Психомоторика и развитие деятельности

Приложение №1
к адаптированной образовательной программе
начального общего образования
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психомоторика и развитие деятельности»
1 класс

2021
1

Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности" направлен на формирование
различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности (конструирование,
изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы,
межанализаторного взаимодействия. Развитие познавательных способностей.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
2

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1)Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
2)Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений.
3)Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
4)Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
5)Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
6)Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
7)Умение
обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе,сформулировать запрос о специальной помощи
8)Мотивационно-регулятивный компонент деятельности:
научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
планирование, контроль и оценивание в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способов достижения
результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
усвоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
9)Активизирование навыков устной коммуникации, речевого поведения:
10)Развитие средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в
различных видах учебной и внешкольной деятельности;
11)Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
12)Использование речевых средств и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
13)Развитие
высших
психических
функций
(сенсорно-перцептивная
сфера,
3

представления, внимание, память, мышление и другие), активизирована познавательная
деятельность с учетом возможностей и особенностей обучающегося:
14) Улучшение качеств мышления: овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.
15)Развитие элементов трудовой деятельности и продуктивных видов деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность)

Содержание курса
1 класс

Диагностика обучающихся (психических и понавательных процессов)
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (повороты, перестроения). Согласованность действий и движений разных
частей тела (наклоны, повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие
координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
Обводка, штриховка по трафарету. Развитие моторики руки, формирование графических
навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.
Синхронность работы обеих рук (штриховка,
нанизывание). Работа с ножницами.
Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных и плоскостных фигур и предметов, их величины
(тактильный куб) Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие,
холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Игры с
мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие .
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений
ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений). Упражнения на
расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация
предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных
величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения
основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Сравнение 2-3 предметов
по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов
и оттенков. Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из
частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия .
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих
из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух
предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек,
предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение
«наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание
предметов,
4

воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния).
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Обозначение словом
собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных
предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий). Температурные ощущения от тёплых,
горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощью градусника
Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок)
Раздел 7. Развитие слухового восприятия.
Различение звуков окружающей среды (звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик,
бубен). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам
окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги;
правой/левой части тела. Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и
т.д.) Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных
предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
Раздел 9. Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных
представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра.
Дни недели. Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена
года». Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с
точностью до 1 часа) Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя,
месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года,
их закономерная смена. Работа с календарём и моделью календарного года.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
1 класс
№

Тема

1
2

3

4
5
6

Количество
часов
1

Диагностика психических и познавательных процессов
Развитие крупной моторики (целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции
педагога (повороты, перестроения)
Развитие согласованности действий и движений разных частей
тела (повороты с движениями рук,
ходьба с изменением направления т. д.)
Развитие мелкой моторики пальцев
рук (выполнение пальчиковой гимнастики).
Развитие навыка владения письменными
принадлежностями (карандашом, ручкой).
Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка.
5

1

1

1
1
1

7

Развитие координации движений руки и глаза.
(завязывание, нанизывание, шнуровка).

1

8

9

10
11

12
13

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25

26
27

1

Работа в технике рваной аппликации.
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький - самый маленький). Дидактическая
игра «Чудесный мешочек»
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.
Формирование ощущений от различных поз тела,
вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра
«Море волнуется».
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная
тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).
Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник).
Группировка предметов и их изображений по форме (по
показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы,
похожие по форме».
Различение предметов по величине (большой-маленький).
Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
Сравнение двух предметов по ширине и
толщине.
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, 1
синий, черный, белый).
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая 1
игра «Угадай,
какого цвета»
Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
(обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по
инструкции педагога)
Нахождение отличительных и общих
признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».
Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения:
холодный–горячий), обозначение словом. Развитие обоняния
(приятный запах – неприятный запах). Дидактическая игра
«Определи по запаху».
Выделение и различение звуков окружающей среды (звон,
гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

1

Дидактическая игра «Кто и как голос
подает» (имитация крика животных).

1

6

1
1
1

1

28
29
30
31
32
33

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука,
правая или левая нога)
Движение в заданном направлении в пространстве
(вперед, назад и т.д.)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или
левая сторона).

1
1
1
1

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
Упражнения на графической модели «Сутки»)
Последовательность событий (смена времени суток). Понятия 1
«сегодня», «завтра», «вчера».
2

Диагностика
2 класс
Тема

№

1 Диагностика психических и познавательных процессов
2 Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел,

«Кольцеброс»).

3 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной

инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).
4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
5 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со

Итого: 33 часа.
Количество
часов

1
1
1
1
1

шнуром, нанизывание бус).

6 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1

7 Графический диктант (по показу).

1

8 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных,

1

9 Определение на ощупь предметов с разными свойствами

1

квадратных, треугольных форм.

10
11

12

13
14
15

16

(мягкие, жесткие, холодные, теплые).
Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения
по инструкции педагога). Движения и позы головы (по
инструкции педагога); вербализация собственных ощущений.
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных
явлений).
Формирование эталонов объемных геометрических фигур
(шар, куб).
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).
Группировка предметов по форме и величине по инструкции
педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3-4
предметов по заданному признаку.
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции
7

1
1

1

1
1
1

1

педагога.

