников.

2
1

1

1
1

1
1
1
2
1
4
1
1
1
1

1
1

16

27 Развитие воображения учащихся
Развитие эмоционально-личностных качеств

1

28 Развития эмоциональной стабильности.
29 Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

1
1

30 10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне
31 Итоговая диагностика.

1
2

класс

4
№
п/ п
1

Тема занятия
Диагностический блок.

Кол-во
часов
2

Развитие пространственных представлений.
2 Формирование произвольности зрительного восприятия.
3 Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
4 Выделение нереальных элементов нелепых картинок.

1
1
1

Профилактика зрения.
Гимнастика для глаз.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, ихсловесное
обозначение.
8
Моделирование расположения различных объектов по отношениюдруг к
другу в ближнем и дальнем пространстве.

1
1
1

5
6
7

9
10
11
12

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций
Ориентировка на листе бумаги разного формата.
Определение времени по часам.

Игры на формирование учебной мотивации
Развитие воображения.
13
Развитие активного воображения «Чернильные пятна».
14
Развитие активного воображения «Свободное рисование».
15
Развитие активного воображения «Пальчиковое рисование».
16
Развитие активного воображения «Орнаменты», «Каракули».
Развитие функций программирования
17 Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический
диктант».
18 Развитие мышления (анализ через синтез).
19 Развитие мышления (абстрагирование).
20 Развитие пространственных представлений. Развитие словесно логического мышления.
21
Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм
мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
22 Развитие эмоциональной сферы.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

17

Формирование рефлексии.
Личностных качеств.
Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений
дифференциации чувств
Профориентация
26
Мир профессий

1
1
1

27
Кем я хочу стать
Развитие продуктивного взаимодействия
28 Семейные ценности
29 Традиции в школе

1

23
24
25

30

Итоговая диагностика.

3

2
1
2

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».