Дидактическое пособие Словарные слова 3 класс

Дидактический материал для обучающихся з класса, реализующих адаптированную
образовательную программу начального общего образования с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2)
«Карточки со словарными словами для обучающихся с ЗПР. 3 класс»
Паспорт дидактического материала
Наименование/ тема практики

1.Общие сведения
«Карточки со словарными словами для
обучающихся с ЗПР. 3 класс»
Марченко Татьяна Олеговна

Фамилия, имя, отчество
автора/авторов (полностью)
Место реализации практики
МБОУ СОШ №19 (Муниципальное бюджетное
(образовательная организация,
общеобразовательное учреждение средняя
территория, где реализуется
общеобразовательная школа №19).
практика)
Должность реализатора (-ов)
Учитель
практики
2. Описание дидактического материала
Краткое описание проблемной
Наличие орфографических ошибок при
ситуации,
послуживших написании обучающимися словарных слов при
причиной внедрения практики
написании
диктанта,
творческих
работ
(сочинения).
Цель
практики
и
задачи
Цель: формирование знаний обучающихся об
практики
орфограммах в словарных словах с целью
повышения грамотности младших школьников.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить
обучающихся
с
орфограммами в словарных словах посредством
ежедневной работы со средствами наглядности.
Развивающие:
Способствовать
развитию
словеснологического
мышления
посредством
использования словесного материала с элементами
символических средств.
Развивать орфографическую зоркость при
работе со средствами наглядности.
Коррекционная:
Развивать
память
обучающихся
посредством устного повторения словарных слов.
Воспитательная:
Воспитывать у обучающихся потребность в
изучении словарных слов.

Целевая группа обучающихся

Обучающиеся 3 класса.

Краткое описание содержания Карточки со словарными словами по программе 3
практики
класса с использованием элементов мнемотехники.
Формы
работы:
фронтальная,
парная,
индивидуальная.
Используемые
технологии, Мнемотехника
методики, техники, приемы
Практика
представлена/не https://infourok.ru/kartochki-dlya-frontalnoj-rabotyпредставлена
в
интернет- slovarnye-slova-6209815.html
пространстве (соц. сети, сайт
организации и др.). Ссылка на
представления
Ресурсы, необходимые для
внедрения практики (при
необходимости)

I.

Введение:

Использование пособия «Карточки со словарными словами для обучающихся с
ЗПР. 3 класс» является актуальным, так как есть необходимость в повышении
грамотности младших школьников. Эта потребность отражается в документах
государственного уровня. В Федеральном государственном образовательном стандарте
обозначено:

«достижения

обучающихся

отражают

способность

обучающихся

использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
овладевать – учебными знаково-символическими средствами», «использование в
речевой

деятельности

норм

современного

русского

литературного

языка

(орфографических)».
Проблема: как повысить грамотность письма младших школьников с задержкой
психического развития?
Планируемые результаты:
Предметные:
1.

Обучающиеся познакомятся с орфограммами в словарных словах

посредством ежедневной работы со средствами наглядности.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:

1.

Обучающиеся получат возможность принимать и сохранять учебную

задачу.
Познавательные:
1.

Обучающиеся получат возможность научится работать с информацией,

осмысливать и использовать её.
Коммуникативные:
1.Обучающиеся будут учиться слушать и слышать собеседника в ходе участия
беседы с учителем.
Личностные:
Обучающиеся проявят потребность в изучении словарных слов в ходе работы со
средствами наглядности.
II.Содержание:
Цель: формирование знаний обучающихся об орфограммах в словарных
словах с целью повышения грамотности младших школьников.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить обучающихся с орфограммами в словарных словах посредством
ежедневной работы со средствами наглядности.
Развивающие:
Способствовать развитию словесно-логического мышления посредством
использования словесного материала с элементами символических средств.
Развивать орфографическую зоркость при работе со средствами наглядности
(карточек с использованием мнемотехники).
Коррекционная:
Развивать память обучающихся посредством устного повторения словарных слов.
Воспитательная:
Воспитывать у обучающихся потребность в изучении словарных слов.
Целевая группа: обучающиеся 3 класса с задержкой психического развития.
Содержание деятельности по реализации практики:

Обучающиеся изучают словарные слова по блокам. Блок слов, которые
начинаются на 1 букву.
Изучение 1 блока (слова на букву «А»).
1.

Демонстрация словарных слов учителем.

2.

Проговаривание словарных слов совместно с обучающимися.

3.

Проговаривание орфограмм в словах.

4.

Фиксация

в

словарном

словаре

(каждым

обучающимся)

словарных слов.
5.

Выделение

орфограммы.

Использование

знаково-

символических средств для обозначения орфограммы.
6.

Письмо словарных слов под диктовку. Выделение орфограмм.

Использование знаково-символических средств для группировки словарных
слов.

