ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ № 19 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса «Индивидуальный проект» за курс среднего общего образования 10 класс 2021 г. 1. Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты: Личностные результаты должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, 2 владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Ученик научится: – определять область своих познавательных интересов; – искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек; – находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта; – планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме: – распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов; – использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; – ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.; – видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы; – предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта Ученик получит возможность научиться: – самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование; – целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности; – осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования. В результате представление: учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат 3 – о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; – о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; – об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках; – об истории науки; – о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); Обучающиеся смогут: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Обучающиеся научатся: – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Обучающиеся получат возможность научаться: – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 4 2. Содержание учебного курса. Модуль1. Культура исследования и проектирования 1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как видучебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Управление проектами. 1.2. Учимся анализировать проекты. Современный проект учащегося-дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбортемы. 1.3. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Проектная деятельность.Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подходпри проведенииисследования. Исследовательскиепроекты. 1.4. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество.Научныетеории. 1.5. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования.Построениегипотезы.Целиизадачиисследования.Обобщение.Классификация.Умозаклю ченияивыводы. 1.6. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). 1.7. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Проектная идея. Презентация и защита. Структура проекта, исследовательских работ. Представление структуры индивидуального проекта(учебного исследования). Модуль2.Самоопределение 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Глобальные проблемы. Приоритетные направления для проектирования (исследования). Варианты выбора направления для проекта. 2.2. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Проработка идей для проекта. 2.3. Знакомство с проектными движениями. Актуализация знаний о современных проектных движениях различных масштабов, конкурсах проектных и исследовательских работ. 2.4. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы проекта или исследования. Факторы, которые необходимо учитывать при формулировке темы проекта. Формулировка актуальности темы проекта. 2.5. Практическая работа «Актуальность проекта (исследования)». Модуль3. Замысел проекта 3.1. Понятие «проблема» при осуществлении проектирования. Определение основных понятий - проблема, позиция, профессиональная позиция. Постановка проблемы. Аспекты рассмотрения проблемы. 3.2. Формулирование цели проекта. Основные понятия- цель, процесс формулирования цели. Анализ проблемной ситуации при формулировании цели проекта(исследования). 3.3. Целеполагание и постановка задач. Задачи и результат проекта (исследования). Особенности формулирования задач. Анализ поставленных задач с реальными возможностями конкретной ситуации. 3.4. Прогнозирование результатов проекта. Определение продукта проекта. Продукт проекта. Виды продуктов проекта. 5 3.5. Практическое занятие «Анализ продуктов проектов сверстников». Анализ продуктов проектов сверстников. 3.6. Роль акции в реализации проектов. Акции. Волонтерские благотворительные инициативы. Нестандартные способы реализации идеи проекта. Социальное проектирование. 3.7. Ресурсы и бюджет проекта. Понятия – ресурс, бюджет. Виды ресурсов информационные, финансовые, административные, технические, материальные (сырье и материалы). Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта(исследования). 3.8. Практическая работа «Оформление замысла проекта». Оформление замысла проекта с помощью графических способов представления информации. Модуль4.Условияитрудностиреализациипроекта 4.1. Планирование действий по пути к реализации проекта. Понятия – планирование, прогнозирование. Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта: как эффективноиспользоватьвкладкаждогоучастникадлядостижения общейцели. 4.2. Модели управления проектами. Контрольная точка (начало и окончание отдельного вида работ). Инструменты планирования и управления проектами. Ленточная диаграмма (карта Ганта).Дорожная карта. 4.3. Практическое занятие «Дорожная карта проекта». Оформление дорожной карты проекта. 4.4. Трудности реализации проекта. Риски проекта. Жизненный цикл проекта. Риски при реализации проекта. Факторыриска– внешние, внутренние. 4.5. Практическое занятие «Анализ трудностей при реализации проекта». Анализ проектов сверстников на предмет возможных рисков при реализации. Модуль5.Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 5.1. Работа с информационными источниками .Поиск и систематизация информации .Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. 5.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях и электронных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,рецензия. