РП АОП ООО ЗПР Изобразительное искусство

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
за курс основного общего образования
5 - 8 классы

2021г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
2

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,
как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического,
эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального
выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических
умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные
изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в
современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на
народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом
решении;

 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного
обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Город- ца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора
изобразительных или геометрических элементов;
3

 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных
декоративных композиций;

 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы
игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных
традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов
России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных
изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие
временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными
материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;



навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических
фигур, соблюдая их пропорции;
тел;



создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических




строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции
натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;




выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;




навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной
перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в
природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;




пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости
изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
4

(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого
фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш,
тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного
изображения предмета и группы предметов;








использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;азывать имена
выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;

 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как
результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;




узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий
в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих
русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в
становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;

 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта - разработки композиции на
историческую тему;



творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их
мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на
библейские темы;
5




характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;

 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или
историческому герою;
 анализировать
художественно-выразительные
средства
изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;

произведений




понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям
об искусстве
иллюстрации
и творчестве
известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер
построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно- художественных
стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

среды;



характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской

 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при
взгляде на них сверху;

 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты
из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;



создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн- проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;








приобретать общее представление о традициях ландшафтно- парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков.
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать
и
раскрывать
смысл композиционно-конструктивных
6

принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета
по принципам икэбаны;

 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в
процессе макетирования архитектурно - ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно- архитектурный композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания
эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески.
Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы
«Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;



характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным
особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;

Руси;



сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней

- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться
в
широком
разнообразии стилей
и
направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;




характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира,
технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в
процессе изучения изобразительного искусства;



различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности,
выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного
искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии; различать формы полиграфической
продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
7





создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII - XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей
XVIII века и определять скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их
произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведениям искусства;



модерна;

определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры

 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из
бумаги, картона, пластилина);



создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;




узнавать основные художественные направления в искусстве и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и
время их развития в истории культуры;

 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции на
определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и
др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;




использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать
роль костюма,
маски и грима в искусстве
актерского
перевоплощения;
 называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бе- нуа, М.В. Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
8





характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский.
С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;



применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого
единства со сценографией спектакля;

 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор
объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно- выразительных средств фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции,
чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и
случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;



применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;



применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного
сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, мон- тажно - операторского
искусства фильмы мастеров кино;

 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видеоэтюда.
2.Содержание учебного предмета

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы
в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и
дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа
изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр,
конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников –
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в
9

пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения
в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства
(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в
мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль
Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина
в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема
Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место
и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр
(В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного
искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно –
пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как
сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как
сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город,
микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного
века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы,
плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII
- XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий,
В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А.
Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая
скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И.
Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М.
Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей
10

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография –
особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века
(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии.
Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр
и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка,
звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино
(сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн,
С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
3.Тематическое планирование, с учетом рабочей программы
воспитания
5класс
№п/п
Те
ма

Колвочас
ов

1

Выразительные возможности изобразительного искусства

1

2***
3
4**
5
6*
7***
8**
9***
10**

Древние образы в народном творчестве
Дом-космос
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Интерьер крестьянского дома.
Конструкция и декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
Народный праздничный костюм
Праздничные народные обряды
Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская
игрушка.
Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская
игрушка
Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.
Народные промыслы. Искусство Городца
Золотая Хохлома. Истоки народных промыслов и их современное
развитие
Искусство Гжели. Предметы народных промыслов в нашей повседневной
Жизни
Искусство Жостово – роспись по металлу
Промыслы родного края
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в
Эпоху Древнего Египта

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Декоративное искусство Древней Греции

1

Греческая вазопись
Гербы и эмблемы
Символы и эмблемы в современном обществе
Декоративное искусство Западной Европы. Костюм
Одежда «говорит» о человеке
Современное выставочное искусство
Древние образы в современном декоративном искусстве
Витраж и мозаика

