Приложение №1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Речевая практика» 1-4 классы 2021 Коррекционный курс "Речевая практика" направлен на развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и фонетикофонематического строя речи. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма. 1. Планируемые результаты Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты 1) Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. 2) Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. 3)Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. 4)Автоматизация поставленных звуков. 5)Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми: умение чтения разных слогов. умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. 2. Содержание Развитие фонематического анализа и синтеза. Звуки и буквы. - Обучение произношению. Коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их. Речь. Предложение. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов обозначающих предметы и слов обозначающих действия предметов. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Односложные, двусложные, трёхсложные слова. Интонация предложений. Слова, обозначающие признак предметов. Распространение и грамматическое оформление предложений. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже. Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже. Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже. Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже. Составление предложений по сюжетной картинке.Парные звонкие и глухие согласные. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. Корень слова. Родственные слова. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.Приставки пространственного значения.Приставки временного значения.Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Синонимы. Антонимы. Омонимы Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Составление рассказа 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания № 1 класс Тема занятия п/п 1 Обследование сенсомоторного уровня речи, фонетико – фонематических процессов. 2 Обследование лексики и грамматического строя, связной речи, выявление предпосылок формирования процессов чтения и письма. 3 Речь. Предложение. 4 Слова, обозначающие предмет. 5 Слова, обозначающие действие предмета. 6 Дифференциация слов обозначающих предметы и слов обозначающих действия предметов. 7 Простое двусоставное нераспространенное предложение. 8 Односложные, двусложные, трёхсложные слова. 9 Интонация предложений. 10 Слова, обозначающие признак предметов. 11 Распространение и грамматическое оформление предложений. 12 Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. 13 Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже. 14 Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже. 15 Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже. 16 Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже. 17 Составление предложений по сюжетной картинке. 18 Повторение темы предложение. 19 Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. 20 Выделение предлогов из предложений (в, из, на, с) 21 Выделение предлогов из предложений (у, к, от) 22 Выделение предлогов из предложений (в, за) 23 Выделение предлогов из предложений (под, по) 24 Выделение предлогов из предложений (на, над) 25 Звуковой состав и анализ слов. 26 Выделение гласных I и II ряда. 27 Типы слогов. 28 Односложные, двусложные, трехсложные слова. 29 Ударение. 30 Дифференциация твердых и мягких согласных. 31 Парные звонкие и глухие согласные. 32 Диагностика Итого 2 класс Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 33 часа № п/п Тема занятия Количество часов 1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Проверка результативности коррекционной работы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Работа над ошибками. 1 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках. Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак. Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. Сложные слова. Соединительные гласные о – е. Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных. Корень слова. Родственные слова. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Проверка результативности коррекционной работы. Диагностика 4 класс Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). Разделительный мягкий знак. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Различение предлогов и приставок. «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. «Слова-близнецы» (омонимы). Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление рассказа по данному плану. Проверка результативности коррекционной работы. Диагностика Диагностика Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)