Приложение № 2 к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ №19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 2 классов Серовский ГО 2023 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверсмонеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждениифинансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальныхситуациях. Метапредметные результаты изучения курса:Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа надпроектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представленияинформации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потокеинформации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую.Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числево внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии споставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить ипредсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научныхявлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческогопознания. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ № Тема 1 Про беличьизапасы (Математическаяграмотность) Беличьи Деньги (Финансоваяграмотность) Про белочку и погоду (Естественно-научная грамотность) И. Соколов-Микитов. В берлоге (Читательская грамотность) Медвежье Потомство (Математическаяграмотность) Повреждённые и фальшивые деньги (Финансоваяграмотность) Лесные сладкоежки (Естественно-научная грамотность) Лев Толстой. Зайцы (Читательская грамотность) Про зайчат изайчиху (Математическаяграмотность) Банковская карта (Финансоваяграмотность) Про Зайчишку и овощи (Естественно-научная грамотность) Николай Сладков. Весёлаяигра (Читательская грамотность) Лисьи забавы (Математическаяграмотность) Безопасность денег на банковской карте (Финансоваяграмотность) Лисьи норы (Естественно-научная грамотность) Обыкновенные Кроты (Читательская грамотность) Про крота (Математическая грамотность) Про кредиты (Финансоваяграмотность) Корень – часть растения (Естественно-научная грамотность) Эдуард Шим.Тяжкий труд (Читательская грамотность) Про ежа (Математическая грамотность) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Количество часов 1 ЭОР https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Про вклады (Финансовая грамотность) Занимательные особенности яблока (Естественно-научная грамотность) Полевой Хомяк (Читательская грамотность) Про полевого Хомяка (Математическая грамотность) Ловушки дляденег (Финансовая грамотность) Про хомяка и егозапасы (Естественно-научная грамотность) Про бобров (Читательская грамотность) Бобры-строители (Математическая грамотность) Такие разные деньги (Финансовая грамотность) Материал дляплотин (Естественно-научная грамотность) Позвоночныеживотные (Читательская грамотность) Встреча друзей (Математическая грамотность) Встреча друзей (Математическая грамотность) ИТОГО 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 https://fg.resh.edu.ru/ 1 34