2

О

ь

7.
Внесение данных в лист контроля для анализа ошибок и
планирования дальнейшей коррекционной работы. Лист фиксирует ошибку.
Данные для анализа ошибок (какие орфограммы ребёнок плохо усвоил).
Лист контроля
ОЦЕН
ГРАМОТНОСТЬ НАПИСАНИЯ СЛОВА
КО
И СЕБЯ
Аккур
Алф
Аль
Апр Л-ВО
БАЛЛОВ
атно
авит
бом
ель
Грамо
1
+
тность
написания
Ошиб
аКура
огА
апре
ка
тно
род
л
«Опас
Удвое
оро
Ь –
ное» место в нный
показатель
слове
согласный
мягкости
согласного
8.
Критерии оценки:
9.
«отлично» - 4 слова написаны без ошибок.
10.
«хорошо» - 3 слова написаны без ошибок, 1 ошибка найдена.
11.
«надо стараться» - 2 слова написаны без ошибок.

12.
найдены.

«плохо» - менее 2 слов написаны без ошибок, ошибки не

Ш. Результаты апробации практики:
Опыт применения практики оформляется в итоговую таблицу.
Данные таблицы:
- Словарное слово;
- Орфограмма;
- Общее количество ошибок.
Блоки словарных слов (от буквы «А» до «З»)

1

замена

ЖИ-ШИ

написание

ЧК/ЧН

Слитное

Пропуск/

Пропуск

ОРО/ ОЛО

Мягкий знак

1

показатель мягкости

1

согласный

1

согласный

3
1

Мягкий

1

разделительный знак

Парный

2
1

Удвоенный

Безударный

Аккуратно
Алфавит
Альбом
Быстро
Вдруг
Весело
Ветер
Вместе
Вокруг
Воробей
Ворона
Восемь
Воскресенье
Восток
Вторник
Гвоздика
Герой
Город
Горох
Девочка
Дежурный
Декабрь
Деревня
Дорога
До свидания
Желать
Жёлтый
Животное
Завтрак
Заря
Заря
Заяц
Здравствуй
Землянка
Общее
количество

Общее количество

гласный

Ошибка/
словарное
слово

1
1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1
2
1
11

4

2

1

2

4

5

1

1

3
2
1
1
3
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
30

Анализ ошибок
20
10
0

Безударный
гласный

Парный
согласный

ОРО/ ОЛО

Пропуск/
замена

Составляется план коррекции.
План коррекции
1)
Безударный гласный.
2)
Парный согласный.
3)
ОРО/ОЛО.
4)
Пропуск/замена.
Выполнение заданий на коррекцию допуска ошибок.
Задание №1
Выпиши словарные слова из ряда слов, в которых есть данные орфограммы.
Подчеркни орфограмму.
Аккуратно, алфавит, весело, ветер, воскресенье, восток, землянка.
1) Безударный гласный: алфавит,
2)
Парный согласный: восток,
3)

Удвоенный согласный:аккуратно,

IV.Перспективы использования данной практики
Результаты применения разработанного пособия показывают помогают
отследить вид допущенных ошибок и разработать план коррекции., что говорит о том,
что данная практика. Для качественного результата требуется больше времени для
запоминания

обучающимися

с

задержкой

психического

развития,

развития

орфографической работы. Продолжать работу в данном направлении планирую.

Сборник «Карточки со словарными словами для
обучающихся с ЗПР. 3 класс»

аккуратно
алфавит
альбом
2

апрель
берег
берёза

быстро
вдруг
весело

ветер
вместе
вокруг

воробей
ворона
восемь

воскресенье

восток
вторник

гвоздика
герой
город

горох
девочка
дежурный

декабрь
деревня
дорога

до свидания

желать
жёлтый

животное
завод
завтрак

заря
заяц
здравствуй

земляника
извините
интересный

капуста
карандаш
картина

картофель
квартира
килограмм
2

класс
коллектив
коллекция
2
2

комната
компьютер
коньки

Красная
площадь

Кремль

кровать
лагерь
лестница

лопата
лягушка
магазин

малина
машина
мебель

медведь
месяц
метро

молоко
молоток
морковь

мороз
Москва
народ

ноябрь
обед
обезьяна

облако
овёс
овощи

огород
огурец
одежда

однажды
одуванчик
около

октябрь
орех
осина

пальто
пенал
песок

петрушка
пирог
платок

погода
помидор
понедельник

пороша
посуда
потом

поэт
праздник
приветливо

пшеница
пятница
работа

растение
ребята
рисунок

ракета
родина
ромашка

Россия
русский
рябина
2

2

самолёт
сапоги
сахар

север
сентябрь
сирень

скоро
снегирь
собака

солдат
солома
сорока

спасибо
среда
стакан

столица
суббота
тетрадь
2

товарищ
топор
трактор

трамвай
ужин
улица

урожай
ученик
ученица

учитель
фамилия
февраль

хорошо
четверг
четыре

чёрный
чуство
шёл

шоссе
щавель
яблоко
2

яблоня
ягода
язык

январь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».