ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Профессиональное самоопределение» за курс основного общего образования 9 класс 2021г. 1. Предметные результаты освоения учебного курса. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; 3 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Выпускник научится: характеризовать основные психологические понятия: познавательные процессы- самооценка, личность, уровень притязаний, успех, характер, темперамент, эмоции, стресс, интересы, склонности; ● классифицировать виды профессий и основные понятия «профессия», «должность», «специальность», типы профессий, их признаки; характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу; ● характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития; ● разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда и правила выбора профессии; ● определять свои психологические особенности и возможности: познавательные процессы, личностные особенности (темперамент, характер, самооценку и т. д.); ● анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; ● анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности; ● анализировать значение профессионального самоопределения, 4 требования к составлению личного профессионального плана; Выпускник получит возможность научиться: ● предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития; ● характеризовать группы предприятий региона проживания; ● получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда. ● рационально использовать учебную и дополнительную информации для выбора профессии; ● оценивать свои способности и готовность к выбранной профессии; значение творческого потенциала человека, карьеры; Выпускник научится: характеризовать основные психологические понятия: познавательные процессы - самооценка, личность, уровень притязаний, успех, характер, темперамент, эмоции, стресс, интересы, склонности; ● классифицировать виды профессий и основные понятия «профессия», «должность», «специальность», типы профессий, их признаки; характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу; ● характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития; ● разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда и правила выбора профессии; ● определять свои психологические особенности и возможности: познавательные процессы, личностные особенности (темперамент, характер, самооценку и т. д.); ● анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; ● анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности; 5 ● анализировать значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; 2. Содержание рабочей программы. 1. Что я знаю о своих возможностях. Самооценка. Уровень притязаний. Определение темперамента. Темперамент и профессия. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Стресс и тревожность при подготовке к экзаменам. Определение типа мышления. Внимание и память. 2. Что я знаю о профессиях. Классификация профессий. Признаки профессий. Определение типа будущей профессии. Отличие понятий профессия, специальность, должность. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. 3. Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Конфликты. Способы выхода из конфликтов. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности. Обобщение. 4. Планирование профессиональной карьеры. Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Знакомство со средними и высшими учебными заведениями. Стратегия выбора профессии. Обобщение. 6 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. № п/п Название темы Кол-во часов Что я знаю о своих возможностях. 1 2** Самооценка. 1 3** Уровень притязаний. 1 Определение темперамента. 1 Внимание и память. 1 Что я знаю о профессиях. 1 Определение типа будущей профессии. 1 8 Отличие понятий профессия, специальность, должность. 1 9* Интересы и склонности в выборе профессии. 1 10* Профессия и здоровье. 1 1 4 5** 6 7** 11** Способности и профессиональная пригодность. 1 12** Уровни профессиональной пригодности. 1 13* Планирование профессиональной карьеры. 1 7 14 Мотивы и потребности. 1 15 Ошибки в выборе профессии. 1 16** Стратегия выбора профессии. 1 17 Обобщение. 1 Итого: 17 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)