Приложение №1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы коммуникации» 1-4 классы 2021 Коррекционный курс "Основы коммуникации" направлен на формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений. 1. Планируемые результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать и уточнять информацию от собеседника. - Умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений; - Умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук; - Умение уместно употреблять различные словесные формы приветствия и прощания - Уметь описывать назначение различных частей тела, внешность при создании образа «Я». - понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать; - распознавать свои черты характера, которые делают их индивидуальными и неповторимыми; - описать свои чувства и желания; - видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры поведения; - усвоить понятия об положительных и отрицательных чертах характера; - осознать себя как личность, индивидуальность; - изучить основные приёмы релаксации; - владеть выразительными средствами родного языка; - знать правила хорошего тона, вести вербальную коммуникативную деятельность; - научиться следить за своей внешностью и манерой держаться; - умение применять в речи соответствующие слова и обороты - знать правила поведения в коллективе; - умение соблюдать правила поведения во время разговора 2. Содержание курса 1 класс «Общение и его роль в жизни человека» направлено на формирование у ребенка положительного отношения к миру, к себе и окружающим людям (родителям, педагогам, сверстникам); формирование представлений о речевом и неречевом (мимика, жесты, позы, взгляды) общении; определять внешний вид человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику, используя осязательные навыки. Нормы и правила общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению. Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении. «Формирование образа человека» направлено на расширение представлений о себе, расширение и обогащение представления о качествах характера, формирование представления о своих умениях и возможностях. Обучающиеся знакомятся с базовыми эмоциями, учатся правильно применять движения и действия в ситуации общения; расширяют опыт восприятия и понимания партнера по общению. Имя человека. Внешний облик человека. «Формирование коммуникативной грамотности» направлено на приобретение и развитие практических навыков коммуникации и их реализацию посредством вербальных и невербальных средств общения; формирование умения оценивать результативность общения, развитие и совершенствование основных речевых форм общения; развитие грамотно оформленной речи, использование темпа, тембра, громкости речи, пауз, поз и мимики в игровой и учебной деятельности, умение принимать участие в беседе. «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия» направлено на развитие способности вступать в процесс общения и поддерживать его, овладение нормами и правилами поведения и реализации их в процессе общения, усвоение практических навыков социального взаимодействия в разнообразных видах деятельности. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях. 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 класс Тема Диагностика Общение с внешним миром. Времена года Общение с внешним миром Времена года Мои чувства и желания. Я – сам. Я – сам. Я – сам. Мои чувства и желания. Мои чувства и желания. Что я умею. Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. Общение с взрослыми. Культура общения. Поведение во время разговора. Кол-во часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 2 2 3 2 18 19 Улыбка Диагностика коммуникативных умений. Итого: 2 2 33 2 класс Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Диагностика коммуникативных умений. Общение с внешним миром. Путешествие в лес. Мои чувства и желания. Я – сам. Образ жизни. Что я умею. Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. Общение с взрослыми. Про меня и мою семью. Про меня и мою семью Культура общения. Поведение во время разговора. Мир вокруг Диагностика коммуникативных умений. Итого 3 класс Тема Диагностика Роль общения в жизни человека Как мы общаемся Образ человека и движение Выражение эмоциональных состояний человека Выражение эмоциональных состояний человека и движение Эмоции как средства общения Средства невербальной коммуникации: пантомимика Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица. Средства невербальной коммуникации: фонационные средства общения. Средства вербальной коммуникации Речь как способ обмена информацией Речь как способ воздействия на собеседника. Овладение приемами вербальной и невербальной Кол-во часов 2 4 4 3 5 4 3 5 4 2 34 ч Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 18 коммуникации Овладение приемами невербальной коммуникации: пантомимика. Овладение приемами невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица. Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. Развитие речевой коммуникации. 19 Диагностика. 15 16 17 Итого 1 2 2 1 2 34 ч 4 класс №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема Диагностика. Средства невербальной коммуникации. Средства невербального общения. Средства невербального общения. Средства невербального общения. Средства вербальной коммуникации. Диалог. Развитие зрительного восприятия как способа ориентации коммуникативной ситуации. Средства общения. Социальное взаимодействие. Взаимодействие с партнером по общению. Взаимодействие с партнером по общению. Взаимодействие с партнером по общению Ситуации общения. Речевые модели. Эмоции в общении. Конфликты. Диагностика. Итоговое занятие. Итого Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 34 ч Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)