Приложение №2 к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ №19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Современный английский язык: трудные аспекты» для обучающихся 10 класса . Серовский ГО 2023 г. 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Повседневная жизнь Покупки. Общение в семье и в школе. Переписка с друзьями. Здоровье Посещение врача. Спорт Активный отдых. Научно-технический прогресс Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии. Природа и экология Природные ресурсы. Знаменитые природные заповедники России и мира. Современная молодежь Увлечения и интересы. Профессии Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Страны изучаемого языка Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПЛАНИРУЕМЫЕ АНГЛИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЯЗЫКУ НА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по английскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися программы по английскому языку для уровня среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности: В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного 2 члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка, достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном (английском) языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 3 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного (английского) языка; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, в том числе с использованием изучаемого иностранного языка. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, с использованием изучаемого иностранного (английского) языка. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по английскому языку для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, 4 коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений изучаемого иностранного языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности в языковых явлениях изучаемого иностранного (английского) языка; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием иностранного (английского) языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной лингвистической терминологией и ключевыми понятиями; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативных решений. Работа с информацией: 5 владеть навыками получения информации из источников разных типов, в том числе на иностранном (английском) языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты на иностранном (английском) языке в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, таблица, схема, диаграмма и другие); оценивать достоверность информации, её соответствие морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия на иностранном (английском) языке, аргументированно вести диалог и полилог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль давать оценку новым ситуациям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 6 оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста на иностранном (английском) языке выполняемой коммуникативной задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повседневная жизнь Покупки. Общение в семье и в школе. Переписка с друзьями. Здоровье Посещение врача. Спорт Активный отдых. Научно-технический прогресс Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии. Природа и экология Природные ресурсы. Знаменитые природные заповедники России и мира. Современная молодежь Увлечения и интересы. Профессии Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Страны изучаемого языка Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 10 класс № п/п Тема урока Кол-во часов 7 1 Определение на слух значения незнакомых слов и слов, имеющих похожее произношение 1 https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ 2 Понимание числительных и сравнений на слух 1 3 Практика аудирования на основе текстов «Британия и британцы» 1 4 Практика чтения на основе текста «Неудачная работа». Понимание деталей текста. Олимпиадные задания по английскому языку. Практикум 1 1 9 Практика чтения на основе текста «Спортивные центры». Развитие смысловой догадки Система времен английского глагола. Особые случаи выражения настоящего времени Система времен английского глагола. Особые случаи выражения будущего времени Условное наклонение. 10 Различные способы выражения сравнений 1 11 Увлечения, спорт, игры. Фразовые глаголы, устойчивые выражения по теме. Практикум Практика диалогической речи. Стратегии ведения диалога 1 13 Практика диалогической речи. Получение и сообщение информации 1 14 Практика 1 https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ https://resh. edu.ru/subje ct/11/10/ 8 5 6 7 8 12 15 16 17 монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Школа» Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Школа» Погода и природа. Фразовые глаголы и устойчивые выражения по теме. Практикум Система времен английского глагола. Страдательный залог и другие 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 пассивные конструкции Практика чтения на основе текста «Культура нашего региона». Понимание структуры текста Практика чтения на основе текста «Окружающая среда в нашем регионе». Понимание структуры текста Практика чтения на основе текста «Промышленность нашего региона». Понимание структуры текста Наука и техника. Фразовые глаголы и устойчивые выражения по теме. Практикум Путешествия и транспорт. Фразовые глаголы, устойчивые выражения по теме. Практикум Средства массовой информации. Фразовые глаголы и устойчивые выражения по теме Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Дом» Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Каникулы» Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Личная и общественная жизнь» Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Работа» Официальное письмо. Письмо-заявление о приеме на работу. Письменный практикум Особенности написания статьи. Письменный практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Письменный практикум. Особенности пунктуации, орфографии, аббревиатур Особенности постановки вопросов. Косвенные вопросы 1 1 Практикум. Вопросы в косвенной речи Итого 1 https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ https://resh.ed u.ru/subject/1 1/10/ 34 11 класс 9 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока «Работа и подросток» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочноечтение «Выбор профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии» Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания. «Собеседование при приеме на работу». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Работа» в формате ВПР «Здоровый образ жизни». Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочноечтение «Питание». Национальные блюда». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания. «Посещение врача». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Здоровье» в формате ВПР «Профессиональный и любительский спорт» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочноечтение «Преимущества и недостатки занятий спортом ». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания «Экстремальные виды спорта». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Спорт » в формате ВПР «Свободное время» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочное чтение «Кино и другие способы развлечений». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания Кол-вочасов ЭОР 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 «Музеи ». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией Монологическое и диалогическое высказывание в формате «Роль науки в жизни общества» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочное чтение Космос». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания «Интернет, мобильные телефоны: достоинства и недостатки».Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Наука» в формате ВПР «Путешествия» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочноечтение «Бронирование билетов и отелей, достоинства и недостатки различных способов путешествий». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания. «Экотуризм.» Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с цельюобмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Путешествия » в формате ВПР «Образовательная система в России и англоязычных странах» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочное чтение «Отношение к учебе» Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания. Работа в парах и индивидуально. «Экзамены». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание в формате 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 «Типы магазинов и мест общественного питания» Работа с лексикой, использование лексики в ситуациях, выборочноечтение «Услуги связи». Работа с лексикой, стратегии монологического высказывания «Традиционные покупки и покупки по интернету». Работа с лексикой, стратегия ведения диалога с целью обмена оценочной информацией. Монологическое и диалогическое высказывание по теме «Покупки» в формате ВПР Способы изучения английского языка 34 Английский язык в современном мире 1 29 30 31 32 Итого 1 1 1 1 34 1 2