РП АОП ООО ЗПР Занимательная биология

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Занимательная биология»
за курс основного общего образования
7 класс

2021г.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты изучения предмета «Занимательная биология» отражают:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для развития современных естественно-научных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных;
3

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Выпускник научится:
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать
биологические объекты, процессы и явления;
- ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:

– осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
– выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
– ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах
массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
– создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые
организмы
Выпускник научится:
– выделять существенные признаки биологических объектов (организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых
организмов;
– аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;
– аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;
– осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
– раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;
– объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп

4

растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
– выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к
среде обитания;
– различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
– сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;

– использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы;ставить биологические эксперименты и объяснять
их результаты;
– знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
– анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
– описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
– знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
– находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
– основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее.
– использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
– осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
– создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,
животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
– работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных
с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных,
грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. Содержание учебного курса.

Раздел 1. Введение
Многообразие организмов и их классификация
Раздел 2. Царство бактерии

5

Подцарство Оксифотобактерии, их строение и значение
Раздел 3 Царство грибы и лишайники
Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы Урала
Отдел Лишайники. Лишайники Урала
Раздел 4. Царство растения
Общая характеристика царства Растения. Многообразие и значение водорослей. Нитчатые
водоросли р. Каква. Плауны и хвощи в лесах Урала. Папоротники в лесах Урала.
Голосеменные Урала. Характерные особенности растений семейства Пасленовые и
Крестоцветные. Основные культуры из пасленовых и крестоцветных, выращиваемые на
Урале. Характерные признаки семейства Лилейные. Декоративные лилии
Раздел 5. Царство животные
Многообразие и значение одноклеточных животных. Особенности организации
многоклеточных. Губки. Многообразие и значение губок и кишечнополостных. Особенности
строения плоскости червей. Класс Реснитчатые черви. Плоские черви – паразиты.
Гельминтология. Профилактика глистных заболеваний. Тип круглые черви, особенности их
организации. Многообразие и значение кольчатых червей Урала. Многообразие и значение
моллюсков Урала. Многообразие ракообразных Урала, их значение в природе. Многообразие
паукообразных Урала, их роль в природе. Многообразие и значение насекомых. Редкие
насекомые Урала. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих Урала.
Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные Урала. Основные группы рыб.
Их роль в природе и в жизни человека. Редкие рыбы Урала. Класс Земноводные. Особенности
их строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение земноводных. Земноводные
Урала. Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и жизнедеятельности.
Многообразие и значение пресмыкающихся. Рептилии Урала. Экологические группы птиц, их
роль в природе и жизни человека. Экологические группы птиц. Птицы лесов Урала.
Первозвери и сумчатые, особенности их организации. Плацентарные млекопитающие, их
особенности, значение.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы

воспитания

№ п.п.
1
2
3
4
5
6* б
7***
8
9
10**

Наименование разделов, наименование тем
Раздел 1. Введение
Многообразие организмов и их классификация
Раздел 2. Царство бактерии
Подцарство Оксифотобактерии, их строение и значение
Раздел 3 Царство грибы
Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы Урала
Отдел Лишайники. Лишайники Урала
Раздел 4. Царство растения
Общая характеристика царства Растения
Многообразие и значение водорослей. Нитчатые водоросли
р. Каква
Плауны и хвощи в лесах Урала
Папоротники в лесах Урала
Голосеменные Урала
Характерные особенности растений семейства Пасленовые
и Крестоцветные. Основные культуры из пасленовых и
крестоцветных, выращиваемые на Урале

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

1

30
31***
32-33

Характерные признаки семейства Лилейные. Декоративные
лилии
Раздел 5. Царство животные (22 ч)
Многообразие и значение одноклеточных животных
Особенности организации многоклеточных. Губки.
Многообразие и значение губок и кишечнополостных
Особенности строения плоскости червей. Класс
Реснитчатые черви
Плоские черви – паразиты. Гельминтология. Профилактика
глистных заболеваний.
Тип круглые черви, особенности их организации
Многообразие и значение кольчатых червей Урала
Многообразие и значение моллюсков Урала
Многообразие ракообразных Урала, их значение в природе
Многообразие паукообразных Урала, их роль в природе
Многообразие и значение насекомых. Редкие насекомые
Урала
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих
Урала
Особенности организации хордовых. Бесчерепные
животные Урала
Основные группы рыб. Их роль в природе и в жизни
человека. Редкие рыбы Урала.
Земноводные. Особенности их строения и
жизнедеятельности
Многообразие и значение земноводных. Земноводные
Урала
Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и
жизнедеятельности
Многообразие и значение пресмыкающихся. Рептилии
Урала
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни
человека.
Экологические группы птиц. Птицы лесов Урала
Первозвери и сумчатые, особенности их организации
Планцентарные млекопитающие, их особенности, значение

34***

Защита проекта «Многообразие живых организмов Урала»

1

11*

12
13
14
15***
16
17
18
19***
20***
21***
22
23
24
25
26
27**
28***
29

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».