1
1
1
1
1
1
1
1

11**
12**
13
14***
15***
16***
17**
18*
19
20***
21**
22**
23
24*
25
26*
27
28**

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1

29***
30
31
32
33***
34*

Орнамент как основа декоративного украшения
Виды и типы композиций орнамента
Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства
Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера
Обрядовые куклы
Декоративное искусство в жизни человека в современном мире

1
1
1
1
1
1

6 класс
№п/п

1*
2
3***
4**
5*
6
7**
8
9*
10***
11
12
13
14
15
16
17***
18***
19**
20
21
22
23
24
25
26***
27
28
29**
30
31***
32
33
34*

Те
ма

Колвочас
ов

Изобразительное искусство. Семья пространственных видов искусств

1

Рисунок-основа изобразительного искусства
Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения
Художественное познание; реальность и фантазии
Изображение предметного мира-натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Светотень
Натюрморт в графике
Выразительные возможности натюрморта. Цвет в натюрморте
Образ человека - главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете
Великие портретисты
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства
Правила линейной перспективы
Правила воздушной перспективы
Пейзаж - большой мир. Виды пейзажа
Пейзаж-настроение
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Композиция
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№п/п

Тема

12

Колво
часов

1
2
3**
4***
5*
6
7
8
9
10*
11
12
13*
14***
15
16
17*
18*
19
20
21**
22***
23***
24
25
26
27
28
29
30*
31**
32***
33
34*

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Лепка фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры. Статика
Набросок фигуры человека с натуры. Динамика
Понимание красоты человека в европейском искусстве и русском
искусстве
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет и содержание в картине
Жизнь каждого дня –большая тема в искусстве
Жизнь в моем городе в прошлые века
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Праздники повседневность (тема праздника в бытовом жанре).
Сложный мир исторической картины
Место и роль картины в искусстве XX века
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Мифологические темы в искусстве разных эпох
Библейские темы в изобразительном искусстве
Русская религиозная живопись XIX века
Тема Великой Отечественной войны в живописи
Монументальная скульптура
Образ истории народа в монументальной скульптуре и живописи
Анималистический жанр
Стилизация изображения животных
Основы композиции в конструктивных искусствах
От плоскостного изображения к объемному макету
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица)
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн
Русская усадебная культура XVIII– XIX веков
Дизайн моего сада
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Мода и дизайн одежды XX века
Автопортрет на каждый день. Моделируй себя – моделируешь мир

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№
п/п
1-2***
3-4
5-6***
7
8*
9-10
11-12
13**
14***
15
16**

Тема
Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси
Изобразительное искусство России XI–XVII вв.
Архитектура и стиль
Русская скульптура XVIII-XIX веков
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
Русская пейзажная живопись XIX века
«Русский стиль»
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века
Модерн в русской и зарубежной архитектуре
Крупнейшие художественные музеи мира
13

Кол-во
часов
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1

17**
18*

Российские художественные музеи
Изображение в театре и кино.

1
1

19
20***
21
22**
23

Театральное искусство и художник
Сценография– особый вид художественного творчества.
Сценография–искусство и производство
Художник в театре кукол
Привет от Карабаса- Барабаса!

1
1
1
1
1

24*
25
26
27***

Тайна актёрского перевоплощения
Спектакль–от замысла к воплощению
Фотография-новое изображение реальности
Грамота фотокомпозициии съемки. Основа операторского фотомастерства:
умение видеть и выбирать
Фотография–искусство «светописи». Вещь: свет и фактура
Многоголосый язык экрана. Пространство и время в кино
Документальный, игровой и анимационный фильмы
Коллективный процесс творчества в кино
Буква–строка–текст. Искусство шрифта
Когда текст и изображение вместе. Плакат
В бескрайнем мире книг и журналов

1
1
1
1

28*
29*
30***
31*
32***
33**
34

* В ознакомительном порядке.
** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
*** Изучение с использованием опорного материала (памятки и др.)

14

1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».