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. 5.3. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. 5.4. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительныетаблицы. Опорныеконспекты. 5.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемыпауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. 5.6. Практическое занятие по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллекткарты. 5.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография,справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. 5.8. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося. Модуль6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ 6.1. Позиция эксперта. Назначение предварительной защиты проекта. Организация работы с экспертом. Эксперт. 6 6.2. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Рассмотрение и обсуждение критериев анализа и оценивания проектных работ. 6.3. Практическая работа «Оцениваем проекты сверстников». 6.4. Защита проектной идеи. Цикл уроков, посвященный предварительной защите проектных идей обучающихся. Рефлексия после проведения предварительной защиты. Модуль7.Дополнительные возможности улучшения проекта 7.1. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Социологический опрос. Интервью. Анкетирование. Интернет-опрос. Выбор корреспондентов. Ошибки выборки. Анкета. 7.2. Практическая работа «Подготовка и проведение опроса по проекту» 7.3. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Блог. Таргетированная реклама. Возможности социальных сетей для продвижения проекта. 7.4. Использование видеороликов продвижении проекта. Основные составляющие при создании видеоролика – идея, сценарий, съемка, монтаж. 7.5. Практическаяработа«Возможностиулучшенияпроекта». Модуль8.Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 8.1. Представление результатов учебного проекта (исследования). Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. 8.2. Оценка учебного проекта (исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Модуль9. Коммуникативные навыки 9.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. 9.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правилаведения спора. Дискуссия: виды и технологии. 9.3. Практическое занятие «Коммуникативные навыки» (тренинг на коммуникацию). 9.4. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. 9.5. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований. 7 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. № Тема занятия Введение в предмет «Индивидуальный проект» Модуль1. Культура исследования и проектирования 1.1 Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. 1.2 Учимся анализировать проекты. 1.3 Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. 1.4 Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. 1.5 Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования 1.6 Методы эмпирического и теоретического исследования. 1.7 Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Модуль2.Самоопределение 2.1 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 2.2 Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 2.3 Знакомство с проектными движениями. 2.4 Первичное самоопределение .Обоснование актуальности темы проекта исследования 2.5 Практическаяработа «Актуальностьпроекта(исследования)» Модуль3. Замысел проекта 3.1 Понятие «проблема» при осуществлении проектирования 3.2 Формулирование цели проекта 3.3 Целеполагание и постановка задач. 3.4 Прогнозирование результатов проекта. Определение продукта проекта. 3.5 Практическое занятие «Анализ продуктов проектов сверстников» 3.6 Роль акции в реализации проектов. 3.7 Ресурсы и бюджет проекта. 3.8 Практическая работа «Оформление замысла проекта» Модуль4. Условия и трудности реализации проекта 4.1 Планирование действий по пути к реализации проекта 4.2 Модели управления проектами. 4.3 Практическое занятие «Дорожная карта проекта» 4.4 Трудности реализации проекта. Риски проекта. 4.5 Практическое занятие «Анализ трудностей при реализации проекта» Модуль 5. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности 5.1 Работа с информационными источниками. Поиски систематизация информации. 5.2 Информационные ресурсы на бумажных и электронных носителях. 5.3 Сетевые носители–источники информационных ресурсов 5.4 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. 5.5 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.Инфографика. 5.6 Практическое занятие по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Количество часов 1 10 1 2 1 1 1 3 1 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 12 1 1 1 2 2 2 8 Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) раБоты обучающегося Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ 6.1 Позиция эксперта. 6.2 Критерии анализа и оценивания проектной работы. 6.3 Практическая работа «Оцениваем проекты сверстников» 6.4 Защита проектной идеи. Модуль7.Дополнительные возможности улучшения проекта 7.1 Опросы как эффективный инструмент проектирования 7.2 Практическая работа «Подготовка и проведение опроса по проекту» 7.3 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. 7.4 Использование видеоролика в продвижении проекта. 7.5 Практическая работа «Возможности улучшения проекта» Модуль 8. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности 3.1 Представление результатов учебного проекта (исследования) 3.2 Оценка учебного проекта (учебного исследования) Модуль9. Коммуникативные навыки 9.1 Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог 9.2 Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. 9.3 Практическое занятие «Коммуникативные навыки» (тренинг на коммуникацию) 9.4 Публичное выступление: от подготовки до реализации. 9.5 Практическое занятие. Публичное выступление. Промежуточная аттестация: публичная защита итогового индивидуального проекта Итого 5.7 5.8 1 2 5 1 1 1 2 5 1 1 1 1 1 4 2 2 7 1 1 1 2 2 6 68 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)