17 Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что

1

18

1

19
20
21
22
23
24
25

бывает такого цвета».
Выделение и различение частей знакомых предметов(стул –
спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.).
Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном
наглядном материале.
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что
изменилось» (4-5 предметов).
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух
картинок).
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3
изображения).
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы
измерения температуры (градусник).
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий;
пищевые запахи), обозначение словом ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата,
гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических
ощущений.

1
1
1
1
1
1

26 Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных

1

27 Характеристика звуков по громкости и длитель-ности

1

28 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

1

29 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

30

1

инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки,
гармошки, бубен).
(шумы, музыкальные и речевые звуки).

Прослушивание музыкальных произведений.

31

32
33
34

№
1

Расположение плоскостных и объемных предметов в
вертикальном поле листа.
Расположение плоскостных и объемных предметов в
горизонтальном поле листа; словесное обозначение
пространственных отношений между предметами.
Дидактическая игра «Определи положение предмета»;
вербализация пространственных отношений с использованием
предлогов.
Времена года. Работа с графической моделью «Времена
года». Порядок месяцев в году.
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
Диагностика психических и познавательных процессов
3 класс
Тема
Диагностика психических и познавательных процессов
8

1

1
1
1

Количество
часов

1

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», «Дартц»,
«Тир»).
Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной
инструкции педагога (два шага
вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
инструкции педагога)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание,
развязывание, шнуровка, застегивание).
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях.
Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и
качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Дидактическая игра «Что бывает … (пушистое)».

1

10

Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация
собственных ощущений.

1

11

Выразительность движений (имитация повадок животных,
инсценирование школьных событий).

1

12
13
14

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора
по инструкции.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному
признаку. Дидактическая игра
«Часть и целое».
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1
1
1

17

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов.

1

18

Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей
(пазлы, конструктор).

1

19

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение 2-х картинок). Тренировка зрительной
памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

20

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

1

21

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, чайник).

1

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость).

1

2
3

4
5
6
7
8
9

15

16

22
23

9

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

24

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
(тяжелее легче). Взвешивание на ладони, определение веса «на
глаз».

1

25

Определение направление звука в пространстве (справа – слева –
спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

26

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня».

1

27

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных
отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы –
барабанщики».

1

28

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о
выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и
найдешь».
Моделирование пространственного расположения мебели в
комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».
Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. Ориентировка на
листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
(вертикальное расположение листа).
Определение времени по часам.

1

1

33

Длительность временных интервалов
(1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

34

Диагностика психических и познавательных процессов

29
30

31
32

Итого
№
1

4 класс
Тема

Диагностика психических и познавательных процессов

2 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной

инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед –
один шаг назад); словесный отчет о выполнении.
3 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один
хлопок - бег, два хлопка –
бег назад, т.д.).

1
1
1

1
1
34 часа
Количество
часов

1
1

1

4 Графический диктант с усложненными заданиями.

1

5 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат,

1

6 Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

7 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным

1

треугольник).

качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий,
деревянный, горячий).
8 Игры с мелкой мозаикой. Игра «Волшебный мешочек» (с
10

1

мелкими предметами).

9 Сочетание движений и поз различных частей тела (по
10

11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

инструкции педагога); вербализация поз и действий.
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить
мяч, наколоть дров, прополоскать белье). Упражнения на
расслабление и снятие мышечных зажимов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум
признакам; обозначение словом.
Составление сериационных рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 5-6 предметов
Использование простых мерок для измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение
постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».
Конструирование сложных форм предметов («Технический
конструктор», мелкие пазлы).
Узнавание предметов по одному элементу. Узнавание
предметов по словесному описанию. Дидактическая игра
«Узнай по описанию».
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).
Нахождение «нелепиц» на картинках. Дидактическая игра
«Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй
по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений
(сухое – влажное – мокрое, т.д.); их словесное обозначение.
Температура. Градусники для измерения температуры тела,
воды, воздуха.
Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

23 Определение противоположных качеств предметов (чистый –

1

24

1

25

26
27
28

29

грязный, темный – светлый, вредный – полезный).
Определение противоположных действий, совершаемых с
предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть,
одеть – раздеть).
Дифференцировка звуков по длительности, громкости и по
высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).
Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий)
звук».
Определение на слух звучания различных музыкальных
инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем
пространстве. Моделирование расположения предметов в
пространстве; вербализация пространственных отношений.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции
педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
11

1

1
1
1

1

30 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,

альбомный, ватман) и по-разному расположенного
(горизонтально, вертикально, под углом).
31 Определение времени по часам.

1

1

32 Длительность временных интервалов. Дидактическая игра

1

33 Работа с календарем и моделью календарного года.

1

«Береги минутку».

Дидактическая игра «Когда это бывает».

34

Диагностика психических и познавательных процессов

12

1

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».