РП АОП ООО ЗПР Профессиональное самоопределение

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования обучающихся
с ЗПР МБОУ СОШ № 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Профессиональное самоопределение»
за курс основного общего образования
9 класс

2021г.

1. Предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
3

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации

Выпускник научится:
 характеризовать основные психологические понятия:
познавательные процессы- самооценка, личность, уровень
притязаний, успех, характер, темперамент, эмоции, стресс,
интересы, склонности;
● классифицировать виды профессий и основные понятия
«профессия», «должность», «специальность», типы профессий, их признаки;
характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному
технологическому укладу;
● характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть
тенденции ее развития;
● разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных
на региональном рынке труда и правила выбора профессии;
● определять свои психологические особенности и возможности:
познавательные процессы, личностные особенности (темперамент, характер,
самооценку и т. д.);
● анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех
или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной
траектории;
● анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с
освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией
тех или иных видов деятельности;
● анализировать значение профессионального самоопределения,
4

требования к составлению личного профессионального плана;
Выпускник получит возможность научиться:
● предлагать альтернативные варианты образовательной
траектории для профессионального развития;
● характеризовать группы предприятий региона проживания;
● получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки
информации о перспективах развития современных производств и
тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также
информации об актуальном состоянии и перспективах развития
регионального и мирового рынка труда.
● рационально использовать учебную и дополнительную информации
для выбора профессии;
● оценивать свои способности и готовность к выбранной профессии;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
Выпускник научится:
 характеризовать основные психологические понятия:
познавательные процессы - самооценка, личность, уровень
притязаний, успех, характер, темперамент, эмоции, стресс,
интересы, склонности;
● классифицировать виды профессий и основные понятия
«профессия», «должность», «специальность», типы профессий, их признаки;
характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному
технологическому укладу;
● характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть
тенденции ее развития;
● разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных
на региональном рынке труда и правила выбора профессии;
● определять свои психологические особенности и возможности:
познавательные процессы, личностные особенности (темперамент, характер,
самооценку и т. д.);
● анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех
или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной
траектории;
● анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с
освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией
тех или иных видов деятельности;
5

● анализировать значение профессионального самоопределения,
требования к составлению личного профессионального плана;

2. Содержание рабочей программы.
1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка. Уровень притязаний. Определение темперамента.
Темперамент и профессия. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Стресс и
тревожность при подготовке к экзаменам. Определение типа
мышления. Внимание и память.
2. Что я знаю о профессиях.
Классификация профессий. Признаки профессий. Определение типа
будущей профессии. Отличие понятий профессия, специальность,
должность. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение
профессионального типа личности. Профессионально важные качества.
Профессия и здоровье.
3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Способности к практическим
видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам
деятельности. Способности к профессиям социального типа.
Конфликты. Способы выхода из конфликтов. Способности к офисным
видам деятельности. Способности к предпринимательской
деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной
пригодности. Обобщение.
4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный
рынок труда. Пути получения профессии. Знакомство со средними и
высшими учебными заведениями. Стратегия выбора профессии.
Обобщение.

6

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
№
п/п

Название темы

Кол-во
часов

Что я знаю о своих возможностях.

1

2**

Самооценка.

1

3**

Уровень притязаний.

1

Определение темперамента.

1

Внимание и память.

1

Что я знаю о профессиях.

1

Определение типа будущей профессии.

1

8

Отличие понятий профессия, специальность, должность.

1

9*

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

10*

Профессия и здоровье.

1

1

4
5**

6

7**

11** Способности и профессиональная пригодность.

1

12** Уровни профессиональной пригодности.

1

13*

Планирование профессиональной карьеры.

1
7

14

Мотивы и потребности.

1

15

Ошибки в выборе профессии.

1

16** Стратегия выбора профессии.

1

17

Обобщение.

1

Итого:

17

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».