ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Занимательная биология» за курс основного общего образования 7 класс 2021г. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты изучения предмета «Занимательная биология» отражают: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 3 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Выпускник научится: - пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; - давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; - проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; - ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: – осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; – выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; – ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; – создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Выпускник научится: – выделять существенные признаки биологических объектов (организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; – аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; – аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; – осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; – раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; – объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп 4 растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; – выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; – различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; – сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; – устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; – использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; – знать и аргументировать основные правила поведения в природе; – анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; – описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; – знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: – находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; – основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. – использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; – ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); – осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; – создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; – работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 2. Содержание учебного курса. Раздел 1. Введение Многообразие организмов и их классификация Раздел 2. Царство бактерии 5 Подцарство Оксифотобактерии, их строение и значение Раздел 3 Царство грибы и лишайники Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы Урала Отдел Лишайники. Лишайники Урала Раздел 4. Царство растения Общая характеристика царства Растения. Многообразие и значение водорослей. Нитчатые водоросли р. Каква. Плауны и хвощи в лесах Урала. Папоротники в лесах Урала. Голосеменные Урала. Характерные особенности растений семейства Пасленовые и Крестоцветные. Основные культуры из пасленовых и крестоцветных, выращиваемые на Урале. Характерные признаки семейства Лилейные. Декоративные лилии Раздел 5. Царство животные Многообразие и значение одноклеточных животных. Особенности организации многоклеточных. Губки. Многообразие и значение губок и кишечнополостных. Особенности строения плоскости червей. Класс Реснитчатые черви. Плоские черви – паразиты. Гельминтология. Профилактика глистных заболеваний. Тип круглые черви, особенности их организации. Многообразие и значение кольчатых червей Урала. Многообразие и значение моллюсков Урала. Многообразие ракообразных Урала, их значение в природе. Многообразие паукообразных Урала, их роль в природе. Многообразие и значение насекомых. Редкие насекомые Урала. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих Урала. Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные Урала. Основные группы рыб. Их роль в природе и в жизни человека. Редкие рыбы Урала. Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение земноводных. Земноводные Урала. Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение пресмыкающихся. Рептилии Урала. Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. Экологические группы птиц. Птицы лесов Урала. Первозвери и сумчатые, особенности их организации. Плацентарные млекопитающие, их особенности, значение. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания № п.п. 1 2 3 4 5 6* б 7*** 8 9 10** Наименование разделов, наименование тем Раздел 1. Введение Многообразие организмов и их классификация Раздел 2. Царство бактерии Подцарство Оксифотобактерии, их строение и значение Раздел 3 Царство грибы Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы Урала Отдел Лишайники. Лишайники Урала Раздел 4. Царство растения Общая характеристика царства Растения Многообразие и значение водорослей. Нитчатые водоросли р. Каква Плауны и хвощи в лесах Урала Папоротники в лесах Урала Голосеменные Урала Характерные особенности растений семейства Пасленовые и Крестоцветные. Основные культуры из пасленовых и крестоцветных, выращиваемые на Урале Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 30 31*** 32-33 Характерные признаки семейства Лилейные. Декоративные лилии Раздел 5. Царство животные (22 ч) Многообразие и значение одноклеточных животных Особенности организации многоклеточных. Губки. Многообразие и значение губок и кишечнополостных Особенности строения плоскости червей. Класс Реснитчатые черви Плоские черви – паразиты. Гельминтология. Профилактика глистных заболеваний. Тип круглые черви, особенности их организации Многообразие и значение кольчатых червей Урала Многообразие и значение моллюсков Урала Многообразие ракообразных Урала, их значение в природе Многообразие паукообразных Урала, их роль в природе Многообразие и значение насекомых. Редкие насекомые Урала Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих Урала Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные Урала Основные группы рыб. Их роль в природе и в жизни человека. Редкие рыбы Урала. Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности Многообразие и значение земноводных. Земноводные Урала Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и жизнедеятельности Многообразие и значение пресмыкающихся. Рептилии Урала Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. Экологические группы птиц. Птицы лесов Урала Первозвери и сумчатые, особенности их организации Планцентарные млекопитающие, их особенности, значение 34*** Защита проекта «Многообразие живых организмов Урала» 1 11* 12 13 14 15*** 16 17 18 19*** 20*** 21*** 22 23 24 25 26 27** 28*** 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)